Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».
Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников
Предметом деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» является:
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Торговый комплекс БГЭУ осуществляет следующие виды деятельности:
Лицензия №50000/0469887 продлена на основании решения Минского городского исполнительного комитета М 391 от 27.02.2009г. сроком на пять лет и действительна до 22.04.2014г.).
Торговый комплекс самостоятельно изыскивает поставщиков товаров, формирует пакет заявок и заключает хозяйственные договора от имени БГЭУ. По результатам хозяйственной деятельности Торговый комплекс составляет и в установленные сроки предоставляет БГЭУ бухгалтерский баланс и другие отчетные документы. Центр «Торговый комплекс БГЭУ» на 01. 01. 2011 г. обладает торговой сетью в соответствии таблицей 1.
Таблица 1 - Сеть торговых объектов центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Наименование торговых объектов  | 
  Количество посадочных мест  | 
Центральная столовая  | 
  340  | 
Столовая 4-го учебного корпуса  | 
  25  | 
Столовая 5-го учебного корпуса  | 
  56  | 
Столовая 8-го учебного корпуса  | 
  30  | 
Буфет №1  | 
  Капитальный ремонт  | 
Буфет №2  | 
  40  | 
Буфет №3  | 
  24  | 
Буфет №4  | 
  32  | 
Буфет №5  | 
  36  | 
Буфет №6  | 
  36  | 
Буфет №7  | 
  -  | 
Кафе «Галактика»  | 
  35  | 
Кафетерий  | 
  -  | 
Кафе 1-го этажа  | 
  60  | 
Буфет учебного корпуса №5  | 
  -  | 
Буфет общежития №8  | 
  24  | 
Буфет «Сладкоежка»  | 
  -  | 
Кондитерский цех  | 
  -  | 
Магазин «Книги»  | 
  -  | 
ИТОГО  | 
  753  | 
Примечание - Источник: собственная разработка
Столовые и буфеты относятся к третьей наценочной категории. Продажные цены на изделия собственного производства реализуются в столовых и буфетах с наценкой равной 40%.
Кафе «Галактика» и кафе первого этажа присвоена вторая наценочная категория, и продажные цены на продукцию собственного производства реализуются с наценкой 70%.
В меню столовых с учетом требований ассортиментного перечня включают холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, несколько видов гарниров, большой выбор напитков, а также мучные кондитерские изделия и некоторые виды десертов.
Организационная структура управления центра «Торговый комплекс БГЭУ» определена в виде линейного типа в соответствии с рисунком. Торговый комплекс возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности ректором БГЭУ. В его подчинении находится заместитель директора центра «Торговый комплекс БГЭУ», которому подчиняются инженер-технолог, кладовщик, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности. Кухонные рабочие и повар находятся в подчинении заведующего производством.
Рисунок - Организационная структура управления структурного подразделения (Центральной столовой) центра «Торговый комплекс БГЭУ»
 
Примечание - Источник: собственная разработка
Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2010-2011 гг. приведены в таблице 2. Информационной базой для составления таблицы и расчета показателей является отчет о прибылях и убытках за 2011 г.
