Среди основных проблем можно выделить:
- отсутствие платежеспособного спроса;
- отсутствие развитой инфраструктуры;
- отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.
- Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли
Россия существенно отстает
в развитии малого и среднего предпринимательства
от развитых стран.
Вклад предпринимателей в ВВП России
не превышает 12 процентов, тогда как в США
этот показатель – более 50 процентов.
Недостаток финансирования означает:
-резкое сокращение доступа к
дополнительным финансам и возможностям
для инвестирования. Субъекты малого
предпринимательства используют
кредиты в основном для пополнения
оборотных средств, закупки товаров
у крупных производителей, оптовиков.
Таким образом у малого предпринимательства
велика доля (и потребность) краткосрочных
и среднесрочных кредитов. Однако
банки, ограниченные в своих
ресурсах из-за кризиса, не
могут удовлетворить спрос со
стороны малых предприятий на
получение таких кредитов.
-отсутствие доступа к банковским
кредитным услугам, как для
решения проблемы с оборотными
средствами, так и для реализации
начатых или намеченных инвестиционных
проектов (общая потребность в
кредитах малого бизнеса –
1 трлн. руб. Реальный объем банковского
кредитования – около 250 млрд.
руб.);
-отсутствие кредитования начинающих
предпринимателей (start-up). Большая часть
российских предпринимателей отмечает
значительные сложности с привлечением
финансирования и на старте, и
в период развития бизнеса.
В случае сокращения активности малых
предприятий и их спроса на информационные,
маркетинговые, образовательные и
иные бизнес-услуги, которые являются
организациями инфраструктуры поддержки,
некоторые их них могут прекратить
свое существование.
Основные факторы роста издержек
– затраты на лицензирование, разработку
нормативной документации, рост стоимости
электроэнергии, которая увеличилась
по данным предпринимателей на 40-60 процентов.
Плата за присоединение предпринимателей
к электросетям с мощностью до 100 кВт составляет
не менее 43 млрд. рублей в год. Непрозрачная
и громоздкая процедура заключения договоров
присоединения; негарантированные сроки
присоединения; предъявление необоснованных
требований к потребителям; присоединение
без заключения договора. Еще одним фактором
роста издержек являются высокие арендные
ставки. Так, арендные ставки на муниципальное
имущество в разных регионах выросли от
50 до 400 процентов.
Одним из наиболее эффективных инновационных
методов повышения конкурентоспособности
торговых предприятий является франчайзинг.
Популярность франчайзинга за
рубежом подтверждается следующими
данными:
- через 5 лет менее 20 процентов малых предприятий открытых предпринимателями самостоятельно продолжают работать на рынке в формате, в котором были открыты первоначально, при этом более 80 процентов - открытых по франшизе уверено развиваются;
- через два года число предпринимателей, открывших второй магазин среди купивших франшизу, как минимум, в два раза больше, чем среди коммерсантов, развивающих свой бизнес самостоятельно;
- через год размер клиентской базы у предприятий открытых по франшизе, в среднем на 30 процентов больше, чем у единичных магазинов, что, в первую очередь, связано с узнаваемостью бренда франчайзера.
К факторам, которые препятствуют
более активному развитию франчайзинга
на российском рынке, следует отнести:
- отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;
- франчайзинг по-прежнему развивается весьма неоднородно. Можно выделить 11 субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, среди которых: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области;
- сложным вопросом остается вопрос кредитования начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому весьма трудно, а порой и невозможно получить доступ к кредитным ресурсам. В условиях кризиса все меньше франчайзеров соглашаются стать гарантами своих новых партнеров – франчайзи при получении кредитов;
- закрытость франчайзинговых предложений. Большинство предприятий, которые могут и готовы вступить во франчайзинговую систему, не могут сделать выбор из–за отсутствия информации о существующих франшизах и опыте их функционирования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.
Проблема низкой квалификации
Торговая отрасль обеспечивает
рабочими местами пятую часть
экономически активного населения
страны с уровнем оплаты труда, соответствующим
среднему по стране. Однако в отрасли
наблюдается значительный дефицит
и недостаточная квалификация кадров,
которые вызваны главным образом
быстрым ростом сферы торговли в
последние годы, низким социальным
престижем низко квалифицированных
работ в сфере торговли, недостаточным
качеством обучения торговым специальностям
в российских вузах.
Персонал в сфере розничной
торговли условно можно разделить
на три категории:
- низко квалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;
- сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов;
- топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов
наблюдается на уровне низко квалифицированного
персонала и сотрудников средней
квалификации. Проблемы с набором
персонала низкой квалификации связаны,
в первую очередь, с низким уровнем
оплаты труда, высокой текучестью кадров,
низкой мотивацией к работе и низкой
степенью престижности профессии. Текучесть
персонала данной категории может
доходить до 50%, а спрос может превышать
предложение в отдельных случаях
в два раза.
Также существует дефицит кадров средней
и высшей квалификации, который связан,
с одной стороны, с быстрым
ростом розничной торговли, с другой
стороны, с недостаточным качеством
подготовки выпускников вузов, обучающихся
торговым специальностям.
3.2 Перспективы развития розничных
сетей
Министерство промышленности и торговли
РФ разработало Стратегию развития торговли
в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы
и период до 2020 года.
Стратегия содержит мероприятия по совершенствованию
государственного регулирования в сфере
торговли с целью развития торговой деятельности
и формирования эффективной торговой
политики в Российской Федерации
Разработанные положения Стратегии
основаны на анализе существующих статистических
данных, интервью с представителями
сектора торговли, экспертным и бизнес-сообществом,
представителями органов власти,
а также другими заинтересованными
сторонами.
Торговля – комплексный и
системообразующий сектор экономики,
стратегия которого должна обеспечивать
баланс целей различных заинтересованных
групп. К таким группам относятся: государство,
потребители, производители, предприниматели
в секторе торговли.
Основными целями государства являются
рост и повышение конкурентоспособности
экономики, рост качества жизни населения.
Основными целями (по отношению к
сектору торговли) производителей являются
возможность достичь всех потенциальных
потребителей (т.е. географический охват)
с максимальной эффективностью (большой
пропускной способностью каналов продаж)
и минимальными издержками в системе
дистрибуции. Основная цель потребителей
– возможность получать качественные
товары по приемлемым ценам и с
приемлемым качеством сервиса. Основная
цель предпринимателей в секторе
торговли – наиболее полное удовлетворение
спроса покупателей.
Таким образом, основная цель Стратегии – это создание эффективной
товаропроводящей системы, способствующей
модернизации экономики РФ в целом.
К критериям эффективности товаропроводящей
системы относятся:
- Количество торговых площадей современных форматов на 1000 чел.
- Именно этот критерий показывает географический охват системы дистрибуции для производителей и физическую доступность товаров для потребителей
- Доля современных форматов в обороте отрасли
- Современные форматы, по сравнению с традиционными, отличаются большей эффективностью продаж (оборот на м2), меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров. Поэтому данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и услуг для потребителей
- Степень консолидации отрасли (доля 5 крупнейших компаний)
- Консолидация позволяет реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба в закупках, логистике, привлечении финансовых ресурсов
- Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т.е. снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы
- Крупные компании имеют возможность оказывать влияние на поставщиков с целью снижения цен, повышения качества товара, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, т.е. будет важным условием реализации инновационного сценария развития экономики
- Данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и сервиса для потребителей, повышает конкурентоспособность экономики в целом
- Доля в обороте дистанционной торговли
- Данный критерий также отвечает за географический охват товаропроводящей системы, качество сервиса (удобство) для потребителей, эффективность системы дистрибуции для производителей (часто меньшие удельные издержки по сравнению с физическими торговыми объектами)
Помимо этих четырех критериев
необходимо также отслеживать уровень
конкуренции в торговле, поскольку
большинство позитивных эффектов консолидации
могут быть реализованы только в
условиях активной конкуренции.
В настоящий момент Россия существенно
отстает от развитых стран по всем
ключевым параметрам развития сектора
торговли.
Прогноз ВВП на душу населения и
оборота розничной торговли в
инновационном сценарии развития экономики
показывает что Россия к 2015 году выйдет
примерно на современный уровень
Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020
на уровень Чехии, Словении и Португалии.
Анализ ключевых параметров сектора
торговли данных стран позволяет
установить целевые ориентиры, необходимые
для реализации инновационного сценария
в России:
Рис. 32. Целевые показатели стратегии
Исходя из целей стратегии, анализа
проблем, возможностей и угроз, стоящих
перед внутренней торговлей в
Российской Федерации, можно сформулировать
7 ключевых задач стратегии:
- Повышение эффективности регулирования сектора торговли
- Развитие инфраструктуры торговли
- Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах
- Снижение кадрового дефицита в торговле
- Обеспечение необходимого уровня конкуренции
- Поддержка развития малого и среднего бизнеса
Стимулирование развития дистанционной
торговли В целом, по результатам
реализации мероприятий, предусмотренных
данной Стратегией с целью увеличения
эффективности российского сектора
внутренней торговли, вне зависимости
от сценария развития макроэкономических
показателей можно ожидать существенного
роста оборота, занятости и эффективности,
как в самойотрасли торговли, так и
в сопряженных секторах, а также значительного
повышения качества жизни населения:
- Рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли
Например, размер современных продовольственных
торговых площадей увеличится с 73 в 2008
году до 121 – 136 м.кв. на 1000 жителей в
2015 году (233 – 280 кв. м на тыс. жителей к 2020
году). Доля продаж, приходящаяся на современные
форматы, возрастет с 35% до 55% к 2015 году
и до 70% к 2020 г. Рост торговых точек и площадей
позволит существенно расширить каналы
продвижения продукции. Потребителю будет
предоставлен более широкий выбор товаров,
что приведет к росту как оборота самого
сектора торговли, так и производственных
отраслей и секторов. Оборот оптовой и
розничной торговли увеличится с 46,1 до
79,5– 100,0 трлн. руб. в текущих ценах к 2015
году (111,7 – 163,5 трлн. руб. к 2020 году).