Розничные торговые сети и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – важнейший атрибут системы товарного воспроизводства, предназначенный для удовлетворения постоянно растущих личных потребностей населения в товарах и услугах в обмен на их денежные доходы, создающий стартовые возможности для нового цикла производства и обращения товаров, увеличивающий ценность этих товаров и услуг. В настоящее время используется термин retailing – «ритейл», «розничная торговля» - происходит от старинного французского слова retailer, означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». Это означает, что розничный торговец выполняет функции разделения большого количества товара на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Розничные сети.docx

— 141.09 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение     высшего профессионального образования 

«Нижегородский коммерческий институт»

Факультет менеджмента  и коммерции

Кафедра коммерческой деятельности в  торговле и общественном питании 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организации»

на тему: «Розничные торговые сети и перспективы их развития»

 

Специальность – 080301 «Коммерция (торговое дело)»

Специализация  коммерческая деятельность в общественном питании

 

 

Работа допущена к защите

Зав.кафедрой коммерческой деятельности в торговле и общественном питании,                             ст.преподаватель

Третьякова Е.Ф 

Работа защищена

«__»______________2011г.

с оценкой: ______________

 

Исполнитель:

Студент 3 курса, группы

3–П дневного отделения

            Дружинина К.А.


 

Нижний Новгород

2011

Аннотация

Курсовая работа на тему: «Розничные торговые сети и перспективы их развития».

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения.

Во введении обоснована актуальность и степень изученности исследуемой  проблемы, сформулированы ее цель и  задачи.

Первая глава посвящена теоретическому обзору:

Во второй главе отражены предложения 

В качестве источников информации использовались специализированная литература (30 источников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глава 1 Характеристика розничных торговых сетей

    1. Понятие и основные этапы развития розничной торговли

Розничная торговля – важнейший  атрибут системы товарного воспроизводства, предназначенный для удовлетворения постоянно растущих личных потребностей населения в товарах и услугах  в обмен на их денежные доходы, создающий  стартовые возможности для нового цикла производства и обращения  товаров, увеличивающий ценность этих товаров и услуг.

В настоящее время используется термин retailing – «ритейл», «розничная торговля» - происходит от старинного французского слова retailer, означающего  «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». Это означает, что розничный  торговец выполняет функции разделения большого количества товара на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.

Основными функциями розничной  торговой сети являются:

  • закупка товаров у поставщиков;
  • организация завоза товаров в магазины;
  • приемка и хранение товаров;
  • подготовка к продаже;
  • продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
  • удовлетворение спроса потребителей в товарах и услугах.

В начале XX века торговля России характеризовалась  достаточно высоким уровнем оптовой  торговли корпоративных форм, но достаточно низким уровнем розничной торговли. Весь дооктябрьский период развития розничной торговли характеризовался большим удельным весом нецивилизованных внемагазинных форм торговли: товарооборот лавок, палаток и разносной торговли оставлял 87%. Конкурентами магазинной торговли в начале XX века кроме палаточно-ларьковой  торговли выступали торговцы вразнос, или коробейники.

К концу первого десятилетия XX века начинают появляться в городах крупные  универсальные и продовольственные  магазины для богатых потребителей, разительно отличающиеся от субъектов  мелкой розничной торговли высоким  уровнем организации, технологии торговли, культуры обслуживания.

Первый период развития розничной  торговли можно назвать «рынком  производителя». Его характеризовало  отсутствие ориентации производства и  продажи на спрос потребителей, а  также неудовлетворённый спрос.

Послереволюционный период развития розничной торговли характеризовался активной деятельностью по ликвидации товарных отношений, торговли . Функции  распределения товаров были возложены  на потребительские коммуны и  лавки потребительской кооперации, которые были крайне не благоустроены, весьма неравномерно размещены, кроме  того, их катастрофически не хватало. Политика планомерного распределения  товаров не состоялась, т. к. были ликвидированы  стимулы развития как сельскохозяйственного, так и промышленного развития производства. Период развития страны, с 1917 по 1921 год показал правительству, что в экономических отношениях людей исключительное место занимает торговля – как особая форма обмена веществ в обществе, когда производители и покупатели поставляют друг другу всё необходимое в форме купли-продажи.

На этапе новой экономической  политики (НЭПа), задачей, в числе  других, стало широкое развитие торговли. Весной 1921 года, после объявления НЭПа, розничная торговля стала возникать  в виде базарной разносной и развозной  торговли. Организовать сбыт произведённых  в тот период товаров, обеспечивая  сложившийся спрос, были в состоянии, лишь многочисленные организованные ведомственные  торговые системы. На этом этапе были заложены основы розничных торговых сетей отраслей промышленности, непромышленных министерств и ведомств (военторгов, Союзпечати, Союзкниги, аптекоуправления и др.) Крупная универсальная магазинная торговля России смогла получить некоторое развитие на этапе НЭПа в лице коммерческих магазинов потребительской кооперации 20-х годов в городах по продаже предметов роскоши, и магазинов государственной торговли военных 40-х годов, созданных в с целью пополнения денежных средств государства. Именно в этих предприятиях приобретался опыт оказания высокого уровня торговых услуг покупателю. Непродолжительное оживление розничной торговли в период НЭПа закончилось с вытеснением к началу 30-х гг. частника из товарооборота.

С 1935 года начинается период советской  централизованной торговли: в городе – государственной, на селе – кооперативной. Быстрый количественный и качественный рост числа розничных торговых предприятий советского периода вызвал к жизни необходимость в типизации розничной торговой сети как одной из форм стандартизации, позволяющей ликвидировать излишнее многообразие предприятий торговли, облегчить управление, усовершенствовать торгово-технологические процессы в каждом из типов. К сожалению, цели типизации носили не маркетинговый, а распределительный характер. Типизациям 1936, 1947, 1972 и 1981 гг. были присущи жёсткая регламентация признаков, размеров, площадей магазинов, что облегчало государственное планирование всей деятельности этой подотрасли. Основные типы розничных торговых предприятий были представлены универмагами и универсамами, специализированными магазинами и магазинами по продаже товаров повседневного спроса [4, 112].

Конец 70-х годов ознаменовался  разработанной и начавшей внедряться на практике первой ступенчатой системой размещения розничных торговых предприятий, в середине 80-х -- второй -- функциональной, упорядочившей некоторым образом  розничную торговую сеть. Размещение розничных торговых предприятий  стало закладываться на стадии планирования градостроительства. К сожалению, все  централизованно осуществлявшиеся прогрессивные попытки совершенствования  розничной торговли на пятом из этапов с 1950-х до конца 1980-х годов (система  самообслуживания, торговля в кредит, по заказам, универсализация и специализация, типизация, оснащенность оборудованием, внедрение хозрасчёта и самофинансирования и др.) не принесли ожидаемых результатов.

Современный этап - переход к рынку  и сопровождающие его: выход торговли на международный рынок, приход иностранных  розничных торговцев, усилившаяся  конкуренция, превышение предложения  над спросом в розничной торговле создал переход от «рынка продавца»  к «рынку покупателя» [6, 2]. Ситуация заставила розничных торговцев  вникнуть в суть таких маркетинговых  понятий, как стратегия позиционирования, идея концептуального магазиностроения, мини-производства, автоматизация торговых процессов, сетевая организация  торговли, интеграция, развлечения  потребителей (ритейлмент), франчайзинг, категорийный менеджмент, логистика. Складываются условия для перехода торговли на новый уровень развития, к обслуживающей, социально ориентированной торговле. Формируется новый потребитель, покупатель-индивидуалист, у которого на первом месте - удовлетворение вторичных, эмоционально значимых потребностей. Он покупает не просто совокупный продукт, представляющий собою физический предмет, но и упаковку, послепродажное обслуживание, рекламу, образ и, самое главное - атмосферу магазина, в котором  совершается покупка. Не всякий магазин  может создать условия для  полного удовлетворения тех или  иных потребностей современного покупателя.

    1. Государственное регулирование торговой деятельности в РФ  

С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования  торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения  в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены  полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и  уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации  и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. До сего момента аналогичного нормативного акта не существовало.

Основной идеей Закона N 381-ФЗ является "создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных  властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле".

Для достижения этих целей Закон N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные  требования к органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в области  регулирования торговой деятельности.

В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что  правовое регулирование отношений  в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о  защите прав потребителей, другими  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Согласно статье 4 Закона N 381-ФЗ государственное  регулирование торговой деятельности осуществляется посредством методов:

1) установления требований к  ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования  в этой области;

3) информационного обеспечения  в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой  области.

Обозначение пределов государственного регулирования экономики, в том  числе посредством формулирования точного и исчерпывающего перечня  форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства (в лице своих государственных  органов) в воздействии на общественные отношения, но и определенной гарантией  субъектам таких отношений, что  другие средства воздействия на их поведение государство применять не будет и, следовательно, что соответствующие вопросы будут решаться на условиях саморегулирования или сорегулирования (если применение государством отдельных средств ставится в зависимость от определенных условий).

В числе непосредственных и общих  методов регулирования отношений  между органами государственной  власти и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности следует назвать:

1) лицензирование отдельных видов  торговой деятельности отдельными  видами товаров и, соответственно, запрещение и пресечение торговли  данными видами товаров без  соответствующей лицензии;

2) государственное регулирование  цен на отдельные виды товаров.

Систему методов государственного регулирования этих отношений дополняют  общие методы, применяемые к данным отношениям как к разновидности  других отношений (предпринимательских, налоговых, др.), а именно государственная  регистрация хозяйствующих субъектов, государственная поддержка малого предпринимательства, прогнозирование  и планирование, другие методы, присущие налоговому, таможенному, техническому и другим видам регулирования. Государственное  регулирование отношений между  хозяйствующими субъектами и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации помимо основных методов основывается на методах  программирования и нормирования, содержание которых раскрыто непосредственно  в Законе (соответствующие статьи главы 4).

Косвенными методами государственного регулирования торговли отдельными видами товаров являются сертификация, маркирование товаров (например, алкогольной  продукции в соответствии с Федеральным  законом "О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", табачной продукции в  соответствии с Федеральным законом  от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"), государственная регистрация товаров (например, лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах"), поскольку, таким образом запрещается оборот несертифицированных, немаркированных, незарегистрированных товаров.

В Законе N 381-ФЗ прописаны полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.

Правительство РФ вправе утверждать методику расчета нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных  продовольственных товаров в  границах субъекта РФ (в том числе  в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год – норматив необходим для  антимонопольного регулирования торговой деятельности.

Информация о работе Розничные торговые сети и перспективы их развития