Таблица 2 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Показатель  | 
  Единица измерения  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | 
  Изменение  | ||
+/-  | 
  %  | |||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах  | 
  тыс. руб.  | 
  4428093,8  | 
  7046436,6  | 
  2618342,8  | 
  159,1  | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах  | 
  тыс. руб.  | 
  4428093,8  | 
  4599501,7  | 
  171407,9  | 
  103,9  | |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг  | 
  тыс. руб.  | 
  136935,0  | 
  269274,3  | 
  132339,3  | 
  196,6  | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку)  | 
  тыс. руб.  | 
  4291158,8  | 
  6777162,3  | 
  2486003,5  | 
  157,9  | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в сопоставимых ценах  | 
  тыс. руб.  | 
  4291158,8  | 
  4423735,2  | 
  132576,4  | 
  103,1  | |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг  | 
  тыс. руб.  | 
  2515264,9  | 
  4001456,3  | 
  1486191,4  | 
  159,1  | |
Валовая прибыль  | 
  тыс. руб.  | 
  1775893,9  | 
  2775706,0  | 
  999812,1  | 
  156,3  | |
Уровень доходов от реализации  | 
  в % к обороту  | 
  40,1  | 
  39,4  | 
  -0,7  | 
  -  | |
Расходы на реализации  | 
  тыс. руб.  | 
  1729114,9  | 
  2654227,6  | 
  925112,7  | 
  153,5  | |
Уровень расходов на реализацию  | 
  в % к обороту  | 
  39,0  | 
  37,7  | 
  -1,4  | 
  -  | |
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг  | 
  тыс. руб.  | 
  46779,0  | 
  121478,4  | 
  74699,4  | 
  259,7  | |
Рентабельность продаж  | 
  %  | 
  1,1  | 
  1,7  | 
  0,6  | 
  -  | |
Рентабельность реализованной продукции  | 
  %  | 
  2,7  | 
  4,6  | 
  1,9  | 
  -  | |
Убыток от операцонных доходов и расходов  | 
  тыс. руб.  | 
  -14087,5  | 
  -26150,0  | 
  -12062,5  | 
  185,6  | |
Убыток от внереализационных доходов и расходов  | 
  тыс. руб.  | 
  -3750,7  | 
  -1739,4  | 
  2011,3  | 
  46,4  | |
Общая прибыль  | 
  тыс. руб.  | 
  28940,8  | 
  93589,0  | 
  64648,2  | 
  323,4  | |
Расходы, неучитываемые при налогообложении  | 
  тыс. руб.  | 
  5515,0  | 
  5543,0  | 
  28,0  | 
  100,5  | |
Прибыль до налогообложения  | 
  тыс. руб.  | 
  34455,8  | 
  99132,0  | 
  64676,2  | 
  287,7  | |
Налоги, сборы, прочие расходы и платежи из прибыли  | 
  тыс. руб.  | 
  9054,8  | 
  23869,9  | 
  14815,1  | 
  263,6  | |
Чистая прибыль  | 
  тыс. руб.  | 
  25401,0  | 
  75262,1  | 
  49861,1  | 
  296,3  | |
Примечание - Источник: собственная разработка
Исходя из выше приведенных данных, можно отметить существенное влияние кризисных явлений 2011 г. и как следствие девальвации национальной валюты на показатели деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ». Так в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выручка от реализации увеличилась в действующих ценах на 2618342,8 тыс. руб. или на 59,1 %, в то время как в сопоставимых ценах рассматриваемый показатель увеличился лишь на 3,9 %, что в стоимостном выражении составляет 171407,9 тыс. руб. Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов в сопоставимых ценах в 2011 г. увеличилась на 132576,4 тыс. руб. или на 3,1 %.
Доходы от реализации (валовая прибыль) возросли на 56,3 % и составили в отчетном году 2775706,0 тыс. руб., однако уровень доходов от реализации в 2011 г. снизился на 0,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на рост расходов на производство и реализацию (расходов на реализацию) на 925112,7 тыс. рублей, их уровень в процентах к обороту был снижен на 1,4 п.п. В результате прибыль от реализации составила в 2011 г. 121478,4 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 74699,4 тыс. руб. Благодаря достигнутому размеру прибыли отчетного года рентабельность продаж центра «Торговый комплекс БГЭУ» составила 1,7 % и рентабельность реализованной продукции - 4,6 %, что выше на 0,6 % и 1,9 % соответственно аналогичных показателей в 2010 г.
Общая прибыль в 2011 г. возросла более чем в 3 раза, т.е. на 64648,2 тыс. руб. и составила 93589,0 тыс. руб. Чистая прибыль организации в конечном итоге определена на отметке 75262,1 тыс. руб., что превышает данный показатель прошлого года на 49861,1 тыс. руб.
