- Рост налоговых поступлений
Рост оборота торговли в свою
очередь позволит увеличить налоговые
поступления от торговой отрасли
в бюджеты всех уровней Российской
Федерации – совокупные налоговые
поступления возрастут с 751 до 1 700
– 2 141млрд. руб. в текущих ценах
к 2015 году (2 281 – 3 340 млрд. руб. к 2020 году).
- Усиление консолидации сектора, повышение его прозрачности и вклада в экономику
Доля сетевой торговли в общем
розничном обороте достигнет
к 2015 году 45% и 65% к 2020 году против 20% в 2008
году. Рост доли сетей и современных
форматов торговли в общем обороте
торговли позволит реализовать мультипликативный
эффект по налоговым отчислениям, заключающийся
в существенном увеличении прозрачности
сектора. В совокупности, экономику
Российской Федерации ожидает существенный
рост поступающих налоговых платежей
и ВВП. Так, совокупный вклад внутренней
торговли в ВВП страны к 2015 году составит
около 21% и 19% к 2020 году.
- Рост эффективности отрасли
Помимо возрастающей прозрачности
сети и современные форматы торговли,
будучи более производительными, нежели
традиционные магазины, киоски и открытые
рынки, позволят повысить общую эффективность
отрасли. Производительность розничной
торговли увеличится с 1 487 до 3 347-3 733 тыс.
руб. на занятого в текущих ценах к 2015 году
(5 504 – 6 442 тыс. руб. на занятого к 2020 году).
Растущая эффективность торговых компаний
в сочетании с поддержкой справедливой
конкуренции приведет к снижению цен,
от которого выиграют конечные потребители.
- Стратегии развития регионов должны быть направлены на разрешение основных проблем и реализацию приоритетных направлений развития регионов.
Поддержка развития малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес вносит значительный
вклад в экономическое развитие
России, помимо вклада в ВВП, который
в 2007 году составил около 13%, малый бизнес
имеет важное значение для поддержания
стабильной социальной ситуации в стране,
доля малого бизнеса в общей занятости
населения РФ составила около 14%.
Рис. 35. Доля малого бизнеса в ВВП
и общей занятости страны
Реализация Стратегии подразумевает
существенное увеличение доли сетевой
торговли и крупных форматов. Несмотря
на то, что эта тенденция, в целом
благоприятна для экономики, государства
и потребителей, возникает риск чрезмерного
сокращения доли малого и среднего
бизнеса, вплоть до его полного исчезновения
на отдельных локальных рынках. Поскольку
существование достаточного количества
малых и средних предприятий
необходимо по целому ряду причин, требуется
разработать меры по его поддержке.
Высокая значимость малого бизнеса
для эффективного развития страны осознается
на государственном уровне. В последние
годы проводится значительное количество
мероприятий для решения проблем,
препятствующих развитию малого и среднего
бизнеса. Например, для снижения налоговой
нагрузки малого и среднего бизнеса
был принят Федеральный закон
от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений
в часть первую, часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 26 статьи 2 данного закона,
субъекты Российской Федерации получают
возможность снижать ставку единого налога
при применении УСН с 15% до 5% в случае использования
объекта налогообложения «доходы минус
расходы».
Для снижения уровня административных
барьеров был принят Федеральный
закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», который направлен
на создание единого правового пространства
в сфере поддержки развития малого и среднего
бизнеса, упорядочивание требований к
конкретным видам и формам поддержки,
с целью снижения коррупции государственных
органов.
На региональном уровне существует
множество программ поддержки малого
и среднего бизнеса, и на программные
мероприятия выделяются значительные
государственные средства. Практически
в каждом регионе разработана
стратегия или программа поддержки
малого и среднего предпринимательства,
рассчитанная на среднесрочную перспективу.
В данных региональных программах выделяется
ряд общих мер поддержки малого
и среднего бизнеса, которые стимулируют
развитие розничных компаний на территории
регионов.
К основным мероприятиям можно отнести:
- внедрение системы «одного окна», с целью сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контроль (надзор) деятельности малого бизнеса, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования места размещения объекта строительства и согласования проектов строительства;
- финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством предоставления предпринимателям субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, предоставления поручительств субъектам малого бизнеса за счет средств гарантийного фонда, предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга, и субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам;
- имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, с целью удовлетворения растущих потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям ;
- формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие в СМИ), и регулярного пополнения информационных банков данных по неиспользуемым площадям государственного имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.) ;
- мероприятия по препятствию коррупции и неэтичного поведения, с целью снижения административных барьеров.
Помимо уже осуществляющихся и
запланированных мер по поддержке
малого и среднего бизнеса, необходимо
использовать также дополнительные
меры, сфокусированные на эффективном
развитии сектора торговли. Эти меры
должны, в первую очередь, привести
к повышению экономической эффективности
малого и среднего бизнеса, качества
предлагаемого ассортимента и сервиса.
Поддержка кооперации
малого и среднего бизнеса
Кооперацию необходимо рассматривать
в двух аспектах:
- сбытовые кооперативы малых и средних производителей;
- закупочные кооперативы малых и средних торговых предприятий.
Сбытовые кооперативы производителей
позволяют агрегировать предложение
нескольких производителей и с приемлемыми
удельными издержками создать единую
систему дистрибуции, которая позволит
членам кооператива:
- выйти в новые регионы и каналы продаж (в т.ч. соответствовать требованиям крупных розничных игроков о ритмичности и объемах поставок, контроле качества, маркировке и др.);
- увеличить рыночную власть малых и средних производителей и получать более привлекательные условия у торговых компаний;
- снизить риски, связанные с бизнесом малых и средних производителей и, следовательно, снизить стоимость финансовых ресурсов для данных предприятий.
Закупочные кооперативы позволяют
объединить спрос нескольких малых
и средних розничных компаний,
что позволит:
- создать эффективную систему дистрибуцию, позволяющую снизить удельные издержки, в т.ч. построить склады и др.;
- получить лучшие условия у поставщиков за счет эффекта масштаба;
- убрать посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей;
- внедрить современные IT-системы, слишком дорогие для одного малого или среднего предприятия;
- в некоторых случаях создать и продвигать единый бренд, который сможет на межрегиональном или даже федеральном уровне, конкурировать с брендами сетевых игроков;
- снизить риски, связанные с бизнесом малых и средних торговых компаний и, следовательно, снизить стоимость финансовых ресурсов для данных предприятий.
Кооперативное движение, в целом, должно
развиваться малыми и средними игроками
естественным образом, как ответ
на конкурентное давление сетей и
крупных производителей. Тем не менее,
для поддержки кооперативного движения
целесообразно:
- совершенствовать законодательство о закупочных и сбытовых кооперативах, которое позволит защитить интересы компаний, вступающих в кооператив: например, необходимо решение вопроса о залоговой базе кооперативов, а также упрощение процедур регистрации и отчетности кооперативов;
- Вести пропаганду идеи кооперации среди российского малого и среднего бизнеса, в том числе с рассказом об успешном международном опыте (например, SPAR, Valio). Оказывать консультации компаниям, вступающим в кооперативы (это можно делать на базе организации, которую предложено создать в пункте «создание единой инфраструктуры поддержки малого бизнеса»);
- В ряде случаев, когда производители слишком малы или их слишком много (например, малые сельскохозяйственные производители) целесообразно создать сбытовой кооператив силами государства.
Отдельно следует выделить необходимость
поддержки кооперации малых сельскохозяйственных
производителей и торговых предприятий,
находящихся на относительно привлекательных
и непривлекательных для бизнеса
территориях. Во многих селах и деревнях
нецелесообразно создавать розничные
точки крупных форматов. Основой
торговой инфраструктуры там должны
быть малые торговые предприятия, которые
могут существенно повысить эффективность
своих операций, качество товаров
и обслуживания с помощью кооперации.
Такая поддержка может осуществляться
через существующую систему потребкооперации
на селе (Центрсоюз).
Снижение кадрового дефицита в торговле
Проблемы, связанные
с дефицитом топ-менеджмента и
сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компании,
тогда как решение с дефицитом сотрудников
средней квалификации в сфере торговли,
требует государственного вмешательства.
Решение проблем с дефицитом
топ - менеджмента в торговой
сфере решается на уровне корпораций.
Розничные компании проводят корпоративные
образовательные программы, нанимают
сторонние компании для проведения
корпоративных тренингов с целью
повышения квалификации управленческого
персонала, привлекают компании, специализирующиеся
на наборе персонала. В крупных розничных
компаниях широко распространена практика
отправлять топ – менеджмент в российские
и международные бизнес – школы по
программам MBA, EMBA.
Задачи по снижению дефицита низко
квалифицированных кадров также
является непосредственной задачей
для малых и средних предпринимателей,
и крупных сетевых компаний. Основными
инструментами снижения дефицита низко
квалифицированного персонала для
компаний малого, среднего бизнеса
и крупных сетевых компаний, является
повышение мотивации сотрудников.
Введение компаниями систем повышения
мотивации персонала посредством
повышения заработной платы, создания
благоприятных условий труда, предоставления
возможности карьерного роста в
компании снизит текучесть кадров и
привлечет в отрасль дополнительный
человеческий капитал.
Решению проблемы с дефицитом персонала
средней квалификации помимо проведения
корпоративных мероприятий, направленных
на повышение мотивации сотрудников,
может способствовать государственная поддержка,
а именно создание государственно-частного
партнерства между образовательными учреждениями
и крупными розничными компаниями.
Данные мероприятия получили широкое
распространение в мировой практике,
в особенности в странах Европы
и в США, которые стимулируют
государственно–частные партнерства
в сфере образования посредством
предоставления налоговых льгот
розничным компаниям, при этом
денежные средства, потраченные на
образовательную деятельность, уменьшают
налогооблагаемую базу.
В отличие от европейских стран
в России отсутствует практика предоставления
государством налоговых льгот розничным
компаниям, оказывающим поддержку
образовательным учреждениям, вследствие
чего в России не существует соглашений
между государственными ВУЗами и
розничными компаниями.
Программа сотрудничества в России
между частными компаниями и образовательными
учреждениями действует преимущественно
в технической и нефтедобывающей
сфере. Например, компании ЛУКОЙЛ,
«Алкоа» (крупнейший производитель
алюминиевого проката), Intel и «Северсталь
– Ресурс» тесно сотрудничают с государственными
техническими и нефтехимическими ВУЗами.
Основными преимуществами данного государственно-частного
сотрудничества являются:
- подготовка специалистов под определенные проекты;
- проведение научных исследований;
- повышение квалификации специалистов компаний.
В России целый ряд ВУЗов готовит
специалистов для сектора торговли.
Однако по оценке представителей отрасли,
эти программы зачастую оторваны
от реальных потребностей бизнеса. Крупным
компаниям приходится переучивать
выпускников в собственных корпоративных
университетах. В прочих компаниях
выпускники переучиваются уже на
рабочем месте. При этом крупные
розничные компании выражают желание
участвовать в совместных с ведущими
ВУЗами программах по обучению специалистов
для торговли. Для реализации таких
программ государству не требуется
выделять дополнительного финансирования.
Тех средств, что выделяются на бюджетные
места в ВУЗах по оценке экспертов
из розничных компаний вполне достаточно
для полноценной подготовки. Необходимо
изменить не финансирование, а содержание
программ обучения.