Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».

Содержание

Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая торговый комплекс БГЭУ.rtf

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Согласно проведенным расчетам в таблице 4 группу Х составляют следующие виды продукции: мясные и колбасные изделия и полуфабрикаты, бакалейные товары и хлеб. Объем продаж товаров группы Х, называемых жизненно важными товарами, отличается высокой стабильностью реализации по месяцам, обеспечивая получение устойчивого товарооборота центром «Торговый комплекс БГЭУ». Это позволяет организации общественного питания легко прогнозировать расход товаров данных товарных групп, и, как следствие, согласовывать объемы поставок с предприятиями-изготовителями или посредническими организациями на долгосрочную перспективу.

Товары группы Y расходуются менее стабильно по сравнению с товарами Х-группы в течение 1 квартала 2012 г. Однако стоит отметить, что за рассматриваемый период объем продаж данных товарных групп составил 20,5 % ([185,8+211,7+148+98,6+68,8+66,7] ÷ [1369+1311,9+1124,2]). То есть, несмотря на относительную сложность планирования продаж названной продукции, «Торговый комплекс БГЭУ» заинтересован обеспечить как поставку, так и соблюдение достаточного объема товарных запасов этих товаров.

Продукция, входящая в Z-группу, характеризуется высокой нестабильностью в помесячной реализации. Однако рыба и молочные товары являются неотъемлемой составляющей в формировании ассортимента соловых и кафе центра «Торговый комплекс БГЭУ», хоть и не приносят весомого дохода по сравнению с другими товарными группами.

Преломив АВС- и XYZ-анализ через призму VEN-анализа, получаем дополнительную классификацию поставщиков согласно таблице 5.

 

Таблица 5 - Классификация поставщиков продукции по системе VEN-анализа центра «Торговый комплекс БГЭУ»

 

V-группа поставщики жизненно важных товаров

 

E-группа поставщики необходимых товаров

 

N-группа поставщики второстепенных товаров

АХ

ОАО «Пинский мясокомбинат»

ОАО «Слонимский мясокомбинат»

ОАО «Минбакалеяторг»

АY

-

AZ

-

ВХ

ОАО «Белбакалея»

ТКУП «МОБ»

ВY

ИП «Фирусь»

ИООО «Мегавита»

BZ

-

СХ

Хлебозавод №4

ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

СY

ООО «Агравиа» ИП «Кока-кола»

CZ

УП «Минский хладокомбинат №1»

ОАО «Гормолзавод №2»

ОАО «Гормолзавод №1»

Рыбокомплекс ТПКУП «Минский хладокомбинат №2» Белрыба


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Рассматривая организацию хозяйственных связей по приведенному анализу, в целом система поставок по группе V при прочих равных выглядит достаточно рациональной. По жизненно важным товарам «Торговый комплекс БГЭУ» имеет достаточное количество ключевых поставщиков, а также обеспечивает возможность минимизации рисков, связанных со сбоем эффективности связей с поставщиками данной группы, наличием таких поставщиков, как ОАО «Белбакалея» и ТКУП «МОБ» (группа В) и ОАО «Бобруйский мясокомбинат» (группа С). Однако стоит заметить, что по хлебной продукции организация общественного питания не обеспечивает прочное сотрудничество помимо Хлебозавода №4 с иными производителями данной продукции, что может привести к снижению эффективности деятельности в случае, например, сбоя поставок от Хлебозавода №4.

Гораздо большего внимания заслуживает Е-группа поставщиков. Напомним, что необходимые товары занимают относительно высокую долю в общем обороте организации «Торговый комплекс БГЭУ». Поэтому ограничение в числе 4-х поставщиков, лишь 2-е из которых являются ключевыми, чревато высоким риском в ситуациях сбоя поставок из-за отсутствия связей с другими поставщиками аналогичной продукции. Кроме того, в таких случаях поставщик имеет возможность реализовывать собственные интересы, вопреки интересам партнера.

Хозяйственные связи с поставщиками продукции группы Z наоборот распылены. Даже по поставке Z-товаров система хозяйственных связей должна стремиться к рациональности и оптимальности. За 1 квартал 2012 г. центр «Торговый комплекс БГЭУ» совершил поставку товаров, имеющих наименьший удельный вес в общегрупповом товарообороте, от 6 поставщиков (по жизненно важным товарам число поставщиков за аналогичный период равно 7). Поддержание подобной тенденции не позволит максимально выгодно построить организацию хозяйственных связей в области поставок второстепенной продукции в направлении тесного и долгосрочного сотрудничества.

 

 

3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»

 

3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей

 

В ходе сбора информации для проведения анализа хозяйственных связей, были выявлены существенные недостатки в области организации учета поступления товаров. Огромный массив данных по поставкам товаров представлен только в первичных документах, а именно, товарно-транспортных накладных.

Анализируемая организация имеет значительные масштабы хозяйственной деятельности в сфере общественного питания, поэтому отсутствие систематизированного учета приводит к значительным трудностям в оценке целесообразности и эффективности хозяйственных связей. Учет хозяйственных связей также призван обеспечивать не только отражение и систематизацию объемов поступления, но и одновременный учет выполнения договорных обязательств в разрезе отдельных поставщиков.

Современное программное обеспечение позволяет с наименьшими затратами времени и ресурсов организации обеспечивать систематизацию и интеграцию различных экономических данных и показателей как хозяйственно-экономической деятельности в целом, так и, в частности, данных, характеризующих организацию хозяйственных связей по поставкам товаров. В качестве массивов информации, включаемой в учет по хозяйственным связям, могут выступать:

  • фактические объемы поступления товаров в натуральном и денежном выражении;
  • фактические объемы поставок в ассортиментном разрезе по каждому поставщику;
  • объемы поставок, в том числе и по ассортиментным группам, предусмотренные договором в разрезе поставщиков;
  • данные о поставщиках (цены на продукцию, удаленность и др.);
  • условия поставки товаров и т.д.

Систематический учет данных позволит гибко реагировать на изменения, происходящие в хозяйственных отношениях между организациями, поставляющими товары и продукцию, и организацией-заказчиком путем оперативного расчета системы показателей эффективности хозяйственных связей, их анализа и выработки на этой основе экономически обоснованных управленческих решений.

Так, например, учет поступления продукции и товаров может производиться путем специально разработанной автором формы согласно таблице 6.

 

Таблица 6 - Форма учета поступления продукции по конкретному поставщику

Дата поставки

Наимен. продук.

Цена

Объем поставки

Доля поставки

по граф.

факт.

   

в натур. выраж.

в стоим. выраж.

 
   

по дог.

факт.

по дог.

факт.

по дог.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

хх.хх.

хх.хх

Товар 1

Цена 1

х кг

х кг

х тыс. р.

х тыс. р.

х %

х %

Товар 2

Цена 2

х кг

х кг

х тыс. р.

х тыс. р.

х %

х %

Товар 3

Цена 3

х кг

х кг

х тыс. р.

х тыс. р.

х %

х %

Итого

?

?

?

?

?

?


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Такую форму учета целесообразно вести по каждой отдельной организации-поставщика. По графе 1 и 2 необходимо отражать дату поступления, предусмотренную графиком поставки, и фактическую дату поступления соответственно. Наличие этих данных обеспечит расчет таких показателей как коэффициент ритмичности поставок и интервал между поставками [см. формулы (7) и (4)]. Третий и четвертый столбцы предназначены для ввода данных наименований продукции в ассортиментном разрезе и уровня цен приобретения поступивших товаров.

Информация, представленная в графах 5 - 8 позволяет обеспечить расчет следующих показателей, характеризующих степень выполнения заключенных между сторонами договоров на поставку товаров:

  • коэффициент выполнения объема поставки согласно формуле (1);
  • абсолютное отклонение объема поставки от условий договора в соответствии с формулой (2);
  • коэффициент выполнения договорных обязательств по формуле (3);
  • абсолютное линейное отклонение поставок от условий договора согласно формуле (4);
  • удельный вес (доля) ассортиментного вида товара в общем объеме поставки, отражаемый по графам 9 и 10, в соответствии с формулой (6);
  • показатель аритмичности - антагонист коэффициента ритмичности по формуле (8);
  • средний размер поставки [см. формулу (12)] за период;
  • среднеквадратическое отклонение объемов поставки по формуле (11);
  • коэффициент вариации [см. формулу (10)];
  • коэффициент равномерности в соответствии с формулой (9);
  • показатель количества поставок по договору по формуле (13).

Также определенные данные, содержащиеся в представленной форме, могут быть использованы для проведения АВС-анализа организаций-поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ». Для этого по каждому поставщику необходимо произвести отбор данных за интересуемый период по объему поступления в стоимостном выражении и по ранее оговоренной методике произвести все необходимые расчеты.

Перечисленные показатели могут быть рассчитаны как в целом по объему поставки, так и по ассортиментным группам.

И, наконец, данные графы 9 и графы 10 позволяет рассчитать показатель представленный в формуле (5).

Далее для обеспечения наглядности, простоты и легкости сравнения показателей по отдельным поставщикам, входящих в систему расчета эффективности взаимодействия с ними, необходимо рассчитанные данные, имеющие наибольшую значимость в анализе, включить в интегрированную форму, разработанную автором [см. таблицу 7]

 

Таблица 7 - Основные показатели эффективности взаимодействия с поставщиками продукции

Наименование поставщика

ΔК

КД

Критм

Кравн.

1

2

3

4

5

Поставщик 1

?

?

?

?

Поставщик 2

?

?

?

?

Поставщик 3

?

?

?

?

...

...

...

...

...


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Чем больше фактические объемы поставок соответствуют объемам, оговоренным в договоре, тем ближе значение коэффициента выполнения договорных обязательств (КД) к единице. Снижение данного показателя обусловлено увеличением абсолютного отклонения объемов поставок от условий договора (ΔК).

Если коэффициент ритмичности (Критм) превышает значение равное единице, тогда число поступлений по факту было осуществлено поставщиком менее, чем было установлено графиком поставки. Это значит, что в случаях, игнорирования «Торговым комплексом БГЭУ» подобных действий со стороны партнера, данная тенденция может привести к возникновению упущенных выгод при использовании поставляемой продукции для производства и реализации, и, соответственно к недополучению прибыли. Если же данный показатель не достигает значения единицы, то незапланированные по графику поставки товаров могут привести к накоплению излишков запасов сырья и материалов, что, в свою очередь, приводит к порче товаров и росту расходов на их хранение. Однако и в первом и во втором случае необходимо учесть, что сокращение или увеличение числа поставок может быть согласовано двумя сторонами по некоторым причинам. В таком случае заказчику товаров и стороне, поставляемой продукцию, необходимо пересмотреть график поставки, что позволит рассматриваемому коэффициенту достичь идеального значения, т.е. равного к единице.

Информация о работе Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования