Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа

Краткое описание

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.

Содержание

Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.82 Мб (Скачать файл)

 

Режим плавания

У берегов Карского моря имеются бывшие опасные от мин  районы, открытые для плавания судов. Границы упомянутых районов показаны на картах. Постановка судов на якорь  в бывших опасных от мин районах  категорически запрещается и  возможна только в специально отведенных местах.

 

Районы разделения движения судов

В проливе Карские Ворота установлена система разделения движения судов. Рекомендованные курсы  одностороннего движения судов при  плавании из Баренцева моря в Карское и в обратном направлении показаны на соответствующих картах.

 

Навигационная информация

Изменения в навигационно-гидрографической обстановке публикуются в извещениях мореплавателям Главного управления навигации  и океанографии МО РФ (ГУНиО МО РФ). Кроме этого, в течение всего навигационного периода изменения в навигационной обстановке на море передаются в виде прибрежных предупреждений (ПРИП).

Прибрежные предупреждения на трассе СМП территориально делятся  на ПРИП Запада (сообщения на районы, расположенные западнее меридиана 125° вост. долг.) и ПРИП Востока (сообщения  на районы, находящиеся восточнее  меридиана 125° вост. долг.).

Радиостанция “Диксон” передает ПРИПы Запада, которые имеют порядковую нумерацию с начала навигации. Радиостанция “Певек” передает ПРИПы Востока, также имеющие порядковую нумерацию с начала данной навигации.

Радиостанции “Амдерма” и “Челюскин” репетуют ПРИПы по своим районам.

Навигационная гидрометеорологическая (прогноз погоды) и ледовая информация передается радиометеостанциями согласно объявленному расписанию.

 

Общие сведения

Карское море является одним  из окраинных морей Северного  Ледовитого океана и занимает площадь 883 000 км2 (с островами 893 000 км2). На западе море ограничено островом Вайгач и островами Новая Земля и соединено с Баренцевым морем проливами Югорский Шар, Карские Ворота и Маточкин Шар. На северо-западе Карское море смыкается с Баренцевым морем, а на севере имеет широкий выход к Арктическому бассейну Северного Ледовитого океана. На востоке море ограничено островами Северная Земля и полуостровом Таймыр и соединено с морем Лаптевых проливами Вилькицкого, Шокальского и Красной Армии.

Протяженность материковой  береговой линии Карского моря 4,9 тыс. миль, а береговой линии островов 6,3 тыс. миль.

В Карском море условия  для плавания судов сложные. Основными  причинами, затрудняющими плавание, являются: большое количество подводных  опасностей, частые туманы, почти постоянное наличие льда и слабая изученность  течений.

Выбор пути в прибрежной зоне определяется наличием льда и  опасных для плавания глубин. В  районах открытого моря, в которых  опасные для плавания глубины  отсутствуют, выбор пути зависит  от сплоченности льда. Постоянное наличие  льда в море обусловило необходимость  строгого контроля мореплавания Штабом Запада, в котором сосредоточиваются  полные сведения о характере, количестве и расположении льда.

Штаб Запада систематически передает судам специальную ледовую  информацию, сообщает о наиболее выгодных при данной ледовой и навигационной  обстановке путях следования и, получая  регулярные донесения от капитана судна, следит за его продвижением по назначенному пути, то есть осуществляет проводку судов. Указания Штаба Запада о путях плавания в Карском море являются обязательными для всех судов.

При плавании по рекомендованным  путям от проливов Югорский Шар и  Карские Ворота к острову Диксон и проливу Вилькицкого определение места обеспечивается космической навигационной системой.

Определение места судна  может производиться по радиомаякам, а также по маякам, светящим знакам и береговым естественным ориентирам.

Условия использования РЛС  для обеспечения прибрежного  плавания в Карском море благоприятны в районах, где преобладают каменистые обрывистые берега, имеющие хорошую  отражательную способность.

 

Берега

Берега Карского моря разнообразны по строению, но в большинстве своем  характеризуются сравнительно сглаженным рельефом и незначительной высотой. Местами берега обрывистые, каменистые, сложены из коренных пород.

Побережье Карского моря покрыто  тундровой растительностью и  имеет однообразную желтовато-бурую  окраску.

Из многочисленных рек, впадающих  в Карское море, навигационное  значение имеют реки Обь, Енисей, Пясина и Таймыра. Остальные реки мелководны, незначительны по протяженности, и лишь некоторые из них доступны для малых судов.

 

Проливы и острова

Наиболее важными в  навигационном отношении являются проливы Югорский Шар и Карские  Ворота, соединяющие Карское морс с Баренцевым морем, и пролив Вилькицкого, соединяющий Карское море с морем Лаптевых.

