Цена и ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в оптимизации ценообразования на ООО «Агрегат». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты цен и ценообразования;
- рассмотреть существующие методы ценообразования;
- провести анализ ценообразования на ООО «Агрегат»;
- выявить недостатки действующей системы ценообразования на ООО «Агрегат» и разработать рекомендации по ее оптимизации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1Теоретические аспекты ценообразования………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность ценообразования…………………………………………5
1.2 Виды цен и их классификация………………………………………………….8
1.3 Методы ценообразования……………………………………………………...13
2 Ценообразование на примере деятельности ООО «Агрегат»…………………21
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………...21
2.2 Анализ ценообразования на ООО «Агрегат»………………………………...22
2.3 Оптимизация ценообразования на ООО «Агрегат»………………………….28
Заключение………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………………...36
Приложение 1 - Классификация и виды цен……………………………………...37
Приложение 2 – Методы ценообразования……………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Цена и ценообразование на предприятии

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1Теоретические аспекты ценообразования………………………………………...5

1.1 Понятие и сущность ценообразования…………………………………………5

1.2 Виды цен и их классификация………………………………………………….8

1.3 Методы ценообразования……………………………………………………...13

2 Ценообразование на примере деятельности ООО «Агрегат»…………………21

2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………...21

2.2 Анализ ценообразования на ООО «Агрегат»………………………………...22

2.3 Оптимизация ценообразования на ООО «Агрегат»………………………….28

Заключение………………………………………………………………………….33

Список используемой литературы………………………………………………...36

Приложение 1 - Классификация и виды цен……………………………………...37

Приложение 2 – Методы ценообразования……………………………………….38

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики формирование ценовой политики начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции с помощью ценовой политики. Поэтому все большее число предприятий прибегает к формированию эффективной ценовой политики, как к средству, которое может эффективно поддержать конкурентоспособность.

Успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

 Вопросы цен и ценообразования  изучаются в разных дисциплинах: экономической теории, маркетинге, экономике, каждая из которых рассматривает свои, специфические аспекты цены. Это обусловлено широким спектром ее действия – цена является одной из сложных экономических категорий, элементом управления и маркетинговой деятельности, влияет на экономические показатели.

Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования.  Это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты. Под политикой цен понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.

Кроме того, объективным фактором возрастания роли ценовой политики является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому для предприятий особенно актуально сейчас формирование эффективной ценовой политики, как средства, которое может эффективно поддержать их конкурентоспособность.

Объектом исследования курсовой работы является предприятие ООО «Агрегат». Предмет исследования - ценообразование на предприятии.

Цель курсовой работы заключается в оптимизации ценообразования на ООО «Агрегат». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретические аспекты цен и ценообразования;

- рассмотреть существующие  методы ценообразования;

- провести анализ ценообразования  на ООО «Агрегат»;

- выявить недостатки действующей  системы ценообразования на ООО «Агрегат» и разработать рекомендации по ее оптимизации.

Теоретическую базу исследования составили учебные пособия и монографии по экономике предприятия, финансам и ценообразованию.

 

1 Теоретические аспекты ценообразования

1.1 Понятие и сущность ценообразования

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.

Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.1

Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. От цены зависит рентабельность фирмы, финансовая стабильность и жизнеспособность.

Проводя определенную ценовую политику, фирма активно воздействует как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация не ставит целью получение сиюминутной «наживы», реализуя товар (услугу) по максимальной цене.

Цена является средством установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Она определяет рентабельность и прибыльность, т.е. жизнеспособность предприятия. Цена является существенным элементом, определяющим финансовую стабильность предприятия, а также сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами. Именно цена часто является основным фактором, определяющим выбор покупателя.

Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. В некоторых словарях можно встретить и такую формулировку: "Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать".2

В процессе ценообразования предприниматель должен определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи товаров. На каждом предприятии существуют цели краткосрочные и долгосрочные. Следует выработать навыки умения распознавать и с помощью ценовой политики реализовывать оптимальное соотношение большого количества целей.

