Розничные торговые сети и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – важнейший атрибут системы товарного воспроизводства, предназначенный для удовлетворения постоянно растущих личных потребностей населения в товарах и услугах в обмен на их денежные доходы, создающий стартовые возможности для нового цикла производства и обращения товаров, увеличивающий ценность этих товаров и услуг. В настоящее время используется термин retailing – «ритейл», «розничная торговля» - происходит от старинного французского слова retailer, означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». Это означает, что розничный торговец выполняет функции разделения большого количества товара на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Розничные сети.docx

— 141.09 Кб (Скачать файл)

В компетенцию федеральных органов  власти входит:

- утверждение методических рекомендаций  по разработке региональных программ  развития торговли;

- утверждение формы торгового  реестра, порядка его формирования  и предоставления информации, содержащейся  в данном документе;

- участие совместно с уполномоченным  федеральным органом в определении  содержания форм статистической  отчетности, применяемых в области  торговой деятельности, сроков их  представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность  и поставку товаров (за исключением  производителей товаров).

Органы местного самоуправления реализуют  государственную  политику в области  торговой деятельности на территории субъекта РФ.

Местные представители органов  власти:

- разрабатывают и принимают  законы (иные нормативные правовые  акты) субъектов РФ в области  государственного регулирования  торговой деятельности;

- устанавливают (согласно утвержденной  Правительством РФ методике расчета)  нормативы минимальной обеспеченности  населения площадью торговых  объектов для конкретного субъекта  РФ;

- проводят информационно-аналитическое  наблюдение за состоянием рынка  определенного товара;

- разрабатывают и реализовывают  мероприятия, которые могут каким-либо  образом содействовать развитию  торговой деятельности на территории  соответствующего субъекта РФ.

В то же время в ст. 15 Закона N 381-ФЗ четко прописаны антимонопольные  требования к органам государственной  власти субъектов РФ и органам  местного самоуправления в области  регулирования торговой деятельности. В частности, представители органов  власти не могут:

- возлагать на хозяйствующих  субъектов обязанности по участию  в повторной (дополнительной по  отношению к проведенной в  соответствии с федеральными  законами) проверке качества и  безопасности товаров в региональной  или муниципальной системе качества  товаров;

- принуждать хозяйствующих субъектов  к участию в прохождении контрольных  и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми  актами субъектов РФ (муниципальными  правовыми актами) в дополнение  к предусмотренным федеральными  законами процедурам и являющихся  условиями организации и осуществления  торговой деятельности на территории  субъекта РФ (муниципального образования). В данном случае речь идет  об аттестации торговых объектов, аккредитации хозяйствующих субъектов,  сертификации товаров, соответствии  торговых объектов требованиям  законодательства РФ;

- принуждать к продаже товаров  по ценам, определенным в порядке,  установленном органами исполнительной  власти субъектов РФ (за исключением  случаев, если такие органы  в установленном порядке наделены  правом осуществлять государственное  регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.

Также представителям органов власти запрещается принимать нормативно-правовые акты, решения, предусматривающие:

- установление запретов или  введение ограничений в отношении  свободного перемещения товаров  между субъектами РФ, между муниципальными  образованиями в границах субъекта  РФ;

- введение ограничений продажи  отдельных видов товаров на  территориях субъектов РФ, территориях  муниципальных образований в  границах субъектов РФ;

- понуждение хозяйствующих субъектов  к заключению в приоритетном  порядке договоров поставки товаров  с определенными контрагентами;

- установление для хозяйствующих  субъектов ограничений в выборе  контрагентов;

- дискриминацию хозяйствующих  субъектов в предоставлении доступа  к объектам транспорта, инфраструктуры.

    1. Классификация розничной торговой сети

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51773-2001 от 01.01.2002 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины:

1. Неспециализированный магазин:  Предприятие розничной торговли  с комбинированным или смешанным  ассортиментом товаров.

2. Гипермаркет: Предприятие розничной  торговли, реализующее продовольственные  и непродовольственные товары  универсального ассортимента преимущественно  по форме самообслуживания, торговой  площадью от 5000 м2.

3. Универмаг: Предприятие розничной  торговли, реализующее непродовольственные  товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской торговле - от 650 м2.

4. Универмаг «Детский мир»: Предприятие  розничной торговли, реализующее  непродовольственные товары универсального  ассортимента для детей и использующее  различные формы торгового обслуживания  покупателей, торговой площадью  от 2500 м2.

5. Магазин-склад: Предприятие розничной  торговли, реализующее продовольственные  и (или) непродовольственные товары  универсального ассортимента по  форме самообслуживания преимущественно  из транспортной тары (ящики, контейнеры  и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи,  использования в мелком производстве  или оказания услуг населению,  торговой площадью от 650 м2.

6. Универсам (супермаркет): Предприятие  розничной торговли, реализующее  продовольственные товары универсального  ассортимента и непродовольственные  товары частого спроса преимущественно  по форме самообслуживания, торговой  площадью от 400 м2.

7. Гастроном: Предприятие розничной  торговли, реализующее продовольственные  товары универсального ассортимента  с преобладанием в нем гастрономии  с индивидуальным обслуживанием  покупателей через прилавок, торговой  площадью от 400 м2.

8. Магазин «Товары повседневного  спроса»: Предприятие розничной  торговли, реализующее продовольственные  и непродовольственные товары  частого спроса, преимущественно  по форме самообслуживания, торговой  площадью от 100 м2.

9. Магазин «Продукты» (Минимаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные  товары узкого ассортимента, основные  из которых хлеб, кондитерские  товары, гастрономия, винно-водочные  изделия, пиво, безалкогольные напитки,  с индивидуальным обслуживанием  через прилавок, торговой площадью  от 18 м2.

