Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа организации хозяйственных связей, а также предложение конкретных путей их совершенствования.
Названная цель будет достигаться путем решения следующих задач:
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний в области организации хозяйственных связей;
изучение основных подходов и направлений анализа и оценки хозяйственных связей;
овладение навыками АВС- и VEN-анализа поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»;
выработка предложений по совершенствованию организации хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ».

Содержание

Введение
1. Роль и значение хозяйственных связей в коммерческой деятельности организации общественного питания
1.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров в Республике Беларусь
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
2. Анализ хозяйственных связей по поставкам товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»
3. Пути совершенствования организации хозяйственных связей по поставкам товаров в центре «Торговый комплекс БГЭУ»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию учета информации, характеризующей организацию хозяйственных связей
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая торговый комплекс БГЭУ.rtf

— 1.34 Мб (Скачать файл)
  • решение государственной социально-значимой задачи - наиболее полное удовлетворение потребности в питании, товарах и услугах студентов, преподавателей и сотрудников БГЭУ и других потребителей;
  • удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и интересов собственника имущества структурного подразделения;
  • получение прибыли.

Предметом деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» является:

  • организация питания студентов, преподавателей, сотрудников БГЭУ;
  • доработка, производство и реализация товаров и услуг;
  • торгово-закупочная деятельность;
  • коммерческая деятельность;
  • выполнение других работ.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Торговый комплекс БГЭУ осуществляет следующие виды деятельности:

  • розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия);
  • общественное питание.

Лицензия №50000/0469887 продлена на основании решения Минского городского исполнительного комитета М 391 от 27.02.2009г. сроком на пять лет и действительна до 22.04.2014г.).

Торговый комплекс самостоятельно изыскивает поставщиков товаров, формирует пакет заявок и заключает хозяйственные договора от имени БГЭУ. По результатам хозяйственной деятельности Торговый комплекс составляет и в установленные сроки предоставляет БГЭУ бухгалтерский баланс и другие отчетные документы. Центр «Торговый комплекс БГЭУ» на 01. 01. 2011 г. обладает торговой сетью в соответствии таблицей 1.

 

Таблица 1 - Сеть торговых объектов центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Наименование торговых объектов

Количество посадочных мест

Центральная столовая

340

Столовая 4-го учебного корпуса

25

Столовая 5-го учебного корпуса

56

Столовая 8-го учебного корпуса

30

Буфет №1

Капитальный ремонт

Буфет №2

40

Буфет №3

24

Буфет №4

32

Буфет №5

36

Буфет №6

36

Буфет №7

-

Кафе «Галактика»

35

Кафетерий

-

Кафе 1-го этажа

60

Буфет учебного корпуса №5

-

Буфет общежития №8

24

Буфет «Сладкоежка»

-

Кондитерский цех

-

Магазин «Книги»

-

ИТОГО

753


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Столовые и буфеты относятся к третьей наценочной категории. Продажные цены на изделия собственного производства реализуются в столовых и буфетах с наценкой равной 40%.

Кафе «Галактика» и кафе первого этажа присвоена вторая наценочная категория, и продажные цены на продукцию собственного производства реализуются с наценкой 70%.

В меню столовых с учетом требований ассортиментного перечня включают холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, несколько видов гарниров, большой выбор напитков, а также мучные кондитерские изделия и некоторые виды десертов.

Организационная структура управления центра «Торговый комплекс БГЭУ» определена в виде линейного типа в соответствии с рисунком. Торговый комплекс возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности ректором БГЭУ. В его подчинении находится заместитель директора центра «Торговый комплекс БГЭУ», которому подчиняются инженер-технолог, кладовщик, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности. Кухонные рабочие и повар находятся в подчинении заведующего производством.


Рисунок - Организационная структура управления структурного подразделения (Центральной столовой) центра «Торговый комплекс БГЭУ»

 

Примечание - Источник: собственная разработка

Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2010-2011 гг. приведены в таблице 2. Информационной базой для составления таблицы и расчета показателей является отчет о прибылях и убытках за 2011 г.

 

Таблица 2 - Динамика основных показателей хозяйственной деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Показатель

Единица измерения

2010 г.

2011 г.

Изменение

+/-

%

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах

тыс. руб.

4428093,8

7046436,6

2618342,8

159,1

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах

тыс. руб.

4428093,8

4599501,7

171407,9

103,9

Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

136935,0

269274,3

132339,3

196,6

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку)

тыс. руб.

4291158,8

6777162,3

2486003,5

157,9

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в сопоставимых ценах

тыс. руб.