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Центр «Торговый комплекс БГЭУ» тесно сотрудничает с рядом предприятий и организаций, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для «Торгового комплекса БГЭУ» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др.
Для дачи характеристики организации хозяйственных связей, возникающих между объектом исследования (центром «Торговый комплекс БГЭУ») и поставщиками продукции, необходимо провести анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров. Результаты анализа будут являться основой для выявления проблем в данной области и, как следствие, базой для разработки предложений и выработки конкретных мер по их оптимизации.
Так как центр «Торговый комплекс БГЭУ» сотрудничает с огромным множеством организаций по поставке продукции и товаров, тогда, для приобретения практических навыков в учебных целях проведем АВС-анализ по основным поставщикам. Для этого, как отмечалось ранее, в качестве параметра определим стоимостной объем поступления за 1 квартал 2012 г. (продукции, полуфабрикатов и т.п. укрупненных товарных групп); отсортируем основных поставщиков по убыванию параметра; рассчитаем удельный вес поступления от каждого поставщика по отношению к суммарному объему поставок за аналогичный период; а также определим удельный вес с накопительным итогом [см. таблицу 3].
Таблица 3 - АВС-анализ основных поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Наименование поставщика  | 
  Поставляемая продукция  | 
  Поступление продукции  | 
  Удельный вес с нарастающим итогом, %  | 
  Группа  | ||||||
сумма, млн р.  | 
  удельный вес в итоге, %  | |||||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | |||||
ОАО «Пинский мясокомбинат»  | 
  мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты  | 
  189,8  | 
  19,99  | 
  19,99  | 
  А  | |||||
ОАО «Слонимский мясокомбинат»  | 
  мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты  | 
  155  | 
  16,33  | 
  36,32  | ||||||
ОАО «Минбакалеяторг»  | 
  Бакалейные товары  | 
  149,6  | 
  15,76  | 
  52,07  | ||||||
ОАО «Белбакалея»  | 
  Бакалейные товары  | 
  89,7  | 
  9,45  | 
  61,52  | 
  В  | |||||
ИП «Фирусь»  | 
  овощи и фрукты  | 
  63,4  | 
  6,68  | 
  68,20  | ||||||
ИООО «Мегавита»  | 
  овощи и фрукты  | 
  57,1  | 
  6,01  | 
  74,22  | ||||||
ТКУП «МОБ»  | 
  Бакалейные товары  | 
  55  | 
  5,79  | 
  80,01  | ||||||
ООО «Агравиа»  | 
  овощи и фрукты  | 
  52,1  | 
  5,49  | 
  85,50  | 
  С  | |||||
УП «Минский хладокомбинат №1»  | 
  Молочные продукты  | 
  29,5  | 
  3,11  | 
  88,60  | ||||||
ИП «Кока-кола»  | 
  безалкогольные напитки  | 
  27,7  | 
  2,92  | 
  91,52  | ||||||
ОАО «Гормолзавод №2»  | 
  Молочные продукты  | 
  21,6  | 
  2,28  | 
  93,80  | ||||||
ОАО «Гормолзавод №1»  | 
  Молочные продукты  | 
  16,3  | 
  1,72  | 
  95,51  | ||||||
Рыбокомплекс  | 
  рыба  | 
  11,9  | 
  1,25  | 
  96,77  | ||||||
ТПКУП «Минский хладокомбинат №2»  | 
  Молочные продукты  | 
  9,6  | 
  1,01  | 
  97,78  | ||||||
Хлебозавод №4  | 
  хлеб и хлебобулочные изделия  | 
  9,2  | 
  0,97  | 
  98,75  | ||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | |||||
Белрыба  | 
  рыба  | 
  8,1  | 
  0,85  | 
  99,60  | 
  С  | |||||
ОАО «Бобруйский мясокомбинат»  | 
  мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты  | 
  3,8  | 
  0,40  | 
  100,00  | ||||||
Итого  | 
  949,4  | 
  100,00  | 
  -  | 
  |||||||
Примечание - Источник: собственная разработка
Как видно из приведенной таблицы 3 более 50 % объема поставок приходится лишь на 3-х поставщиков: ОАО «Пинский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Минбакалеяторг. Названные предприятия составляют 17,6 % в общем количестве приведенных в таблице. А значит, на данном этапе сотрудничества с «Торговым комплексом БГЭУ» риск попадания в зависимость от них со стороны организации общественного питания невысок.
