Анализ внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении основных элементов внутренней среды организации и их влияния на её деятельность. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-изучение теоретических и методологических аспектов анализа внутренней среды организации;
-оценка внутренней среды OOO «Дилижанс» ;
-привести основные направления улучшении состояния внутренней среды организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты анализа внутренней
среды организации
1.1 Понятие внутренней среды и классификация ее факторов……….4
1.2 Подходы к выделению параметров внутренней среды
организации…………………………………………………………6
1.3 Методы анализа внутренней среды организации………………..12
Глава 2. Оценка внутренней среды ЗАО «Александр»
2.1 Общая характеристика организации…………………………….18
2.2 Анализ факторов внутренней среды организации………………19
2.3 Анализ ОСУ………………………………………………………..21
2.4 Оценка сильных и слабых сторон организации…………………24
Глава 3. Основные направления улучшении состояния внутренней среды
организации……………………………………………………….
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Введение  

Глава 1. Теоретические  и методологические аспекты анализа  внутренней 

               среды организации

          1.1 Понятие внутренней среды и  классификация ее факторов……….4

          1.2 Подходы к выделению параметров  внутренней среды  

                    организации…………………………………………………………6

          1.3 Методы анализа внутренней  среды организации………………..12 

Глава 2. Оценка внутренней среды ЗАО «Александр»

           2.1 Общая характеристика организации…………………………….18

           2.2 Анализ факторов внутренней среды организации………………19

           2.3 Анализ ОСУ………………………………………………………..21

           2.4 Оценка сильных и слабых  сторон организации…………………24 

Глава 3. Основные направления  улучшении состояния  внутренней среды  

               организации………………………………………………………. 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

             Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях. Изучение элементов внутренней среды предприятия имеет большое значение для любой фирмы. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели.

         В условиях рыночных отношений особенно значимыми факторами для успешного развития предприятий является ее внутренняя среда. Внутренние факторы формируются самим предприятием, в первую очередь его руководством. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива.

          Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении основных элементов внутренней среды организации и их влияния на её деятельность. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-изучение теоретических и методологических аспектов анализа внутренней среды организации;

-оценка внутренней среды OOO «Дилижанс» ;

-привести основные направления улучшении состояния внутренней среды организации.

          В данной работе объектом исследования является OOO «Дилижанс». Предметом курсовой работы выступает анализ элементов внутренней среды предприятия.

        Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.

        Такие элементы, как существующие изначально, так и возникающие в результате управленческих решений, могут контролироваться и корректироваться, а также самоорганизовываться.

Глава 1. Теоретические  и методологические аспекты анализа внутренней среды организации

1.1 Понятие  внутренней среды и классификация  ее факторов 

           Изучение внутренней среды организации является важным и значимым условием, определения внутренних возможностей и потенциала, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.

          Внутренняя среда - это все то, что находится внутри организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации [10].

        Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые

здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды[11].

       Все выше перечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние.

          Факторы среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне ее.

        Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

         Внутренние переменные в большинстве своем являются результатом деятельности менеджеров и находятся под их влиянием. Внутренние переменные - это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи сложной системы - организации.

         Состав представляет собой совокупность элементов, образующих систему. В него включаются только элементы данной системы, являющиеся компонентами первого уровня. Однако обстоятельное исследование системы предполагает также и углубленное изучение составляющих ее элементов. Этим объясняется использование понятия состава в широком смысле, т.е. в него входят и составляющие самих элементов системы - компоненты второго, а затем третьего и других уровней. В этом смысле состав предприятия может включать и цехи, и участки, и бригады[8].

       Таким образом, состав заключает в себе декомпозицию системы, расчленение единого целого на составляющие элементы.

        Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные варианты формирования ее структуры. В свою очередь определенной структуре соответствуют и конкретные варианты компонентного состава организации [8].

       Однако соответствие между составом и структурой организации не является полным, отсутствует жесткая закрепленность конкретной структуры за определенным составом организации. При одном и том же составе могут быть разные, иногда значительно различающиеся структуры.

          Структура является одной из важнейших, но не единственной, характеристикой организационной системы. Поэтому выделяют различные

факторы внутренней среды организации: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие параметры. 
 
 
 
 

1.2 Подходы  к выделению параметров внутренней среды

организации.

         Существуют различные подходы к выделению параметров внутренней среды организаций. По определению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, основными внутренними переменными организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

         1) Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе [8].

      Постановка целей - это очень важный момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать к чему стремиться [4].

      У организации могут быть разнообразные цели. Всесторонне обоснованная цель (цели) служит исходным пунктом и организующим фактором принятия решения. Целью может быть намеченное задание или условие, послужившее причиной принятия решения. Цель указывает направление. Если известно, в каком направлении нужно идти, то путь намного облегчается. Через установление целей можно воздействовать на события. Цель должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение.

           Цели подразделяются на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные, по очередности достижения, большие и малые (по критерию затрат ресурсов), конкурирующие, независимые и дополнительные. Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты, т.е. одним целям отдавать предпочтение, а другие откладывать. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться.

           2) Структура организации - это логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и подразделений, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Характерной чертой организации является разделение труда. Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда в ней. Выбор подразделений определяет структуру организации и, следовательно, возможности ее успешной деятельности. Вертикальное разделение труда создает иерархию управленческих уровней в организации[8].

      Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. Чем больше сфера контроля, тем меньше (при прочих равных условиях) уровней управления создается в организации, и наоборот.

          Образование структуры - это следствие разделения труда между специалистами его разных видов. Так, труд разделен между технологами, механиками, экономистами и др. При производстве любого продукта работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже представляет собой конкретную специализацию труда[4].

         Под структурой организации понимаются состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. В соответствии с этим каждая организация имеет структуру, в составе которой выделяют производственные и управленческие подсистемы. В свою очередь, в структуре управления нередко создаются функциональные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление нововведениями, управление производством, управление персоналом и т. п. [11].

        Итак, структура - это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы,

взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами. Структура находится в тесной взаимосвязи с составом системы, определяется им и в свою очередь сама в значительной степени его определяет [8].

        3)Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач.

       Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации [4].

         Задачи организации традиционно делятся на три категории по видам работ: работа с людьми; работа с предметами; работа с информацией. Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом. Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

       4)Технология является четвертой важной внутренней переменной.

Большинство людей рассматривает технологию как нечто, связанное с изобретениями, машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Однако технология представляет собой более широкое понятие.

        Технология - это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги[4].

        Технология, применяемая в организации, зависит от типа производства. Типы производств бывают следующие: единичное, серийное, массовое.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия