Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа

Краткое описание

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.

Содержание

Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.82 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.История освоения Арктики

  1. Первые исследователи Арктики
  2. Морские арктические экспедиции
  3. Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями

2.Обеспечение безопасности  плавания по СМП

  1. Общие сведения
    1. Границы района
    2. Особенности плавания
    3. Острова и проливы
    4. Глубины, рельеф дна и грунт
    5. Реки
    6. Земной магнетизм
    7. Особые физико-географические явления
    8. Средства навигационного оборудования
    9. Режим плавания
    10. Районы разделения движения судов
    11. Навигационная информация
  2. Карское море
    1. Общие сведения
    2. Берега
    3. Проливы и острова
    4. Глубины, рельеф дна и грунт
    5. Земной магнетизм
    6. Средства навигационного оборудования (СНО)
    7. Порты
    8. Спасательная служба
    9. Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
    10. Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
    11. Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
    12. Плавание от мыса Желания до острова Диксон
    13. Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
  3. Море Лаптевых
    1. Общие сведения
    2. Берега
    3. Глубины, рельеф дна и грунт
    4. Земной магнетизм
    5. Средства навигационного оборудования
    6. Порты и якорные места
    7. Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
    8. Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
    9. Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
  4. Восточно-Сибирское море
    1. Общие сведения
    2. Берега
    3. Проливы и острова
    4. Земной магнетизм
    5. Средства навигационного оборудования
    6. Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
    7. Плавание при отсутствии льда
    8. Плавание во льдах
  5. Чукотское море
    1. Общие сведения
    2. Земной магнетизм
    3. Особые физико-географические явления
    4. Средства навигационного оборудования
    5. Население и населенные пункты
    6. Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
    7. Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря

3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"

  1. Общие сведения
  2. Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
  1. Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
  1. Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
  2. Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
  1. Заключение

 

 

4. Охрана труда

  1. Общие положения техники безопасности при швартовых и якорных операциях
  1. Швартовные работы.
  1. Работы с якорями
  2. Работы с синтетическими канатами
  1. Работы буксировочные
  1. Работы в рейдовых условиях, на необорудованном берегу и во льдах берегового припая.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.

Претензии на арктический  шельф, где  по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву. В соответствии с этим документом стране досталась лишь 200-мильная экономическая зона. Чтобы восстановить права на свою часть Арктики, необходимо доказать, что на дне океана находится продолжение шельфа прибрежного государства, и тогда преференции страны распространятся за указанные пределы. Летом 2007 года Россия начала сбор научных обоснований для расширения своего континентального шельфа за счет дна Северного Ледовитого океана, в частности хребта Ломоносова, чтобы представить их комиссии ООН по внешним границам континентального шельфа. К слову, похожие исследования, только, конечно, в интересах своих стран, проводят канадские и датские ученые.

работать в Арктике  нелегко. Во-первых, огромная территория — примерно 9 млн. квадратных километров. Во-вторых, суровый климат. В-третьих, большая разбросанность населённых пунктов, отсутствие коммуникаций, нормальных условий для жизни.

Однако Арктика осваивается. Сегодня здесь добывается 98 процентов  алмазов, 90 процентов золота, нефть, газ, никель, платина. Это составляет пятую часть национального дохода страны.

Перспективы также впечатляют:

  • запасы газа составляют более половины от общероссийских объёмов;
  • углеводородов — 90 %, в том числе 70 % — на шельфе Баренцева и Карского морей;
  • есть углеводороды и на глубине Северного Ледовитого океана.

Для освоения этих богатств необходимо, прежде всего, восстановить в полном объёме Северный морской  путь. Это серьезнейшая задача государственного масштаба.

Севморпуть важен для России не только с точки зрения геополитики, но и как альтернативный маршрут для экспорта энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанский регион, где динамика их потребления растет быстрее, чем в странах Запада, а также для развития районов российского Крайнего Севера.

 С одной стороны, Севморпуть — это национальная транспортная магистраль России (внутренний маршрут между северо-западными и дальневосточными регионами России). Но с учетом благоприятных перспектив для развития транснациональных транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей по трассе Северного морского пути между Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Тихоокеанского побережья США и Канады, Севморпуть приобретает глобальный статус евроазиатского транспортного коридора.

Из всего выше сказанного ясно, что тема Севморпути очень актуальна и перспективна в будущем.                              

 

 

 

 

 

История освоения.

Арктика издавна привлекала человека. В 10 в. норманны открыли Гренландию. С 12 в. русские, занимаясь морским  промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю, в 15 в. их становища имелись уже на Шпицбергене. В 16 в. и начале 17 в. активно осваивался участок Северного морского пути - от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый "мангазейский морской ход"). Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) для морского сообщения между Россией и Китаем, высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Тогда же с его слов итальянским картографом Батистой Аньезе была составлена одна из первых карт Московии, на которой были представлены некоторые участки бассейна Ледовитого океана.

Во второй половине XV в. пройти на Восток Северо-Восточным проходом неоднократно пытались английские и  голландские мореплаватели. В Англии даже было создано "Общество предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых  и даже доселе (северным) морским  путем не посещаемых".  На средства этого общества был совершен ряд  экспедиций, проходивших в бассейне Северного ледовитого океана. Одна из их главных целей состояла в  открытии нового торгового пути в  Китай. Наиболее известными из них стали  экспедиции, возглавляемые Ричардом Ченслером и Хью Уилл оби (1553-1554), а также Артуром Петом и Чарлзом Джекменом (1580). В разных случаях западноевропейские мореплаватели пытались пройти Северо-западными и Северовосточными проходами вдоль Евразии и Америки, но дальше Новой Земли на восток и восточной части Канадского Арктического архипелага на запад пройти не могли.

Трижды в этом наплавлении  совершал походы голландский мореплаватель  Биллем Баренц в 1594-1596 гг. Его корабли  безрезультатно пытались пройти далее на Восток, огибая Новую Землю с севера и юга. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был зазимовать в Ледяной гавани. Весной 1597 г., возвращаясь к материку, Баренц скончался.

В конце XVI в. русские мореходы стали совершать регулярные плаванья к устью Оби, откуда позднее проникли в бассейн Енисея. Вскоре после  похода Ермака в низовьях Оби были построены Березовский городок  и Обдорск (Салехард), а затем на реке Таз-Мангазейский острог. Долгое время они служили портами для отправки пушнины в Архангельск.

Вначале XVII в. русские мореплаватели  нередко доходили до устья Енисея и до реки Пясины. В 1622-1623 гг. от Енисея прошел вверх по реке Нижней Тунгуске отряд под командованием землепроходца Пенды, перевалил через водораздел и вышел к реке Лене. В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов заложил острог, положивший начало городу Якутску, а через 10 лет отряды казаков спустились до устья Лены. Отсюда Иван Ребров прошел морем на запад до реки Оленек, а Илья Перфирьев - на восток до реки Яны. Вскоре кочи землепроходцев стали доходить до реки Анабар и на восток - до Индигирки. В 1644 году в устье Колымы был заложен Нижне-Колымский острог.

Открытие последнего участка  Северо-Восточного прохода в Тихий  океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Отправившись в 1648 году в промысловое путешествие на небольших кочах, они первыми в мире доказали существование пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог.