4 поставщика в лице ОАО «Белбакалея», ИП «Фирусь», ИООО «Мегавита» и ТКУП «МОБ» представляют группу В. Концентрация этого числа партнеров в общем объеме поставок составляет около 30 %, что является вполне достаточным для резерва А-группы, а следовательно, поставщики группы В - основные претенденты для попадания в доминирующую группу.
Группа С, напротив, слишком разрозненна, так как количество поставщиков ее составляющих (10) составляет почти 60 % от общего их числа. Объемы поставок некоторых из них характеризуют едва ли не единичные контакты с организацией общественного питания. Данный факт отражает, что по отдельным товарным позициям силы центра «Торговый комплекс БГЭУ» распылены, и это может привести к снижению эффективности организации хозяйственный связей с поставщиками данной классификационной группы.
Итак, классификация основных поставщиков по группам позволила определить их место в системе поставок центра «Торговый комплекс БГЭУ». Далее дополнить картину анализа хозяйственных связей позволит VEN-анализ, основанный на анализе объемов продаж соответствующих товарных групп за аналогичный период в месячном разрезе по XYZ-классификации. Данный метод представляет собой распределение реализуемой продукции по группам X, Y, и Z в соответствии с выявленными коэффициентами вариации (v), которые рассчитываются по следующей формуле:
,(21)
где σ - стандартное отклонение;
- среднее значение объема поставок.
В свою очередь, стандартное отклонение рассчитывается по формуле (22):
, (22)
где - значение i-го периода;
n - количество периодов.
Таблица 4 - XYZ-анализ объемов продаж по товарным группам центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Продукция  | 
  Объем продаж в 2012 г., млн р.  | 
  Средний объем продаж за мес., млн р.  | 
  Станд-ное откл-ние, млн р.  | 
  Коэфф. вариации, %  | 
  Группа  | |||||||
январь  | 
  февраль  | 
  март  | 
  ||||||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | |||||
Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты  | 
  485,9  | 
  520,4  | 
  549,6  | 
  518,63  | 
  26,04  | 
  5,02  | 
  X  | |||||
Бакалейные товары  | 
  317  | 
  347,2  | 
  364,8  | 
  343,00  | 
  19,74  | 
  5,75  | 
  Х  | |||||
Овощи и фрукты  | 
  148  | 
  211,7  | 
  185,8  | 
  181,83  | 
  26,16  | 
  14,38  | 
  Y  | |||||
Молочные продукты  | 
  67,6  | 
  99,2  | 
  131,4  | 
  99,40  | 
  26,05  | 
  26,20  | 
  Z  | |||||
Безалкогольные напитки  | 
  66,7  | 
  68,8  | 
  98,6  | 
  78,03  | 
  14,57  | 
  18,67  | 
  Y  | |||||
Рыба  | 
  31,7  | 
  55,6  | 
  30,3  | 
  39,20  | 
  11,61  | 
  29,62  | 
  Z  | |||||
Хлеб и хлебобулочные изделия  | 
  7,3  | 
  9  | 
  8,3  | 
  8,20  | 
  0,70  | 
  8,51  | 
  X  | |||||
ИТОГО  | 
  1124,2  | 
  1311,9  | 
  1369  | 
  1268,30  | 
  -  | 
  -  | 
  ||||||