Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».

Содержание

Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая торговый комплекс БГЭУ.rtf

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи [1, с. 134].

Хозяйственный договор - соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств [1, с. 142].

В практической деятельности торговых организаций и организаций общественного питания используются следующие основные виды хозяйственных договоров:

  1. договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);
  2. договор комиссии - это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
  3. договор консигнации - договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара;
    1. договор поставки товаров для государственных нужд - договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров;
    1. договор поставки - договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его.

 

1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь

 

При переходе к рыночной экономике в оптимальном сочетании должны использоваться административные и экономические методы управления. Необходимость регламентации всех элементов хозяйственных связей торговли и промышленности отпадает, появляются новые нормативные документы, которые определяют лишь общие принципы поведения партнеров на рынке, на основе которых они принимают самостоятельные коммерческие решения. В условиях рыночных отношений некоторые документы имеют консультативно-методическое значение во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров [1, с. 138].

К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Республике Беларусь, относятся Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон о поставках товаров для государственных нужд. Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи определяется порядок заключения и исполнения внешнеторговых договоров.

Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:

  • Положение о поставках товаров в Республике Беларусь;
  • Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;

Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе за Советом Министров Республики Беларусь закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.

Основные правила и экономические принципы формирования, развития, выполнения заказов на поставку товаров для государственных нужд определены в Законе Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», согласно которому государственные нужды - это товары, работы и услуги, необходимые для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и иных задач. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться в целях:

  • выполнения межгосударственных соглашений, заключенных республикой;
  • создания и поддержания государственных резервов;
  • ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • государственной поддержки образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Состав республиканских государственных нужд, финансируемых за счет средств государственного бюджета, утверждается высшими законодательными и исполнительными органами. Закон также предусматривает способы стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд и меры их ответственности за выполнение контрактов по поставкам товаров для этих целей [1, с. 139].

На основе рассмотренного Закона постановлением Кабинета Министров было введено в действие Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских нужд, которое определяет механизм взаимодействия органов государственного управления и субъектов хозяйствования. Оно предусматривает, что формирование заказов на поставку товаров для государственных нужд на очередной год начинается с определения Министерством экономики Республики Беларусь их предварительных объемов и состава. Затем совместно с Министерством финансов Республики Беларусь намечаются объемы финансирования этих поставок за счет средств государственного бюджета и сообщаются государственным заказчикам, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, ориентировочные объемы поставок и выделяемых средств [1, с. 139].

Государственные заказчики изучают планируемые объемы поставок, уточняют их на основе собственных сделок и представляют свои предложения в министерства экономики и финансов. Данные предложения рассматриваются с участием заинтересованных сторон (министерств, ведомств, облисполкомов и др.) и предполагаются к включению в экономическую программу Правительства и республиканский бюджет.

После того, как утвержден состав государственных нужд и определен объем их финансирования, государственные заказчики размещают заказы на поставку товаров. Обязательным условием размещения заказа является заключение контракта на конкурсной основе с поставщиками товаров, что позволяет расширить круг потенциальных поставщиков и выбрать партнера. Обострение конкуренции среди участников конкурса позволяет добиться наиболее благоприятных условий договора для заказчика.

Государственный заказчик не только как непосредственный покупатель, но и как гарант реализации договора поставки между поставщиком товара и иным покупателем. В этом случае государственные заказчики не имеют права передавать свои полномочия по формированию и размещению заказов иным лицам.

Для стимулирования поставщиков товаров могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение ресурсами и иные льготы.

Предложения о мерах стимулирования поставщиков вносятся одновременно с предложениями об объемах поставок товаров для государственных нужд. Данные предложения должны содержать экономическое обоснование размеров и сроков льгот, а также необходимости их предоставления. Действие предоставленных льгот может быть досрочно прекращено при нарушении поставщиками условий контрактов.

