Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:16, дипломная работа

Краткое описание

В связи с развитием и освоением шельфовых месторождений, а так же развитием судоходства в данном регионе, интерес стран Арктического бассейна активизировался как никогда раньше.
Претензии на арктический шельф, где по данным доклада американского комитета Geological Survey сосредоточено до 22% неразработанных нефтяных и газовых ресурсов мира, предъявляют США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия, которая утратила свои права на значительную часть Ледовитого океана, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву.

Содержание

Введение
1.История освоения Арктики
Первые исследователи Арктики
Морские арктические экспедиции
Исследование Арктики ледокольными судами, самолётами и полярными станциями
2.Обеспечение безопасности плавания по СМП
Общие сведения
Границы района
Особенности плавания
Острова и проливы
Глубины, рельеф дна и грунт
Реки
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Режим плавания
Районы разделения движения судов
Навигационная информация
Карское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования (СНО)
Порты
Спасательная служба
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендации для подхода к Карскому морю с запада
Плавание от проливов Карские Ворота и Югорский Шар до острова Диксон
Плавание от мыса Желания до острова Диксон
Плавание от острова Диксон до восточного выхода из пролива Вилькицкого
Море Лаптевых
Общие сведения
Берега
Глубины, рельеф дна и грунт
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Порты и якорные места
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова
Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева
Восточно-Сибирское море
Общие сведения
Берега
Проливы и острова
Земной магнетизм
Средства навигационного оборудования
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Плавание при отсутствии льда
Плавание во льдах
Чукотское море
Общие сведения
Земной магнетизм
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Население и населенные пункты
Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям
Рекомендованные основные пути для плавания в западной части Чукотского моря
3.Эксперимент "Северный морской путь 2011"
Общие сведения
Результаты эксперимента Северный морской путь 2011
Оценки реальной навигационной обстановки вдоль трасс Северного Морского Пути
Оценки качества работы контрольно-корректирующих станций, расположенных на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов
Результаты экспериментальной отработки технологии обмена данными между кораблем, ИАЦ КВНО и диспетчерским центром КБ НАВИС
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.82 Мб (Скачать файл)

Использовать СМП для  транзитного плавания при соответствующем  ледокольном обеспечении на трудных  в ледовом отношении участках экономически выгодно, так как при  этом примерно в два раза, сокращается  расстояние между портами северной Европы и северной части Тихого океана.

 В период навигации все суда, плавающие по трассе СМП, находятся в оперативном подчинении штабов морских арктических операций западного и восточного районов Арктики. Штабы, располагая данными о фактической ледовой обстановке, а также данными ледовых и гидрометеорологических прогнозов, определяют сроки начала и конца навигации на разных участках пути, наивыгоднейшие пути для судов и дают им соответствующие рекомендации, обеспечивая ледокольной проводкой, авиационной ледовой разведкой.

 Границей деятельности  штабов морских операций на  СМП является меридиан 125° восточной  долготы.

Любая попытка совершить  самостоятельно, на свой страх и  риск, транзитное плавание по Северному  морскому пути, не располагая и не пользуясь  полной информацией и всем комплексом средств обеспечения, обречена на неудачу. Если даже судну удастся при благоприятных  ледовых условиях пройти всю трассу, то все же это плавание будет связано  с большим риском, заведомо будет  проходить не по выгоднейшим в  данную навигацию путям и не в  кратчайшее время.

Берега арктических морей  России, исключая острова Новая Земля, полуостров Таймыр, острова Северная Земля и Чукотский полуостров, преимущественно невысокие и  отмелые. Летом тундровая растительность придает им зеленовато-бурый оттенок. После выпадения первого снега все побережье становится бело-серым, с отдельными черными пятнами.

Острова Новая Земля гористые, со скалистыми, сильно изрезанными  и приглубыми берегами. Значительная часть северного из островов покрыта ледниковым щитом, средняя высота которого 800 м. Горы на южном из островов Новая Земля, в его северной части, имеют высоту 1100 м: их характерные снежные вершины приметны в ясную погоду. Остров Вайгач представляет собой однообразное всхолмленное плато высотой до 170 м.