10. Дом торговли: Предприятие розничной  торговли, реализующее товарные  комплексы предметов туалета  и гардероба для мужчин и  женщин, использующее различные  формы торгового обслуживания  покупателей, торговой площадью  от 1000 м2.

11. Магазин «Промтовары»: Предприятие  розничной торговли, реализующее  непродовольственные товары узкого  ассортимента, основные из которых  швейные и трикотажные изделия,  обувь, галантерея, парфюмерия, торговой  площадью от 18 м2.

12. Комиссионный магазин: Предприятие  розничной торговли, осуществляющее  продажу товаров, принятых от  организаций или отдельных лиц  на комиссионных началах.

Предприятия розничной торговли определенного  вида классифицируют на типы в зависимости  от размера торговой площади и  применяемых форм торгового обслуживания:

  • универсальные магазины – Гипермаркет, Универмаг, Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса;
  • специализированные продовольственные магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды;
  • специализированные непродовольственные магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани;
  • магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги;
  • неспециализированные продовольственные магазины - Продукты (Минимаркет);
  • неспециализированные непродовольственные магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин.

Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.

 

Глава 2 Анализ развития розничных торговых сетей в России

  2.1 Экономические аспекты развития  розничной торговли в РФ

Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного  общественного продукта и национального  дохода общества.

Розничная торговля является важнейшей  отраслью хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых предприятий является розничный  товарооборот. В сфере розничной  торговли заканчивается процесс  обращения товаров и они переходят  в сферу личного потребления. Розничная торговля- реализация товаров  непосредственно населению для  личного потребления.

  2.2 Характеристика розничных торговых сетей в Нижнем Новгороде

 

2.2 Состояние розничных сетей на рынке Нижегородской области

Современный потребительский рынок  города Нижнего Новгорода имеет  устойчивое состояние и его можно  охарактеризовать как стабильный, с  соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного  питания и бытового обслуживания населения, с очень высокой предпринимательской  активностью.

В настоящее время в городе Нижнем Новгороде функционируют:

- 2 914 стационарных магазинов торговой  площадью 873,1 тыс. кв.м., в том числе: 936 продовольственных и 1 978 непродовольственных;

- 1 846 предприятий мелкорозничной  стационарной сети;

- 22 розничных рынка на 11 тыс. торговых мест;

- 1 503 предприятия общественного  питания на 91 тыс. мест, в том  числе: 591 при производственных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях  и 912 предприятий открытой сети (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые);

- 1783 предприятия бытового обслуживания населения.

Динамичный рост розничной торговли базируется на позитивном изменении  уровня жизни граждан, обусловленном  относительно стабильной экономической  ситуацией в городе за последние  годы и положительной динамикой роста доходов населения.

Обеспеченность торговыми площадями  по городу (по состоянию на 01.01.2009 г.) при нормативе 280 кв.м. на 1 тыс. жителей  выросла до 243,1 %. В настоящее время  на 1 тыс. жителей города приходится 680,7 кв.м. торговых площадей.

Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся до осени 2008 года, устойчивый рост реальной заработной платы и  пенсий способствует дальнейшему увеличению потребительского спроса населения  и ускорению роста розничного товарооборота.

Объём оборота розничной торговли за 2008 год составил 219,7 млрд. руб. Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2007 года составил 117,9%.

Основные тенденции развития торговой отрасли, характерные для многих регионов России, проявляются и на территории города Нижнего Новгорода.

Наиболее яркой тенденцией последних  лет является интенсивное строительство  крупных торговых и торгово-развлекательных центров.

В настоящее время в городе функционирует  более 80 крупных объектов торговли, в том числе:

- 3 торгово-развлекательных центра ("Шоколад", "Золотая Миля", "Фантастика") общая площадь  которых составляет около 200,0 тыс.кв.м, торговая-более 100,0 тыс.кв.м., с современными формами и методами  торговли (гипермаркеты, супермаркеты, зоны фуд-корта и широким спектром  дополнительных услуг (многозальные  кинотеатры, детские парки развлечений,  спортивные клубы, автостоянки и др.).

- 12 гипермаркетов ("Рамстор", "Метро" - 2, "Лента" - 2, "Реал", "Карусель" - 4, "О Кей", "Максидом") общей площадью 144,6 тыс.кв.м., торговая - 96,2 тыс.кв.м.

- 50 торговых центров, общей площадью 353,7 тыс.кв.м., торговой - 237,5 тыс.кв.м., наиболее крупные из них:

- "Этажи", "Бум", "Мебель плюс" в Советском районе,

- "Республика", "Аврора", "СИТИ" в Канавинском районе,

- "Парк Авеню", "Новый век", "Сочи", в Автозаводском районе,

- "Алексеевский пассаж", "Арго", "Покровские ворота", "Арбат", "Скала" в Нижегородском районе,

- "Муравей", "Ордер" в Ленинском районе,

- "Вишневый сад", "Созвездие", "Новая Эра" в Московском районе,

- "Гагаринский", "Жанто", "Открытый материк" в Приокском районе

и другие.

Увеличили свою площадь универмаги "Центральный" и "Гордеевский" в Канавинском районе, "Муравей" в Сормовском районе (всего их в  городе 4), универсамы "Нагорный" и "Нижегородский" и другие.

В настоящее время готовы к открытию еще ряд торговых центров, в т.ч.:

- в Сормовском районе - ТЦ "Мосмарт"  на ул.Коминтерна и ТЦ "SEVEN" на ул.Стрелковой;

- в Нижегородском районе - ТОЦ  "Лобачевский Plaza" на ул.Октябрьская - ул.Алексеевская;

Кроме того идет строительство "Центра Международной торговли" на ул.Ковалихинская в Нижегородском районе;

Информация о работе Розничные торговые сети и перспективы их развития