Положение «О поставках товаров в Республике Беларусь» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки:

  1. предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов);
  2. количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара);
  3. ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента);
  4. качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству);
  5. гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством);
  6. комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара);
  7. порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон с случае неполучения товара в установленный срок);
  8. срок поставки (период и график поставки отдельных партий).
  9. транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки);
  10. цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате);
  11. тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования);
  12. страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования);
  13. порядок извещения о нарушении условий договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий);
  14. ответственность за нарушение условий договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков);
  15. срок действия договора.

Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи.

Указом установлены:

  • существенные условия договора;
  • перечень документов, которые должны прилагаться к договору;
  • условия реализации товаров за пределы Республики Беларусь;
  • кому может продавать товар производитель и посредник;
  • экономическая ответственность за нарушение порядка осуществления посреднической деятельности [1, с. 141].

 

1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров

 

Эффективность товарного обеспечения в современных условиях во многом зависит от взаимодействия сторон, участвующих в системе хозяйственных связей. У каждой из сторон (производитель, посредник, розничная торговая организация, организация общественного питания) есть собственные цели и стремление обеспечить их выполнение. Если цели партнеров разнонаправлены и противоречивы, это усложняет механизм достижения эффективного товароснабжения и одновременно повышает требования к качеству последнего [3, с. 323]. При этом безусловным элементом повышения эффективности товарного обеспечения является своевременное и качественное проведение анализа организации хозяйственных связей.

Для этого необходима разработка системы показателей анализа и оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели могут быть выражены как количественными, так и качественными характеристиками.

Анализ договорных обязательств осуществляется по следующим направлениям:

  1. оценка выполнения договора по общему объему поставки. При этом фактический объем поставки сравнивается с договорной величиной и устанавливается соответствие или несоответствие в объемах поставки. Р.П. Валевич также отмечает, что данный показатель характеризует степень выполнения договорных обязательств по поставке товаров, и предлагает следующую формулу для расчета:

 

, (1)

 

Где Кпост - коэффициент выполнения объема поставки;

Кф - количество (стоимость) фактически поступивших товаров;

Кд - количество (стоимость) объема поступления товаров по договору.

С.П. Гурская также предлагает формулу расчета абсолютного отклонения объема поставки от условий договора (ΔК):

 

,(2)

 

Следует отметить, что для рыночных отношений характерной чертой должно быть точное и четкое исполнение договоров, и в первую очередь, по объему поставки. Поставка, превышающая размер, установленный договором, и необусловленная взаимной договоренностью, настолько же невыгодна покупателю, как и недопоставка. Излишние товары замедляют товарооборачиваемость, вызывают неоправданные расходы и могут осесть в товаропроводящей системе [4, с. 39].

Т.Н. Байбардина для оценки выполнения договорных обязательств предлагает использовать формулу (3):

 

, (3)

 

гдеКд - коэффициент выполнение договорных обязательств;

Кн - количество (стоимость) недопоставленных товаров.

  1. анализ выполнения договора поставки по отдельным ассортиментным позициям. Часто на практике поставляют одних видов товаров больше и недопоставляют других. Это нарушает условия договора и приводит к нарушению оговоренных широты и глубины ассортимента, а также к отклонениям в ассортиментной структуре, в соотношении отдельных видов и разновидностей товара [4, с. 40]. Здесь возможно применение различных методов ассортиментных отклонений поставки от условий договора. С.П. Гурская предлагает следующие из них:
  • первый метод - определение абсолютных линейный отклонений (Nасс) поставки от условий договора по каждой ассортиментной позиции. Полученную таким образом необходимо отнести ко всему размеру поставки, предусмотренному договором. Таким образом, можно получить и абсолютную, и относительную величины (т.е. размер и степень) нарушения договорных условий по ассортименту. Используется следующая формула:

 

 ,(4)

 

гдеgiф - поставка i-го ассортиментного товара фактически;

giд - поставка i-го ассортиментного товара по договору;

r - число ассортиментных видов товара.

  • второй метод - определение степени структурных различий (т.е. устанавливается, в какой мере совпадают или расходятся удельные веса отдельных ассортиментных позиций в общем объеме поставки товара). Для этой цели исчисляется среднее линейное отклонение фактических относительных показателей ассортиментной структуры поставки от предусмотренных договором по формуле:

Информация о работе Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования