Анализ доходности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Центральным звеном механизма управления товарными запасами на уровне торгового предприятия является нормирование и планирование их объема.
Целью нормирования товарных запасов является определение их оптимальных размеров для обеспечения планового объема товарооборота в определенных условиях, месте и времени, создание необходимых материальных предпосылок для ритмичных и бесперебойных продаж товаров при минимальных затратах на их формирование, хранение, регулирование.
Нормы товарных запасов используются торговыми организациями (предприятиями) при:
- Разработке планов товарного обеспечения (запасов и поступление товаров);

Содержание

1.Нормирование и планирование товарных запасов…………………………
2.Анализ доходности торгового предприятия. Расчет точбезубыточности...
Задача…………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организации.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

1.Нормирование и планирование товарных запасов…………………………

2.Анализ доходности торгового предприятия. Расчет точбезубыточности...

Задача…………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Нормирование и планирование  товарных запасов.

Центральным звеном механизма управления товарными запасами на уровне торгового предприятия является нормирование и планирование их объема.

Целью нормирования товарных запасов является определение их оптимальных размеров для обеспечения планового объема товарооборота в определенных условиях, месте и времени, создание необходимых материальных предпосылок для ритмичных и бесперебойных продаж  товаров при минимальных затратах на их формирование, хранение, регулирование. 

Нормы товарных запасов используются торговыми организациями (предприятиями) при: 

- Разработке планов товарного  обеспечения (запасов и поступление  товаров); 

- Определении объема оборотных  средств и необходимого размера  кредита для их формирования;

- Регулировании завоза товаров  и оперативном управлении запасами, выявлении дефицита или формирования  сверхнормативных запасов (неходовых, ввезенных больше планируемого);  

- Контроле за обеспечением товарными запасами товарооборота, расчета плановой суммы затрат на хранение запасов товаров; 

- Совершенствовании статистического  и управленческого учета и  контроля товарных запасов и деятельности предприятия в целом. 

Нормирование товарных запасов базируется на следующих принципах: 

1. Оптимальность. Нормативы должны предусматривать самые маленькие размеры товарных запасов, при которых обеспечивается непрерывность процесса обращения, удовлетворение спроса населения на товары. Критерии оптимальности определяются по-разному в зависимости от того, на каком уровне решаются задачи управления запасами.

Критериями оптимальности могут быть такие показатели, как: 

- Уровень совокупных издержек  обращения, связанных с доставкой  и хранением товаров при условии  наиболее полного удовлетворения  спроса населения на товары  народного потребления (для розничных  предприятий);

- Время обращения товаров при  максимальной надежности снабжения  розничной торговли (для оптовых  предприятий); 

- Степень концентрации запасов  нерегулярного обновления в отдельных  звеньях торговли или местах  хранения; 

- Доля неходовых запасов в  общем объеме и др. 

2. Надежность. Реализация этого принципа достигается за счет формирования страховых запасов в целях защиты торгового процесса от непредвиденных колебаний со стороны спроса (возникновение ажиотажного спроса) или предложения товаров (в результате нарушения графиков завоза). Особенно важно с социальной точки зрения обеспечить образование страховых запасов в объемах, которые полностью исключают возможность возникновения дефицита товаров первоочередного спроса (мука, крупа, макаронные изделия, сахар, соль, спички, мыло  и прочее). 

3. Научность. Согласно данному принципу нормирования товарных запасов должно осуществляться на базе применения технико-экономических и экономико-математических методов, основываться на выявленных в результате анализа основных закономерностях формирования товарных запасов (их изменении во времени, соотношении между товарными запасами и товарооборотом, зависимости от важнейших экономических и организационных факторов, распределении товаров между оптовыми и розничными звеньями и прочее).  

4. Реальность. При разработке нормативов следует учитывать материальные предпосылки формирования их размера: объем товарных ресурсов, которые может быть закуплен предприятием; складские площади и емкости, обеспечивающие хранение определенного количества товаров, их техническая оснащенность; объем собственных оборотных средств, который обусловливает реальные возможности накопления товарных запасов. При использовании экономико-математических моделей реальность нормативов обеспечивается введением ряда ограничений. 

5. Эффективность. Нормирование товарных запасов должно обеспечить ускорение их оборачиваемости, рациональное размещение между оптовым и розничным звеном, по предприятиям и местах хранения, сократить совокупные расходы, связанные с доставкой и хранением товаров.

В процессе нормирования должен обеспечиваться не только собственно экономический эффект, но и учитываться социальные аспекты проблемы ритмичности и непрерывности поставок необходимых товаров населению.

В Условиях плановой экономики в торговле существовало два понятия норматива товарных запасов как экономической категории. 

1. Норматив как запас, необходимый  для обеспечения непрерывной  реализации с целью наиболее  полного удовлетворения объема  и структуры потребительского  спроса населения. В этом смысле  норматив товарного запаса обеспечивает  сохранение более или менее  стабильного уровня запасов с  тенденцией к расширению товарного  ассортимента. Норматив товарного запаса определяются потребностями организации (предприятия) в товарах независимо от ресурсных возможностей государства обеспечить эти потребности.  

2.Норматив как товарный запас, обеспечивающий равномерное распределение  ресурсов по районам, организациям  и периодам года (то есть в  пространстве и времени) в соответствии  возможностей общества направить  определенную массу товаров в  сферу обращения. Норматив товарных  запасов в таком понимании  был подвижным и изменялся  как в сторону увеличения, так  и в сторону уменьшения в  зависимости от объема товарных  ресурсов, степени насыщенности  товарами каналов обращения.

В условиях рыночной экономики противоречия, существовавшие между "нормативом по возможностям" и "нормативом по потребностям" меняют свое содержание, но по сути проблемы остаются. Конкретное торговое предприятие может стать несостоятельным сформировать необходимый товарный запас не в связи с ситуацией отсутствия предложения товаров, а в связи с финансовыми трудностями. В наше время эта проблема является наиболее острой.

Нормирование товарных запасов торговыми предприятиями существенно отличается от организации и методики осуществления этого процесса в других отраслях народного хозяйства. Причина разницы - в характере расходов. 

Использование производственных запасов строго обусловлено производственной программой. Его можно рассчитать, если знать план выпуска продукции и нормы расхода сырья, материалов на единицу изделия, оно более детерминировано. Это обстоятельство при идеально отлаженной доставке позволяет вообще отказаться от складских помещений, вести поставки "с колес".

Использование товарных запасов носит непоследовательный и трудно прогнозируемый характер, поскольку это связано с такой подвижной категорией, как спрос населения, четко реагирующий на любые социально-экономические, климатические, психологические и другие сдвиги. Поэтому нередки случаи, когда дефицитные, в момент заказа, товары во время поступления в торговую сеть подпадают под категорию, которая пользуется слабым спросом и оседает в запасах, и наоборот, товары из ряда неходовых начинают пользоваться повышенным спросом.

Товарные запасы является функцией спроса индивидуальных потребителей (населения), склонных к большому влиянию случайных обстоятельств (их количественное соотношение проявляется лишь в достаточно большом количестве элементов совокупности, находит свое отражение в массе явлений), а значит, требует систематического изучения.

Норматив товарных запасов должна выступать как средняя величина, нивелирует случайные и второстепенные отклонения как закономерность стохастического характера. Проблема заключается в изучении и моделировании закономерностей товарных запасов и создании на этой основе  научно обоснованных нормативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ доходности  торгового предприятия. Расчет точбезубыточности.

 

Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотом являются основными показателями, по которым оценивается работа торгового предприятия. Валовой доход составляет порядка 80 % всех доходов предприятия, поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализ валового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:

а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;

б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;

в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;

г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;

д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;

е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.

Основной целью анализа валового дохода является поиск резервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления им.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамика валового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его роста или снижения.

Анализ валового дохода, как и других показателей деятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базой научного управления предприятием, повышает его эффективность.

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.

Точка безубыточности

Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает Операционный рычаг (операционный леверидж).

Для расчета точки безубыточности надо разделить издержки на две составляющие:

  • Переменные затраты  — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
  • Постоянные затраты  — не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.

Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяетзапас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия..

Точка безубыточности, формула нахождения: 

Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

  • I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим критический объем:

  • Q ' = F / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

  • S = F * p /(p - v) = Q' * p

где S — критический объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Информация о работе Анализ доходности торгового предприятия