4291158,8

4423735,2

132576,4

103,1

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

2515264,9

4001456,3

1486191,4

159,1

Валовая прибыль

тыс. руб.

1775893,9

2775706,0

999812,1

156,3

Уровень доходов от реализации

в % к обороту

40,1

39,4

-0,7

-

Расходы на реализации

тыс. руб.

1729114,9

2654227,6

925112,7

153,5

Уровень расходов на реализацию

в % к обороту

39,0

37,7

-1,4

-

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

46779,0

121478,4

74699,4

259,7

Рентабельность продаж

%

1,1

1,7

0,6

-

Рентабельность реализованной продукции

%

2,7

4,6

1,9

-

Убыток от операцонных доходов и расходов

тыс. руб.

-14087,5

-26150,0

-12062,5

185,6

Убыток от внереализационных доходов и расходов

тыс. руб.

-3750,7

-1739,4

2011,3

46,4

Общая прибыль

тыс. руб.

28940,8

93589,0

64648,2

323,4

Расходы, неучитываемые при налогообложении

тыс. руб.

5515,0

5543,0

28,0

100,5

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

34455,8

99132,0

64676,2

287,7

Налоги, сборы, прочие расходы и платежи из прибыли

тыс. руб.

9054,8

23869,9

14815,1

263,6

Чистая прибыль

тыс. руб.

25401,0

75262,1

49861,1

296,3


Примечание - Источник: собственная разработка

 

Исходя из выше приведенных данных, можно отметить существенное влияние кризисных явлений 2011 г. и как следствие девальвации национальной валюты на показатели деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ». Так в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выручка от реализации увеличилась в действующих ценах на 2618342,8 тыс. руб. или на 59,1 %, в то время как в сопоставимых ценах рассматриваемый показатель увеличился лишь на 3,9 %, что в стоимостном выражении составляет 171407,9 тыс. руб. Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов в сопоставимых ценах в 2011 г. увеличилась на 132576,4 тыс. руб. или на 3,1 %.

Доходы от реализации (валовая прибыль) возросли на 56,3 % и составили в отчетном году 2775706,0 тыс. руб., однако уровень доходов от реализации в 2011 г. снизился на 0,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Несмотря на рост расходов на производство и реализацию (расходов на реализацию) на 925112,7 тыс. рублей, их уровень в процентах к обороту был снижен на 1,4 п.п. В результате прибыль от реализации составила в 2011 г. 121478,4 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 74699,4 тыс. руб. Благодаря достигнутому размеру прибыли отчетного года рентабельность продаж центра «Торговый комплекс БГЭУ» составила 1,7 % и рентабельность реализованной продукции - 4,6 %, что выше на 0,6 % и 1,9 % соответственно аналогичных показателей в 2010 г.

Общая прибыль в 2011 г. возросла более чем в 3 раза, т.е. на 64648,2 тыс. руб. и составила 93589,0 тыс. руб. Чистая прибыль организации в конечном итоге определена на отметке 75262,1 тыс. руб., что превышает данный показатель прошлого года на 49861,1 тыс. руб.

 

2.2 АВС-анализ и VEN-анализ поставщиков товаров центра «Торговый комплекс БГЭУ»

 

Центр «Торговый комплекс БГЭУ» тесно сотрудничает с рядом предприятий и организаций, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оптовых посредников. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для «Торгового комплекса БГЭУ» выступают: предприятия пищевой промышленности; сельскохозяйственные предприятия; торговые посредники; государственные учреждения и др.

Для дачи характеристики организации хозяйственных связей, возникающих между объектом исследования (центром «Торговый комплекс БГЭУ») и поставщиками продукции, необходимо провести анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров. Результаты анализа будут являться основой для выявления проблем в данной области и, как следствие, базой для разработки предложений и выработки конкретных мер по их оптимизации.

Так как центр «Торговый комплекс БГЭУ» сотрудничает с огромным множеством организаций по поставке продукции и товаров, тогда, для приобретения практических навыков в учебных целях проведем АВС-анализ по основным поставщикам. Для этого, как отмечалось ранее, в качестве параметра определим стоимостной объем поступления за 1 квартал 2012 г. (продукции, полуфабрикатов и т.п. укрупненных товарных групп); отсортируем основных поставщиков по убыванию параметра; рассчитаем удельный вес поступления от каждого поставщика по отношению к суммарному объему поставок за аналогичный период; а также определим удельный вес с накопительным итогом [см. таблицу 3].

 

Таблица 3 - АВС-анализ основных поставщиков центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Наименование поставщика

Поставляемая продукция

Поступление продукции

Удельный вес с нарастающим итогом, %

Группа

сумма, млн р.

