Розничные торговые сети и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – важнейший атрибут системы товарного воспроизводства, предназначенный для удовлетворения постоянно растущих личных потребностей населения в товарах и услугах в обмен на их денежные доходы, создающий стартовые возможности для нового цикла производства и обращения товаров, увеличивающий ценность этих товаров и услуг. В настоящее время используется термин retailing – «ритейл», «розничная торговля» - происходит от старинного французского слова retailer, означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». Это означает, что розничный торговец выполняет функции разделения большого количества товара на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Розничные сети.docx

— 141.09 Кб (Скачать файл)
  • Рост налоговых поступлений

Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые  поступления от торговой отрасли  в бюджеты всех уровней Российской Федерации  – совокупные налоговые  поступления возрастут с 751 до 1 700 – 2 141млрд. руб. в текущих ценах  к 2015 году (2 281 – 3 340 млрд. руб. к 2020 году).

  • Усиление консолидации сектора, повышение его прозрачности и вклада в экономику

Доля сетевой торговли в общем  розничном обороте достигнет  к 2015 году 45% и 65% к 2020 году против 20% в 2008 году. Рост доли сетей и современных  форматов торговли в общем обороте  торговли позволит реализовать мультипликативный  эффект по налоговым отчислениям, заключающийся  в существенном увеличении прозрачности сектора. В совокупности, экономику  Российской Федерации  ожидает существенный рост поступающих налоговых платежей и ВВП. Так, совокупный вклад внутренней  торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году.

  • Рост эффективности отрасли

Помимо возрастающей прозрачности сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и открытые рынки,  позволят повысить общую эффективность отрасли. Производительность розничной торговли увеличится с 1 487 до 3 347-3 733 тыс. руб. на занятого в текущих ценах к 2015 году (5 504 – 6 442 тыс. руб. на занятого к 2020 году). Растущая эффективность торговых компаний в сочетании с поддержкой справедливой конкуренции приведет к снижению цен, от которого выиграют конечные потребители.

  • Стратегии развития регионов должны быть направлены на разрешение основных проблем и реализацию приоритетных направлений развития регионов.
    1. Поддержка развития малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в экономическое развитие России, помимо вклада в ВВП, который  в 2007 году составил около 13%, малый бизнес имеет важное значение для поддержания  стабильной социальной ситуации в стране, доля малого бизнеса в общей занятости  населения  РФ составила около 14%.

Рис. 35. Доля малого бизнеса в ВВП  и общей занятости страны

Реализация Стратегии подразумевает  существенное увеличение доли сетевой  торговли и крупных форматов. Несмотря на то, что эта тенденция, в целом  благоприятна для экономики, государства  и потребителей, возникает риск чрезмерного  сокращения доли малого и среднего бизнеса, вплоть до его полного исчезновения на отдельных локальных рынках. Поскольку  существование достаточного количества малых и средних предприятий  необходимо по целому ряду причин, требуется  разработать меры по его поддержке.

Высокая значимость малого бизнеса  для эффективного развития страны осознается на государственном уровне. В последние  годы проводится значительное количество мероприятий для решения проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Например, для снижения налоговой  нагрузки малого и среднего бизнеса  был принят Федеральный закон  от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно пункту 26 статьи 2 данного закона, субъекты Российской Федерации получают возможность снижать ставку единого налога при применении УСН с 15% до 5% в случае использования объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Для снижения уровня административных барьеров был принят Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, с целью снижения коррупции государственных органов.

На региональном уровне существует множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, и на программные  мероприятия выделяются значительные государственные средства. Практически  в каждом регионе разработана  стратегия или программа поддержки  малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на среднесрочную перспективу. В данных региональных программах выделяется ряд общих мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые стимулируют  развитие розничных компаний на территории регионов.

К основным мероприятиям можно отнести:

  • внедрение системы «одного окна», с целью сокращения времени предпринимателей при поиске недвижимого имущества в аренду, оформлении разрешительных документов на предпринимательскую деятельность в организациях, осуществляющих контроль (надзор) деятельности малого бизнеса, сокращения времени лицензирования и предварительного согласования места размещения объекта строительства и согласования проектов строительства;
  • финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, посредством предоставления предпринимателям субсидий на возмещение части затрат по разработке бизнес-планов, предоставления поручительств субъектам малого бизнеса за счет средств гарантийного фонда, предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга, и субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам;
  • имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, с целью удовлетворения растущих потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям ;
  • формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства, посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей (круглые столы, конференции, участие в СМИ), и регулярного пополнения информационных банков данных по неиспользуемым площадям государственного имущества (свободным, сдаваемым в аренду, предлагаемым к реализации и пр.) ;
  • мероприятия по препятствию коррупции и неэтичного поведения, с целью снижения административных барьеров.

Помимо уже осуществляющихся и  запланированных мер по поддержке  малого и среднего бизнеса, необходимо использовать также дополнительные меры, сфокусированные на эффективном  развитии сектора торговли. Эти меры должны, в первую очередь, привести к повышению экономической эффективности  малого и среднего бизнеса, качества предлагаемого ассортимента и сервиса.

Поддержка кооперации малого и среднего бизнеса

Кооперацию необходимо рассматривать  в двух аспектах:

  • сбытовые кооперативы малых и средних производителей;
  • закупочные кооперативы малых и средних торговых предприятий.

Сбытовые кооперативы производителей позволяют агрегировать предложение  нескольких производителей и с приемлемыми  удельными издержками создать единую систему дистрибуции, которая позволит членам кооператива:

    • выйти в новые регионы и каналы продаж (в т.ч. соответствовать требованиям крупных розничных игроков о ритмичности и объемах поставок, контроле качества, маркировке и др.);
    • увеличить рыночную власть малых и средних производителей и получать более привлекательные условия у торговых компаний;
    • снизить риски, связанные с бизнесом малых и средних производителей и, следовательно, снизить стоимость финансовых ресурсов для данных предприятий.

Закупочные кооперативы позволяют  объединить спрос нескольких малых  и средних розничных компаний, что позволит:

  • создать эффективную систему дистрибуцию, позволяющую снизить удельные издержки, в т.ч. построить склады и др.;
  • получить лучшие условия у поставщиков за счет эффекта масштаба;
  • убрать посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей;
  • внедрить современные IT-системы, слишком дорогие для одного малого или среднего предприятия;
  • в некоторых случаях создать и продвигать единый бренд, который сможет на межрегиональном или даже федеральном уровне, конкурировать с брендами сетевых игроков;
  • снизить риски, связанные с бизнесом малых и средних торговых компаний и, следовательно, снизить стоимость финансовых ресурсов для данных предприятий.

Кооперативное движение, в целом, должно развиваться малыми и средними игроками естественным образом, как ответ  на конкурентное давление сетей и  крупных производителей. Тем не менее, для поддержки кооперативного движения целесообразно:

  • совершенствовать законодательство о закупочных и сбытовых кооперативах, которое позволит защитить интересы компаний, вступающих в кооператив: например, необходимо решение вопроса о залоговой базе кооперативов, а также упрощение процедур регистрации и отчетности кооперативов;
  • Вести пропаганду идеи кооперации среди российского малого и среднего бизнеса, в том числе с рассказом об успешном международном опыте (например, SPAR, Valio). Оказывать консультации компаниям, вступающим в кооперативы (это можно делать на базе организации, которую предложено создать в пункте «создание единой инфраструктуры поддержки малого бизнеса»);
  • В ряде случаев, когда производители слишком малы или их слишком много (например, малые сельскохозяйственные производители) целесообразно создать сбытовой кооператив силами государства.

Отдельно следует выделить необходимость  поддержки кооперации малых сельскохозяйственных производителей и торговых предприятий, находящихся на относительно привлекательных  и непривлекательных для бизнеса  территориях. Во многих селах и деревнях нецелесообразно создавать розничные  точки крупных форматов. Основой  торговой инфраструктуры там должны быть малые торговые предприятия, которые  могут существенно повысить эффективность  своих операций, качество товаров  и обслуживания с помощью кооперации. Такая поддержка может осуществляться через существующую систему потребкооперации на селе (Центрсоюз).

    1. Снижение кадрового дефицита в торговле

Проблемы, связанные  с дефицитом топ-менеджмента и  сотрудников низкой квалификации, как правило, решаются на уровне компании, тогда как решение с дефицитом сотрудников средней квалификации в сфере торговли, требует государственного вмешательства.

Решение проблем с дефицитом  топ - менеджмента в торговой  сфере решается на уровне корпораций. Розничные компании проводят корпоративные  образовательные программы, нанимают сторонние компании для проведения корпоративных тренингов с целью  повышения квалификации управленческого персонала, привлекают компании, специализирующиеся на наборе персонала. В крупных розничных компаниях широко распространена практика отправлять топ – менеджмент в российские и международные бизнес – школы  по программам MBA, EMBA.

Задачи по снижению дефицита низко  квалифицированных кадров также  является непосредственной задачей  для малых и средних предпринимателей, и крупных сетевых компаний. Основными  инструментами снижения дефицита низко  квалифицированного персонала для  компаний малого, среднего бизнеса  и крупных сетевых компаний, является повышение мотивации сотрудников. Введение компаниями систем повышения  мотивации персонала посредством  повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставления возможности карьерного роста в  компании снизит текучесть кадров и  привлечет в отрасль дополнительный человеческий капитал.

Решению проблемы с дефицитом  персонала  средней квалификации помимо проведения корпоративных мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, может способствовать государственная поддержка, а именно создание государственно-частного партнерства между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями.

Данные мероприятия получили широкое  распространение в мировой практике, в особенности в странах Европы и в США, которые стимулируют  государственно–частные партнерства  в сфере образования посредством  предоставления налоговых льгот  розничным компаниям,  при этом денежные средства, потраченные на образовательную деятельность, уменьшают  налогооблагаемую базу.

В отличие от европейских стран  в России отсутствует практика предоставления государством налоговых льгот розничным  компаниям, оказывающим поддержку  образовательным учреждениям, вследствие чего в России не существует  соглашений между государственными ВУЗами и  розничными компаниями.

Программа сотрудничества в России между частными компаниями и образовательными учреждениями действует преимущественно  в технической и нефтедобывающей  сфере. Например, компании  ЛУКОЙЛ,  «Алкоа» (крупнейший производитель  алюминиевого проката), Intel и «Северсталь – Ресурс» тесно сотрудничают с государственными техническими и нефтехимическими ВУЗами. Основными преимуществами данного государственно-частного сотрудничества являются:

  • подготовка специалистов под определенные проекты;
  • проведение научных исследований;
  • повышение квалификации специалистов компаний.

 

В России целый ряд ВУЗов готовит  специалистов для сектора торговли. Однако по оценке представителей отрасли, эти программы зачастую оторваны от реальных потребностей бизнеса. Крупным  компаниям приходится переучивать  выпускников в собственных корпоративных  университетах. В прочих компаниях  выпускники переучиваются уже на рабочем месте. При этом крупные  розничные компании выражают желание  участвовать в совместных с ведущими ВУЗами программах по обучению специалистов для торговли. Для реализации таких  программ государству не требуется  выделять дополнительного финансирования. Тех средств, что выделяются на бюджетные  места в ВУЗах по оценке экспертов  из розничных компаний вполне достаточно для полноценной подготовки. Необходимо изменить не финансирование, а содержание программ обучения.

Информация о работе Розничные торговые сети и перспективы их развития