Ценообразование на предприятии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть
Глава 1. Сущность, функции и классификация цен
Сущность цены, определение понятия «цена»………………………5
Функции цен……………………………………………………………...6
Классификация цен……………………………………………………..7

Глава 2. Ценовые стратегии и методы ценообразования
Ценовая политика предприятия, её сущность и принципы формирования…………………………………………………………………12
Ценовые стратегии……………………………………………………..14
Методы ценообразования……………………………………………..16

Глава 3. Состав и структура свободной рыночной цены
Себестоимость………………………………………………………..…19
Прибыль………………………………………………………………....22
Торговые надбавки, скидки…………………………………………..27
Налоги…………………………………………………………………....29

Практическая часть:
Состояние и особенности ценообразования на предприятии…...33
Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность………………38

Заключение………………………………………………………………….…41

Список использованной литературы……………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!.docx

— 91.37 Кб (Скачать файл)

Негосударственное Образовательное Учреждение СПО Петрозаводского Кооперативного Техникума Карелреспотребсоюза

 

Специальность: 080110.51 «Банковское  дело»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономика организаци»

На тему: Ценообразование на предприятии.

 

                                                                         

 Студентки 4 курса, группы БД-4

                                                 Сливницыной Ирины Геннадьевны___________

                                                        Руководитель: Кустова А.А._____________

                                          Курсовая работа защищена с оценкой:___________

                                                                                        Дата:________________

 

 

Г. Петрозаводск

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Теоретическая часть

Глава 1.  Сущность,  функции и классификация цен

  1. Сущность цены, определение понятия «цена»………………………5
  2. Функции цен……………………………………………………………...6
  3. Классификация цен……………………………………………………..7

 

Глава 2. Ценовые  стратегии и методы ценообразования

  1. Ценовая политика предприятия,  её сущность и принципы формирования…………………………………………………………………12
  2. Ценовые стратегии……………………………………………………..14
  3. Методы ценообразования……………………………………………..16

 

Глава 3. Состав и  структура свободной рыночной цены

  1. Себестоимость………………………………………………………..…19
  2. Прибыль………………………………………………………………....22
  3. Торговые надбавки, скидки…………………………………………..27
  4. Налоги…………………………………………………………………....29

 

Практическая  часть:

  1. Состояние и особенности ценообразования на предприятии…...33
  2. Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность………………38

 

Заключение………………………………………………………………….…41

 

Список использованной литературы……………………………………....43

 

Введение

В условиях рыночной экономики  успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от того, насколько правильно они  будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены существенное влияние оказывает комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену для получения прибыли.

 

Однако в настоящее  время, значительная часть предпринимателей нашей страны, не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что иногда ведет к существенным убыткам, а так же и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, экономисты и предприниматели должны овладеть теорией и практикой ценообразования.

 

Теория стоимости и  в настоящее время не потеряла актуальности, не только оставаясь  одним из вопросов теоретической  экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами  в рыночной экономике, восходят к  проблеме общественно необходимых  затрат труда и их общественной полезности.

 

Цена - сложная экономическая  категория, связанная практически  со всеми элементами экономических  отношений в обществе. После отказа от государственного регулирования цен и передачи функций ценообразования свободному рынку,  перед российскими экономическими агентами встала проблема ценообразования. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собой многофакторный процесс, сильно подверженный влиянию конъюнктуры рынка, роль выбора правильной ценовой политики является одним из условий эффективного функционирования.

 

Следовательно, необходимо выяснить и теоретически обосновать, ценовую систему, структуру ценообразования, методы и стратегии, провести анализ деятельности предприятия и сделать  выводы, для того чтобы лучше разбираться  в поставленном вопросе и проанализировать деятельность предприятий Российской Федерации, на основе проведенной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Сущность, функции  и классификация цен

1.Сущность цены, определение понятия «цена»

Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» — обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условиях административно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.

Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется  формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.

В силу того, что теоретическое  толкование цены в настоящее время  остается дискуссионным вопросом, широкое  распространение получила и более  упрощенная формулировка, согласно которой  цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

 

 

2.Функции цен

Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена».

Функции цен характерны для любого вида цен.

Цене присущи четыре функции:

  • Учетная;
  • Перераспределительная;
  • Стимулирующая;
  • Функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.

3.Классификация  цен

1). В зависимости от вида продукта:

  • Цены на товары;
  • Тарифы на услуги (Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением).

2). В зависимости от сферы обслуживания товарного оборота:

  • Закупочные - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок;
  • Оптовые – это цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово - сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Обычно по оптовым ценам предприятия - производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус;
  • Розничные – это цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

3). В зависимости от роли на рынке:

  • Цены спроса – это цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы, способны покупать товар, зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов;
  • Цены предложения – это цена, по которой продавец предлагает товар на данном рынке;
  • Цены рыночного равновесия – это цена, при которой спрос и предложение равны, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению;
  • Цены соглашений между субъектами рынка.

4). В зависимости от типа рынка:

  • Конкурентные – это цена, которая формируется в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории РФ или за её пределами;
  • Монопольные - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке.

5). В зависимости от региона действия:

  • Региональные - дифференцированные цены, отражающие экономико-географические условия формирования общественной стоимости товаров в различных районах;
  • Единые.

6). В зависимости от страны реализации:

  • Внутренние - продажная цена товара или услуги в стране их происхождения или производства. Внутренние цены определяются соотношением спроса и предложения;
  • Внешнеэкономические.

7). В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов на внутреннем рынке:

  • Система цен «Франко» разных видов – это цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова «франко», например цена франко-вагон и франко-склад получателя.

8). Согласно порядку государственного регулирования:

  • Регулируемые – это цены, уровень которых регулируется государством. Отличается от цены фиксированной тем, что может колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Номенклатура регулируемых цен определяется на правительственном уровне и по мере развития рыночных отношений постоянно расширяется за счет фиксированных цен;
  • Нерегулируемые.

Информация о работе Ценообразование на предприятии.