Таким образом, русские первопроходцы  обследовали все северное побережье  Евразии и омывающие его моря. Вклад, внесенный ими в летопись великих географических открытий, фактически разрешил проблему Северо-Восточного прохода в страны Востока. Плавание Дежнева и открытие им пролива  между Азией и Америкой не случайно сравнивали с подвигом Христофора Колумба. В XVIII столетии наиболее весомый вклад в научные исследование отдельных участков Северного морского пути внесла Вторая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. За десять лет она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке. В 1742 году Семен Челюскин достиг северной оконечности азиатского материка - мыса, которому впоследствии было присвоено его имя. Харитон Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга и Таймырский полуостров, нанес на карту Хатангский залив, реки Пясина и Хатанга, открыл острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Быранга. Отряд, направлявшийся из Якутска в сторону Берингова пролива, исследовал побережье Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь. Отряд, возглавляемый Мартыном Шпанбергом, исследовал Курильские острова и открыл морской путь в Японию. Вьщающийся след в истории освоения восточных рубежей российского государства оставил экспедиционный отряд, возглавляемый Витусом Берингом. Им был открыт получивший его имя пролив между Северной Азией и Америкой, описаны северные берега Камчатки, северо-западное побережье Америки, открыто множество островов.

Опираясь на результаты первых северных экспедиций Российской Академии наук М.В. Ломоносов выдвинул и обосновал идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и беспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке.

Значительный вклад в  изучение восточного участка Северного  морского пути внесли русские мореплаватели  Ф.П. Врангель и Ф.Ф. Матюшкин. В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли  на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре не имевших ранее аналогов похода по дрейфующим льдам.

Еще с 1877 периодически осуществлялись Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой  рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно. Ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов.

Первым доказательством  возможности транзитного использования  Северного морского пути стала экспедиция, проходившая в 1878 - 79 гг. на шхуне  «Вега», под руководством выдающегося  шведского ученого Нильса Норденшельда. В ходе этой экспедиции было впервые осуществлено сквозное (с одной зимовкой в пути) плавание по маршруту Северного морского пути из Атлантического в Тихий океан.

В 1875 г. на зверобойной шхуне  Диксона "Превен" Норденшельд направился к Югорскому Шару, прошел через этот пролив, обогнул полуостров с севера и остановился у небольшого острова в Енисейском заливе. Норденшельд нашел там удобную гавань и назвал ее "Порт-Диксон" (в настоящее время весь остров называется Диксон).

Несмотря на то, что Норденшельд прошел до Енисея очень быстро и благополучно, он считал, что все же "на парусном судне сильно промедлил в пути, вследствие штилей" и на паровом судне можно было прибыть раньше на месяц. Значение этого плавания в России склонны были преуменьшать, приписывая его исключительно счастливой и очень редкой случайности в распределении льда в Полярном море. Желая доказать ложность этого мнения, а также фактически наладить торговое сообщение северным морским путем между Европой и Сибирью, Норденшельд в 1876 г. предпринял второе плавание на пароходе "Имер". В этот раз ему удалось не только проникнуть в устье Енисея, но и подняться вверх по реке до деревни Яковлевой, где он и оставил груз европейских товаров. Открытый в Енисейской губе остров был назван Норденшельдом островом Сибирякова, в честь иркутского купца A.M. Сибирякова, предоставившего большую часть средств на снаряжение этой экспедиции. Успех двух плаваний Норденшельда доказал окончательно и неопровержимо, что западная часть Северо-восточного прохода может быть использована в качестве торгового пути. Это воодушевило Норденшельда взяться и за осуществление грандиозной задачи - совершить сквозное плавание по Северному Ледовитому океану из Атлантического в Тихий, вдоль берегов Европы и Азии, т.е. открыть весь тщетно разыскиваемый в течении трех столетий Северо-восточный проход. Так же целью своего нового путешествия Норденшельд ставил выяснение возможности более или менее надежного судоходства вдоль северного побережья Евразии от Скандинавии до Берингова пролива. Попутно он рассчитывал собрать материалы о малоизученных в ту пору берегах Сибири и омывающих их водах. В плане экспедиции Норденшельд писал, что она должна "в географическом, гидрографическом и естественноисторическом отношении исследовать Северное Ледовитое море к востоку от Енисейского устья, если возможно, до Берингова пролива".

Информация о работе Северный морской путь