Острова в описываемом  районе Карского моря разнообразны как  по величине, так и по строению. Крупнейшие из них – остров Вайгач, острова  Новая Земля, остров Белый и острова  Северная Земля.

 

Глубины, рельеф дна и  грунт

Карское море расположено  в пределах материковой отмели и  в основном занимает полосу глубин до 400 м. Материковый склон начинается севернее линии, соединяющей архипелаг  Земля Франца-Иосифа с островами  Северная Земля.

Наиболее глубоководна западная часть моря, где вдоль острова Вайгач и островов Новая Земля располагается Новоземельская впадина, глубины в которой 200–400 м.

Наиболее опасной для  плавания зоной в Карском море из-за неровностей дна является прибрежная его часть между Пясинским и Таймырским заливами, ограниченная изобатой 50 м.

 

Земной магнетизм

Магнитное склонение в  Карском море всюду восточное. На эпоху 1995 г. оно изменяется от 21,3° Е на юге района до 32,5° Е на севере. Направление изогон на западе района юго-восточное, а на востоке – северо-восточное. Среднее годовое изменение магнитного склонения от 0,02° до 0,28° к Е.

Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля возрастает от 0,05 Э на северо-востоке района до 0,1 Э на юге.

Магнитное наклонение изменяется от 79,5° N на юге района до 84,3° N на северо-востоке.

Солнечно-суточные вариации магнитного склонения в спокойные  дни имеют вид простой суточной волны, и только в северном районе моря имеется второй максимум, который  бывает около 20 ч. Второй максимум значительно  меньше первого.

Признаком магнитного возмущения служат интенсивные полярные сияния подвижных форм (драпри, короны, дуги), а также резкое нарушение радиосвязи на коротких волнах. О состоянии  магнитного поля в Карском море следует  запрашивать обсерваторию радиометцентра Диксон.

 

Средства навигационного оборудования (СНО)

В описываемом районе Карского моря распределены неравномерно. Достаточно оборудована для плавания при  любых условиях погоды основная трасса от проливов Югорский Шар и Карские  Ворота до порта Диксон и прибрежный путь, ведущий в пролив Вилькицкого. Наименее обеспечены СНО берега островов Северная Земля.

В Карском море имеется  несколько маяков с дальностью видимости  до 16 миль и большое число светящих знаков с дальностью видимости 8 – 15 миль.

Сооружения маяков и светящих знаков разнообразны по внешнему виду и днем приметны. На большинстве  из них установлены радиолокационные отражатели.

Радиотехнические средства навигационного оборудования в Карском  море, обеспечивающие определение места  судна вне видимости берегов, представлены здесь радиомаяками.

Районы разделения движения судов и рекомендованные курсы. В проливе Карские Ворота установлена  система разделения движения судов. Рекомендованные курсы одностороннего движения судов при плавании из Баренцева  моря в Карское и в обратном направлении показаны на картах.

 

Порты

В описываемой части Карского моря расположены морской торговый порт Диксон и Амдерминский морской порт

Режим плавания в портах регламентируется Общими правилами  морских торговых и рыбных портов Российской Федерации.

 

Спасательная служба

Оказание помощи судам  и самолетам в районе Северного  морского пути организуют Мурманское и Дальневосточное морские пароходства  и Администрация Северного морского пути Минтранса России, привлекая  для этого любые необходимые  транспортные средства, находящиеся  в районе СМП. По указанию Штаба Запада помощь аварийному судну будет оказана  ближайшим ледоколом или другим надлежаще оборудованным судном.

 

Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям 

Карское море по своим физико-географическим условиям является наиболее сложным  из морей Русской Арктики. Плавание по нему сопряжено с большими трудностями.

К неблагоприятным для  плавания условиям относятся:

* почти постоянное наличие  льда;

* наличие большого количества  подводных опасностей и множества  участков с малыми глубинами;

* отсутствие во многих  районах моря укрытых якорных  мест;

* преобладание пасмурных  дней исключающих возможность  астрономических и визуаль-ных определений;

* ненадежная работа гироскопических  и магнитных компасов;

* слабая изученность  течений;

* сравнительно раннее  замерзание устьевых участков  северных рек.

Все эти условия требуют  вести самое тщательное счисление  пути судна. При этом радионавигационный и радиолокационный способы определения  места судна являются основными.

Судовой радиолокатор следует  использовать на всех шкалах дальности, как для определения места  судна по береговым ориентирам, так  и для плавания во льдах. Не следует  также пренебрегать малейшей возможностью для уточнения места судна  всеми доступными в данный момент способами. При определении места  астрономическим способом надо учитывать, что в Карском море большая  рефракция.