К востоку от острова Вайгач до острова Диксон побережье Карского моря является северной окраиной обширной Западно-Сибирской равнины. Это — ровная низменность, изрезанная заливами, в которые впадают реки Обь и Енисей. Естественных ориентиров здесь очень мало; берега отмелы, сложены из легко разрушающихся осадочных пород.

К востоку от острова Диксон простирается область Среднесибирского плоскогорья. Побережье Карского моря здесь повышается, берег становится каменистым и более приглубым. В прибрежной зоне имеются многочисленные подводные опасности. У берега лежит большое число островов; здесь, в частности, расположены шхеры Минина и архипелаг Норденшельда.

Между морями Карским и  Лаптевых севернее полуострова Таймыр лежат острова Северная Земля. Это  четыре крупных острова: Большевик, Октябрьской Революции, Комсомолец, Пионер и ряд более мелких островов, в том числе острова Малый  Таймыр, Старокадомского, Шмидта и архипелаг Седова. Крупные острова имеют платообразный рельеф. В низинах встречается скудная растительность арктических пустынь. До половины площади этих островов покрыто ледниковыми куполами.

Море Лаптевых по строению и рельефу берегов можно разделить  на два района: западный и восточный. В западном районе моря берега преимущественно  высокие, обрывистые; для восточного района моря характерны обширные низменные  и отмелые участки.

Берег полуострова Таймыр в районе пролива Вилькицкого высокий, местами обрывистый. Материковые возвышенности высотой до 200 м подходят к морю на 2–3 мили.

Новосибирские острова, лежащие  на границе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, сложены преимущественно из коренных пород, покрытых рыхлыми отложениями или слоями ископаемого льда.

Характер берегов Новосибирских  островов разнообразен – песчано-глинистые  обрывы с выходами ископаемого льда чередуются с обширными низинами, которые местами окаймлены галечными  или песчано-илистыми, иногда очень  вязкими пляжами.

Берега Восточно-Сибирского моря делятся на два типа: берега, сложенные из осадочных пород, низкие и ровные (к западу от устья реки Колыма) и берега, сложенные из коренных пород, обрывистые и гористые (к востоку от устья реки Колыма). Берега первого типа представляют собой заболоченную тундру. Они окаймлены широкими отмелями и лишены ориентиров, поэтому суда здесь плавают вне видимости берегов. Берега второго типа представляют собой сухую тундру с обширными каменистыми россыпями. В большинстве случаев они приглубы и имеют хорошие ориентиры. Наиболее высокие берега наблюдаются непосредственно к востоку от устья реки Колыма, а также в районе Шелагского полуострова и к востоку от него.

Самый крупный из островов на востоке русской Арктики –  остров Врангеля находится на границе  Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Его южная, гористая часть имеет высоту 1097 м, а северная, равнинная – не более 50 м. Особенно приметные мысы выступают от западного и восточного берегов острова. Восточнее острова Врангеля лежит небольшой, но высокий и скалистый остров Геральд.

Берега Чукотского моря имеют  свои характерные особенности. На протяжении около 300 миль между мысами Якан и Сердце-Камень, где отроги Чукотского горного хребта несколько отступают в глубь материка, низкий берег изобилует мелководными лагунами, которые отделены от моря низменными косами. Уже с 3–5 миль конфигурацию низкого берега и кос бывает трудно различить и кажется, что по всему побережью тянется цепь холмов со сглаженными вершинами и пологими склонами. Прямолинейный характер этого берега, исключая район Колючинской губы, лишь незначительно нарушается обрывистыми массивами мысов Отто Шмидта, Ванкарем, Онман, Дженрэтлен и Сердце-Камень. Эти мысы, а также отдельные вершины прибрежных гор приметны с близкого расстояния, но издалека с моря они не различаются на фоне более высоких удаленных однообразных возвышенностей.

К юго-востоку от мыса Сердце-Камень до Берингова пролива характер берега резко меняется. К морю здесь вплотную подходят горы, образующие скалистые  обрывы высотой до 400 м.

 

Острова и проливы

В Карском море, кроме  острова Вайгач, островов Новая Земля  и островов Северная Земля, расположенных  на границах моря, имеется много  других островов. От Пясинского залива до пролива Вилькицкого вдоль берега тянутся шхеры. Наибольшими из прибрежных островов Карского моря являются острова Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и Сибирякова. Из островов открытой части моря наиболее крупными являются острова Арктического Института, Известий ЦИК, Сергея Кирова, Визе и Ушакова. Острова Карского моря преимущественно низменные, поэтому открываются с небольших расстояний. Исключение составляют острова архипелага Норденшельда, на которых поднимаются холмы высотой 50—70 м и отдельные вершины высотой 100—200 м, а также остров Ушакова, имеющий высоту около 300 м. Остров Ушакова покрыт куполообразным ледником. Все острова Карского моря, как правило, окружены льдами. Поэтому плавание в проливах между островами возможно только при благоприятных ледовых условиях.

Наиболее значительные острова  моря Лаптевых расположены у его  границ. У западной границы – острова Северная Земля, у восточной – Новосибирские острова. У юго-западного берега моря наибольшими являются острова Комсомольской Правды, Петрова и Большой Бегичев. Острова моря Лаптевых преимущественно гористые. Проливы между островами и материком обычно бывают загромождены льдами, и в них имеются отдельные опасности.

Вблизи западной границы  Восточно-Сибирского моря расположен обширный архипелаг Новосибирские острова. Новосибирские острова делятся на три основные группы: Ляховские острова (острова Большой Ляховский и Малый Ляховский), острова Анжу (остров Бельковский, остров Котельный, острова Земля Бунге и Фаддеевский, представляющие по существу один остров, и остров Новая Сибирь) и острова Де-Лонга (острова Беннетта, Жохова, Генриетты и Жаннетта). Рельеф Новосибирских островов разнообразен. Ляховские острова, острова Котельный и Новая Сибирь холмистые, с отдельными горами. Наиболее высокие горы (около 200–300 м) находятся на островах Большой Ляховский и Котельный. Остров Земля Бунге низменный и при нагонных ветрах, вызывающих подъем уровня воды, частично затопляется. Острова Де-Лонга высокие, скалистые и приглубые. Проливы между Ляховскими островами и островами Анжу мелководны, здесь имеются отдельные опасности.

У южного берега Восточно-Сибирского моря лежат острова Медвежьи и остров Айон. Острова Медвежьи гористые, а остров Айон низменный.

В Чукотском море островов мало. Восточнее острова Врангеля, берега которого преимущественно низкие, находится гористый остров Геральд. У юго-западного берега Чукотского моря лежит несколько низких островов и остров Колючий, имеющий высоту около 200 м.

Основными проливами трассы СМП являются проливы Югорскй Шар, Карские Ворота, проливы архипелага Норденшельда (Матисена, Ленина и др.), проливы Вилькицкого, Шокальского, Санникова, Дмитрия Лаптева и Лонга.

Глубины, рельеф дна и  грунт

Дно Карского моря очень  неровное. Большая часть моря занята материковой отмелью с глубинами менее 200 м. Глубины в центральной части примерно 50—70 м. Имеются небольшие впадины с глубинами 80—100 м и банки с глубинами 8—15 м. В западной части моря глубины несколько больше, чем в восточной, а дно сравнительно более ровное.

Дно моря Лаптевых представляет собой подводную равнину с  глубинами менее 100 м и лишь в  северной части на материковом склоне они резко возрастают.

Восточно-Сибирское море занято материковой отмелью с глубинами менее 200 м. В западной части моря глубины на обширных пространствах не превышают 20 м. Восточная часть моря более глубоководна, однако и здесь глубины не превышают 50 м.

Чукотское море имеет довольно ровное дно. В южной части моря глубины в основном 40—60 м. К юго-востоку  от острова Врангеля имеется несколько  банок.

Грунт в описываемых морях  преимущественно песок, ил, галька, гравий, камень и скала.

 

 Реки

В арктические моря впадает  множество рек. Наиболее крупные из них судоходны и имеют огромное значение как коммуникации в северном и центральном районах Сибири. Часть рек доступна для морских судов и используется не только для каботажных перевозок, но и для экспортных.

К рекам, на которых осуществляется морское судоходство, относятся  реки Енисей, Хатанга, Анабар, Колыма. Реки Обь, Пясина, Оленек, Лена, Яна, Индигирка используются только речными судами.

 

Земной магнетизм

На трассе СМП наблюдается  как восточное, так и западное магнитное склонение, значения которого приведены на картах и лоциях.

В морях, через которые  пролегает СМП, имеются районы аномалий магнитного склонения со значительной интенсивностью.

Периодически наблюдаются  магнитные бури, когда стрелка  магнитного компаса может отклоняться  от своего нормального положения  более чем на 25°. Магнитные бури наиболее часты весной и осенью (в  равноденственные периоды), летом они  редки и слабы. Признаками наступления  магнитных возмущений являются полярные сияния и помехи в коротковолновой радиосвязи.

Вследствие малой величины горизонтальной составляющей напряженности  магнитного поля в Арктике магнитные  компасы здесь работают неудовлетворительно, поэтому рекомендуется:

  1. определять поправку магнитного компаса при любой возможности;
  2. отсчитывать показания компаса не сразу, а спустя 3–4 мин после перемены курса;
  3. определяя поправку компаса, не ограничиваться взятием только одного отсчета, а периодически повторять определение поправки в течение хотя бы 30 мин.

Особенности магнитного поля в Арктике сказываются не только на работе магнитных компасов, но и  на радиосвязи на коротких волнах. Нарушение  радиосвязи особенно сильно проявляется  во время магнитных бурь при работе с радиостанциями, расположенными либо на одной широте с судном, либо севернее его. Важно иметь в виду, что  если в направлении радиостанции, с которой необходимо держать  связь, лежат районы, где в это  время наступают полуденные часы, то связь с этой станцией остается нормальной и в периоды магнитных  бурь. Если же в этих районах радиопереговоры приходится вести от 20 до 4 ч по местному времени, то при магнитной буре связь почти наверняка будет прервана.

 

Особые физико-географические явления

К особо важным для мореплавания физико-географическим явлениям в арктических  морях относятся полярные сияния и весьма большая рефракция. Полярные сияния лучистой, быстро меняющейся структуры, как правило, сопровождаются магнитными бурями и нарушениями радиосвязи на коротких волнах, тогда как при  сияниях спокойной формы магнитных  возмущений может и не быть.

Рефракция, повышенная по сравнению  с нормальной, наблюдается в Арктике  весьма часто при большой разности температур воды и нижнего слоя воздуха. Под влиянием повышенной рефракции  отдаленные предметы могут быть видны  со значительно больших расстояний, чем в обычных условиях. Лед, даже разреженный, при рефракции кажется стоящим на горизонте в виде громадной стены, но темно-синие вертикальные полосы в этой стене издалека указывают мореплавателю на просветы с чистой водой или полыньи.

 

 Средства навигационного  оборудования

СМП оснащен зрительными и радиотехническими средствами навигационного оборудования (СНО). Основным видом СНО, обеспечивающим плавание вдоль берегов, являются светящие и несветящие знаки, оснащенные пассивными радиолокационными отражателями и радиолокационными маяками-ответчиками. Действуют светящие СНО с середины августа до конца навигации (октябрь) На трассе СМП широкое применение получили радиотехнические СНО. К ним относятся радионавигационные наземные и космические системы, а также морские радиомаяки.

С помощью радиолокатора  при плавании вдоль берегов в  большинстве случаев можно надежно  определить место судна.

Исследования, проведенные  в арктических морях показали, что в зависимости от гидрометеорологических условий здесь бывает как увеличение, так и уменьшение дальности радиолокационного горизонта.

Увеличение дальности  радиолокационного горизонта наблюдается  главным образом при ясной  погоде и ветрах южных румбов.

Уменьшение дальности  радиолокационного горизонта наблюдается  при северных ветрах.

Информация о работе Северный морской путь