При формулировании целей ценообразование обычно обращает внимание на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространенными являются следующие цели:

1. Выживание предприятия. Эта цель может рассматривать как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка часто идут на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. Прибыль в этой ситуации теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

2. Краткосрочная максимизация  прибыли и повышение уровня  рентабельности. Это в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Если рассматривать с точки зрения перспективы эта цель является производной от глобальной цели, то есть максимизации ценности фирмы, или максимальной ценности ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке. В этой ситуации слабо принимается во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование действий рынка. Несмотря ни на что, именно эта цель наиболее часто выдвигается предприятиями в условиях формирования и становления рынка в России.

3. Краткосрочное максимальное  увеличение сбыта продукции. Поставив  эту цель предприниматели исходят  из того, что увеличение объема  сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство компании устанавливает цену на минимально допустимом уровне. Это обеспечивает на какое-то время расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка цен очень велика и расширение объемов производства сопровождается снижением издержек производства. Это рискованная политика, которая может привести к развязыванию ценовой войны.

4. Завоевание лидерства  на рынке. Эту цель преследуют, как правило, крупные компании. Она  отражает лидирующее положение  фирмы на рынке при установлении  общих ценовых уровней. Стремление  к завоеванию лидерства может проявляться и в производстве продукции гарантированного высокого качества. В этом случае фирма, которой удается на протяжении длительного времени сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты.3

Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой стратегии рынка фирма должна выявить и проанализировать ценообразующие факторы. Ценовые факторы могут быть как внешними по отношению к фирме, которые не контролируются ими, так и внутренними.

Главный фактор – это спрос и предложение. Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики. Именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию. Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Объем спроса – это количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.

В установлении рыночной цены важную роль играет предложение. Предложение – это количество товара, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенно время и в определенном месте. Фирма-производитель через цену товара получают информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. Если уровень цены, сложившейся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, это служит ориентиром целесообразности производства и соответствие спросу. Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены. 4

Состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает статичным по причине влияния на него большого количества факторов. Вследствие этого влияния происходит постоянное изменение, приводящее к нарушению равновесия. В практики бывает, что инициаторами нарушения равновесия выступает и спрос, и предложение. При анализе спроса и предложения наибольший интерес представляет не их абсолютное значение, а изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены товара или какого-либо другого параметра, определяющего величины спроса и предложения.

1.2 Виды цен и их классификация

Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику компании. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента компании за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами. 5При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются затраты производства и обращения.

Все цены, которые действуют в экономике, взаимосвязаны и образуют некую систему. Система цен - это взаимосвязь и взаимоотношения различных видов продукции. Она состоит из различных элементов, среди которых выделяют отдельные цены и их определенные группы.6

Все цены классифицируются по ряду признаков.

1. В зависимости от  сферы оборота выделяют внутренние  цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.

  Внутренние цены используются внутри предприятий для оборота средств, это основной инструмент внутрихозяйственных отношений. Они бывают следующих видов:

1) внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние  поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия;

  2) внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия (юридические лица) осуществляют поставки внутри объединения;

3) трансфертные - внутрифирменные  цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

 Отпускная (оптовая) цена - это верхний предел внутренней  цены, он определяется исходя  из влияния внутренних и внешних  факторов, которые характеризуют конъюнктуру рынка.

  Таким образом, внутрифирменное ценообразование - это существенный фактор, влияющий на цену предприятия, также внутрифирменная цена, которая отличается от цены предприятия, является более объективной, так как не является результатом взаимодействия интересов производителя и конечного потребителя (эта цена не подвержена субъективной оценке).

 Розничные цены - это  цены, по которым товары реализуются  в розничную торговую сеть. К таким товарам относят товары народного потребления населению, в меньшей мере предприятиям, организациям и предпринимателям.

 Розничная цена - это  цена, которая выше оптовой на  величину торговой надбавки. Именно за счет этой надбавки компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.7

  2. По степени и способу регулирования различают:

Информация о работе Цена и ценообразование на предприятии