Требуется особо тщательно  наблюдать за состоянием компасов и  при всякой возможности определять их поправки.

Вид берегов Карского моря значительно изменяется в зависимости  от сезона.

Карское море находится в  ведении Штаба морских арктических  операций Западного района Арктики (Штаба Запада), расположенного в  порту Диксон (телеграфный адрес: Диксон НМ).

Все суда, следующие в  пункты Карского моря или транзитом  через него, сразу же по выходе из последнего порта Баренцева или  Белого моря, а суда, следующие из-за границы без захода в российские порты, при подходе к меридиану 32° вост. долг, должны сообщить в  Штаб Запада название судна, ледовый  класс, название пароходства, фамилию  капитана, наименование и количество груза на борту, осадку, скорость и ориентировочный срок подхода к проливам Карские Ворота или Югорский Шар. Независимо от полученного ответа Штаба Запада при подходе к меридиану 50° вост. долг, судно должно сообщить в Штаб Запада уточненный срок своего подхода к указанным выше проливам или к мысу Желания.

В дальнейшем судно, следующее  в Карское море, обязано неукоснительно выпол-нять все указания Штаба Запада. К самостоятельному плаванию во льдах Карского моря допускаются только суда, имеющие ледовый класс. До входа судна в зону скопления льда судоводитель обязан получить наиболее полную информацию о ледовых условиях на указанном ему пути следования. Такую информацию дает Штаб Запада или капитан ледокола, обеспечивающего плавание в данном районе. Без информации и разрешения Штаба Запада судно не должно входить в лед.

Информация обычно содержит следующие сведения:

* положение и состояние  кромки льда;

* общую характеристику  состояния льда на всем протяжении  предстоящего пути;

* предполагаемые изменения  ледовых условий в ближайшие  несколько дней;

* курсы, рекомендованные  в зависимости от существующих  и предполагаемых ледовых условий,

* по какому из проливов  следует входить в Карское  море, выгоднейший в данное время  путь, а также указания о том,  как будет осуществляться плавание: под проводкой ледокола или  самостоятельно.

Независимо от того, как  будет осуществляться плавание (под  проводкой ледокола или судно  будет следовать самостоятельно по указанию Штаба Запада), судоводителю необходимо знать и выполнять  основные правила плавания и маневрирования во льдах.

При плавании в Карском  море следует определять место судна  по космической навигационной системе, а при хорошей видимости берегов  здесь достаточно ориентиров для  определения места по ним. Кроме  пеленгования штатных средств навигационного оборудования, иногда приходится прибегать  к пеленгованию мысов, вершин сопок  и гор или других характерных  форм рельефа побережья. В этих случаях  рекомендуется брать не менее  пяти-шести пеленгов.

При ухудшении видимости, чтобы своевременно обнаружить лед, необходимо периодически включать радиолокатор даже при плавании в удалении от берегов.

При приближении к берегам  необходимо соблюдать особую осторожность и обязательно иметь включенным эхолот, особенно в местах, где на картах глубины показаны редко. Причиной многих тяжелых аварий, произошедших с судами в Карском море, было то, что мореплаватели часто пренебрегали измерением глубин эхолотом и поэтому слишком поздно замечали опасность.

Ниже даются рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям от подходов к Карскому морю с запада до восточного выхода из пролива Вилькицкого. Пути указаны применительно к условиям чистой воды или незначительной (до 2–3 баллов) сплоченности льда.

При плавании во льдах указанные  ниже пути выдержаны быть не могут, поэтому общие указания по обходу льда и генеральные направления  плавания даст Штаб Запада. При плавании во льдах выбор конкретных путей  должен сообразовываться с рельефом дна.

 

Рекомендации для подхода  к Карскому морю с запада

В начале навигации, а именно в конце июня – начале июля, можно  встретить лед уже в восточной  части Баренцева моря на подходах к проливам Карские Ворота и Югорский Шар и к мысу Желания. Выбор  пролива для входа в Карское  море и дальнейшего следования к  острову Диксон зависит от ледовых  условий в юго-западной части  Карского моря. Лучший при данных условиях путь следования судов по Карскому морю к острову Диксон определяется Штабом Запада. Обычно лед затрудняет подход к проливам Карские Ворота и Югорский Шар только до первой декады июля. Это местный лед Баренцева  моря и более крепкий лед Карского моря, выносимый через 4 пролив Карские  Ворота в Баренцево море. Если значительного  выноса льда из Карского моря нет, местный  лед Баренцева моря уже в конце  июня не создает трудностей для прохода  судов.

Информация о работе Северный морской путь