Розничные торговые сети и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – важнейший атрибут системы товарного воспроизводства, предназначенный для удовлетворения постоянно растущих личных потребностей населения в товарах и услугах в обмен на их денежные доходы, создающий стартовые возможности для нового цикла производства и обращения товаров, увеличивающий ценность этих товаров и услуг. В настоящее время используется термин retailing – «ритейл», «розничная торговля» - происходит от старинного французского слова retailer, означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». Это означает, что розничный торговец выполняет функции разделения большого количества товара на малые порции с целью продажи индивидуальным потребителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Розничные сети.docx

— 141.09 Кб (Скачать файл)

Среди основных проблем можно выделить:

  • отсутствие платежеспособного спроса;
  • отсутствие развитой инфраструктуры;
  • отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.
  • Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли

Россия существенно отстает  в развитии малого и среднего предпринимательства от развитых стран.

Вклад предпринимателей в ВВП России не превышает 12 процентов, тогда как в США этот показатель – более 50 процентов.

Недостаток финансирования означает:

-резкое сокращение доступа к  дополнительным финансам и возможностям  для инвестирования. Субъекты малого  предпринимательства используют  кредиты в основном для пополнения  оборотных средств, закупки товаров  у крупных производителей, оптовиков.  Таким образом у малого предпринимательства  велика доля (и потребность) краткосрочных  и среднесрочных кредитов. Однако  банки, ограниченные в своих  ресурсах из-за кризиса, не  могут удовлетворить спрос со  стороны малых предприятий на  получение таких кредитов.

-отсутствие доступа к банковским  кредитным услугам, как для  решения проблемы с оборотными  средствами, так и для реализации  начатых или намеченных инвестиционных  проектов (общая потребность в  кредитах малого бизнеса –  1 трлн. руб. Реальный объем банковского  кредитования – около 250 млрд. руб.);

-отсутствие кредитования начинающих  предпринимателей (start-up). Большая часть  российских предпринимателей отмечает  значительные сложности с привлечением  финансирования и на старте, и  в период развития бизнеса. 

В случае сокращения активности малых  предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и  иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые их них могут прекратить свое существование.

Основные факторы роста издержек – затраты на лицензирование, разработку нормативной документации, рост стоимости  электроэнергии, которая увеличилась  по данным предпринимателей на 40-60 процентов. Плата за присоединение предпринимателей к электросетям с мощностью до 100 кВт составляет не менее 43 млрд. рублей в год. Непрозрачная и громоздкая процедура заключения договоров присоединения; негарантированные сроки присоединения; предъявление необоснованных требований к потребителям; присоединение без заключения договора. Еще одним фактором роста издержек являются высокие арендные ставки. Так, арендные ставки на муниципальное имущество в разных регионах выросли от 50 до 400 процентов.

Одним из наиболее эффективных инновационных  методов повышения конкурентоспособности  торговых предприятий является франчайзинг.

Популярность франчайзинга за  рубежом подтверждается следующими данными:

  • через 5 лет менее 20 процентов малых предприятий открытых предпринимателями самостоятельно продолжают работать на рынке в формате, в котором были открыты первоначально, при этом  более 80 процентов  - открытых по франшизе уверено  развиваются;
  • через два  года  число предпринимателей, открывших второй магазин  среди  купивших франшизу,  как минимум, в два раза больше, чем среди коммерсантов, развивающих свой бизнес самостоятельно;
  • через год размер клиентской базы у предприятий открытых по франшизе, в среднем на 30 процентов больше, чем у единичных магазинов, что, в первую очередь, связано с узнаваемостью бренда франчайзера.

К факторам, которые препятствуют  более активному  развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести:

  • отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;
  • франчайзинг по-прежнему развивается весьма неоднородно. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;
  • сложным вопросом остается вопрос кредитования начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам. В условиях кризиса все меньше франчайзеров соглашаются  стать гарантами своих новых партнеров – франчайзи при получении кредитов;
  • закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий,  которые могут  и готовы вступить  во франчайзинговую систему, не могут  сделать выбор из–за отсутствия  информации о существующих франшизах и опыте их функционирования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры. 
    1. Проблема низкой квалификации

Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть  экономически активного населения  страны с уровнем оплаты труда, соответствующим  среднему по стране. Однако в отрасли  наблюдается значительный дефицит  и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны главным образом  быстрым ростом сферы торговли в  последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных  работ в сфере торговли, недостаточным  качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.

Персонал в сфере розничной  торговли условно можно разделить  на три категории:

  • низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;
  • сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;
  • топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.

Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней  квалификации. Проблемы с набором  персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем  оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть  персонала данной категории может  доходить до 50%, а спрос может превышать  предложение в отдельных случаях  в два раза.

Также существует дефицит кадров средней  и высшей квалификации, который связан, с одной стороны, с быстрым  ростом розничной торговли, с другой стороны, с недостаточным качеством  подготовки выпускников вузов, обучающихся  торговым специальностям.

 

3.2 Перспективы развития розничных  сетей

Министерство промышленности и торговли РФ разработало Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года.

Стратегия содержит мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации

Разработанные положения Стратегии  основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями  сектора торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными  сторонами.

Торговля – комплексный и  системообразующий сектор экономики, стратегия которого должна обеспечивать баланс целей различных заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в секторе торговли.

Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности  экономики, рост качества жизни населения.

Основными целями (по отношению к  сектору торговли) производителей являются возможность достичь всех потенциальных  потребителей (т.е. географический охват) с максимальной эффективностью (большой  пропускной способностью каналов продаж) и минимальными издержками в системе  дистрибуции. Основная цель потребителей – возможность получать качественные товары по приемлемым ценам и с  приемлемым качеством сервиса. Основная цель предпринимателей в секторе  торговли – наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.

Таким образом, основная цель Стратегии – это создание эффективной товаропроводящей системы, способствующей модернизации экономики РФ в целом.

К критериям эффективности товаропроводящей системы относятся:

  • Количество торговых площадей современных форматов на 1000 чел.
    • Именно этот критерий показывает географический охват системы дистрибуции для производителей и физическую доступность товаров для потребителей
  • Доля современных форматов в обороте отрасли
    • Современные форматы, по сравнению с традиционными, отличаются большей эффективностью продаж (оборот на м2), меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров. Поэтому данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и услуг для потребителей
  • Степень консолидации отрасли (доля 5 крупнейших компаний)
    • Консолидация позволяет реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба в закупках, логистике, привлечении финансовых ресурсов
    • Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т.е. снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы
    • Крупные компании имеют возможность оказывать влияние на поставщиков с целью снижения цен, повышения качества товара, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, т.е. будет важным условием реализации инновационного сценария развития экономики
    • Данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и сервиса для потребителей, повышает конкурентоспособность экономики в целом
  • Доля в обороте дистанционной торговли
    • Данный критерий также отвечает за географический охват товаропроводящей системы, качество сервиса (удобство) для потребителей, эффективность системы дистрибуции для производителей (часто меньшие удельные  издержки по сравнению с физическими торговыми объектами)

Помимо этих четырех критериев  необходимо также отслеживать уровень  конкуренции в торговле, поскольку  большинство позитивных эффектов консолидации могут быть реализованы только в  условиях активной конкуренции.

В настоящий момент Россия существенно  отстает от развитых стран по всем ключевым параметрам развития сектора  торговли.

Прогноз ВВП на душу населения и  оборота розничной торговли в  инновационном сценарии развития экономики  показывает что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень  Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 на уровень Чехии, Словении и Португалии. Анализ ключевых параметров сектора  торговли данных стран позволяет  установить целевые ориентиры, необходимые для реализации инновационного сценария в России:

Рис. 32. Целевые показатели стратегии

Исходя из целей стратегии, анализа  проблем, возможностей и угроз, стоящих  перед внутренней торговлей в  Российской Федерации, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

  • Повышение эффективности регулирования сектора торговли
  • Развитие инфраструктуры торговли
  • Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
  • Снижение кадрового дефицита в торговле
  • Обеспечение необходимого уровня конкуренции
  • Поддержка развития малого и среднего бизнеса

Стимулирование развития дистанционной  торговли В целом, по результатам  реализации мероприятий, предусмотренных  данной Стратегией с целью увеличения эффективности российского сектора  внутренней торговли, вне зависимости  от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самойотрасли  торговли, так и в сопряженных секторах, а также значительного повышения качества жизни населения:

  • Рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли

Например, размер современных продовольственных  торговых площадей увеличится с 73 в 2008 году до 121 – 136 м.кв. на 1000 жителей в 2015 году (233 – 280 кв. м на тыс. жителей к 2020 году). Доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% до 55% к 2015 году и до 70% к 2020 г. Рост торговых точек и площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции. Потребителю будет предоставлен более широкий выбор товаров, что приведет к росту как оборота самого сектора торговли, так и производственных отраслей и секторов. Оборот оптовой и розничной торговли увеличится с 46,1 до 79,5– 100,0 трлн. руб. в текущих ценах к 2015 году (111,7 – 163,5 трлн. руб. к 2020 году).

Информация о работе Розничные торговые сети и перспективы их развития