удельный вес в итоге, %

1

2

3

4

5

6

ОАО «Пинский мясокомбинат»

мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

189,8

19,99

19,99

А

ОАО «Слонимский мясокомбинат»

мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

155

16,33

36,32

ОАО «Минбакалеяторг»

Бакалейные товары

149,6

15,76

52,07

ОАО «Белбакалея»

Бакалейные товары

89,7

9,45

61,52

В

ИП «Фирусь»

овощи и фрукты

63,4

6,68

68,20

ИООО «Мегавита»

овощи и фрукты

57,1

6,01

74,22

ТКУП «МОБ»

Бакалейные товары

55

5,79

80,01

ООО «Агравиа»

овощи и фрукты

52,1

5,49

85,50

С

УП «Минский хладокомбинат №1»

Молочные продукты

29,5

3,11

88,60

ИП «Кока-кола»

безалкогольные напитки

27,7

2,92

91,52

ОАО «Гормолзавод №2»

Молочные продукты

21,6

2,28

93,80

ОАО «Гормолзавод №1»

Молочные продукты

16,3

1,72

95,51

Рыбокомплекс

рыба

11,9

1,25

96,77

ТПКУП «Минский хладокомбинат №2»

Молочные продукты

9,6

1,01

97,78

Хлебозавод №4

хлеб и хлебобулочные изделия

9,2

0,97

98,75

1

2

3

4

5

6

Белрыба

рыба

8,1

0,85

99,60

С

ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

3,8

0,40

100,00

Итого

949,4

100,00

-

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Как видно из приведенной таблицы 3 более 50 % объема поставок приходится лишь на 3-х поставщиков: ОАО «Пинский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Минбакалеяторг. Названные предприятия составляют 17,6 % в общем количестве приведенных в таблице. А значит, на данном этапе сотрудничества с «Торговым комплексом БГЭУ» риск попадания в зависимость от них со стороны организации общественного питания невысок.

4 поставщика в лице ОАО «Белбакалея», ИП «Фирусь», ИООО «Мегавита» и ТКУП «МОБ» представляют группу В. Концентрация этого числа партнеров в общем объеме поставок составляет около 30 %, что является вполне достаточным для резерва А-группы, а следовательно, поставщики группы В - основные претенденты для попадания в доминирующую группу.

Группа С, напротив, слишком разрозненна, так как количество поставщиков ее составляющих (10) составляет почти 60 % от общего их числа. Объемы поставок некоторых из них характеризуют едва ли не единичные контакты с организацией общественного питания. Данный факт отражает, что по отдельным товарным позициям силы центра «Торговый комплекс БГЭУ» распылены, и это может привести к снижению эффективности организации хозяйственный связей с поставщиками данной классификационной группы.

Итак, классификация основных поставщиков по группам позволила определить их место в системе поставок центра «Торговый комплекс БГЭУ». Далее дополнить картину анализа хозяйственных связей позволит VEN-анализ, основанный на анализе объемов продаж соответствующих товарных групп за аналогичный период в месячном разрезе по XYZ-классификации. Данный метод представляет собой распределение реализуемой продукции по группам X, Y, и Z в соответствии с выявленными коэффициентами вариации (v), которые рассчитываются по следующей формуле:

 

,(21)

 

где σ - стандартное отклонение;

- среднее значение объема поставок.

В свою очередь, стандартное отклонение рассчитывается по формуле (22):

 

, (22)

 

где - значение i-го периода;

n - количество периодов.

 

Таблица 4 - XYZ-анализ объемов продаж по товарным группам центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Продукция

Объем продаж в 2012 г., млн р.

Средний объем продаж за мес., млн р.

Станд-ное откл-ние, млн р.

Коэфф. вариации, %

Группа

январь

февраль

март

       

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясные и колбасные изделия, полуфабрикаты

485,9

520,4

549,6

518,63

26,04

5,02

X

Бакалейные товары

317

347,2

364,8

343,00

19,74

5,75

Х

Овощи и фрукты

148

211,7

185,8

181,83

26,16

14,38

Y

Молочные продукты

67,6

99,2

131,4

99,40

26,05

26,20

Z

Безалкогольные напитки

66,7

68,8

98,6

78,03

14,57

18,67

Y

Рыба

31,7

55,6

30,3

39,20

11,61

29,62

Z

Хлеб и хлебобулочные изделия

7,3

9

8,3

8,20

0,70

8,51

X

ИТОГО

1124,2

1311,9

1369

1268,30

-

-

 

Информация о работе Анализ организации хозяйственных связей по поставкам товаров и пути их совершенствования