Экономическое содержание цены. Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Они определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования. Под политикой цен понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.

Содержание

Введение 3
2. Понятие цены, ценовой политики, факторы ценообразования 4
3. Виды цен 9
4. Государственное воздействие на политику цен 11
5. Методика расчета 13
6. Заключение 17
7. Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Митя.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

5. Установление цены на основе закрытых торгов.

Конкурентное ценообразование  применяется и в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В  подобных ситуациях при назначении своей цены фирма отталкивается  от ожидаемых ценовых предложений  конкурентов, а не от взаимоотношений  между этой ценой и показателями собственных издержек или спроса. Фирме хочется завоевать контракт, а для этого нужно запросить  цену ниже, чем у других. Однако цена эта не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон.

 

6.  Установление окончательной цены.

   Цель всех предыдущих методик - сузить диапазон цен, в рамках которого и будет выбрана окончательная цена товара. Однако перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений.

 

 Продавец должен учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены. Многие потребители смотрят на цену как на показатель качества. Многим фирмам удается увеличивать сбыт своей продукции повышением цены на свои товары, и эти товары будут считаться престижными. Метод установления цены с учетом престижности товара оказывается особенно эффективным, например, к духам или дорогим автомобилям, которые могут стоить в 10 раз дешевле, но люди платят за них в 10 раз дороже, поскольку считают, что такая цена предполагает нечто особое. Существует еще не писаный закон, которого придерживаются почти все продавцы: цена обязательно должна выражаться нечетным числом. Например, вместо цены $200 устанавливают цену $199, и тогда для многих потребителей этот товар будет стоить $100 с лишним, а не $200 с лишним.

   Помимо всего прочего, руководство должно учитывать реакцию на предполагаемую цену со стороны других участников рыночной деятельности. Как отнесутся к этой цене дистрибьюторы и дилеры? Охотно ли будет торговый персонал фирмы продавать товар по данной цене или продавцы будут жаловаться, что она чересчур высока? Как отреагируют на нее конкуренты? Узнав об установленной фирмой цене, не поднимут ли свои цены поставщики? Не вмешаются ли государственные органы, чтобы воспрепятствовать торговле по этой цене? В последнем случае необходимо знать законы, касающиеся установления цен, и быть уверенным в "обороноспособности" своей политики ценообразования.

 

Виды цен

1. Розничные цены; такие цены используются покупателем, чтобы сделать свой выбор, исходя из имеющихся у него представлений о полезности приобретаемого товара. Розничная цена товара должна базироваться на действующих контрактах на закупку данного товара. При составлении контракта на покупку-продажу товаров множественного ассортимента цены устанавливаются на единицу товара каждого вида или сорта отдельно. Особенностью розничной торговли является индивидуальное назначение и гибкое варьирование продажной цены. Цены и другие параметры, указанные в контракте на закупку товара, распродаваемого затем в розницу, носят базисный и ориентированный характер.

 

2. Оптовые цены; цены при оптовых поставках определяются условиями контракта. В зависимости от разных условий заключения контрактов различают несколько видов оптовых цен.

Твердая цена – это цена, которая  устанавливается при подписании контракта, не подлежит изменению в течение действия контракта и не зависит от сроков поставки партии товара.

3.Подвижная цена – цена, которая может быть впоследствии изменена в соответствии с изменениями рыночной цены на момент фактической поставки товара. В таком случае расчеты выполняются по текущим ценам, т.е. ценам, действующим на данный момент.

4. Скользящая цена – это цена обычно устанавливается на продукцию с длительным сроком использования.

5. Цена, фиксируемая в процессе выполнения контракта. Такие цены, применяемые сторонами, уточняются и согласуются либо перед поставкой новой партии товаров, либо при долгосрочных контрактах пред началом очередного финансового года. В контракте оговариваются условия фиксации цены, а также метод расчета нового уровня цены.

6. Цены с надбавками, скидками и зачетами применяются для поощрения определенных действий продавцов и покупателей. Надбавка к цене – это повышение цены, отражающее удовлетворение требований покупателя. Сюда относятся: срочность выполнения, особые требования к качеству.

7. Льготные цены – это понижение цены. Цель установления льготных цен – это стимулирование сбыта определенных товаров в определенных регионах.

 Большую роль в гибком реагировании на рыночную ситуацию играет назначение различного рода скидок или дисконтов.

Простая скидка за наличный расчет применяется  в том случае, когда покупатель готов оплатить товар наличными.

Скидка за объем покупаемого  товара предоставляется покупателям, закупающим товар большими партиями.

Функциональная скидка (посредническая) предоставляется посредникам, которые берут на себя ряд функций, связанных с хранением, затариванием, ведением учета и др.

Прогрессивные скидки – это скидки за количество или серийность, которая  предоставляется при постоянной закупке товара во все увеличивающемся  объеме.

Дилерские скидки предоставляются  производителями постоянным производителям и посредникам по сбыту. Величина дилерской скидки находится в  пределах 15-20% от розничной цены.

Специальные скидки предоставляются  тому кругу покупателей, в заказах  которых продавцы особо заинтересованы.

Экспортные скидки – это дополнительные скидки, которые предоставляются  иностранным покупателям сверх  скидок, действующих на внутреннем рынке.

Сезонные скидки предоставляются  вне сезона активного бизнеса. Особенно характерны для деятельности туристических предприятий.

Скрытые скидки предоставляются путем  предоставления различного рода бесплатных услуг.

Скидки за возврат ранее купленного товара и сервисные скидки за техническое  обслуживание за все время эксплуатации применяются для расширения круга  клиентуры.

Клубные скидки – это скидки, предоставляемые  членам различного рода потребительских  обществ.

Скидки с учетом международных  коммуникаций осуществляются там, где  не считают возможным подписать  договор, если он не предусматривает  скидку до 20-30% от первоначальной цены.

Зачеты представляют собой  уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Под зачетами на стимулирование сбыта понимается вознаграждение для дилеров, за их участие в рекламных мероприятиях, в виде скидок на установленную для них цену.

Контрактные и модифицированные цены. На этапе подготовки контрактов на поставку той или иной продукции, для определения цен, указываемых в договоре, следует руководствоваться либо публикуемыми, либо расчетными ценами.

Публикуемые цены помещаются в специальных  и фирменных источниках информации, которые могут носить общедоступный  характер.

Расчетные цены также применяются для определения цен, оговариваемых при составлении контрактов. Это могут быть контракты на поставку товаров, поставляемых с учетом публикуемых цен, когда публикуемые цены по тем или иным причинам недоступны или недостаточны.

Справочные цены – цены, публикуемые  под таким заголовком в различных  общих и специальных изделиях или доходящие до партнеров по сделкам купли-продажи иным путем. Эти цены служат в качестве отправной  точки для согласования договорных цен.

Расчетные цены для специальных  контрактов применяются тогда, когда  иным путем, кроме расчетного, определить контрактную цену не представляется возможным. Сюда относятся, к примеру, цены на впервые изготавливаемое по индивидуальным заказам специальное оборудование, для которого трудно найти соответствующий аналог.

Государственное воздействие  на политику цен.

 

Государственное вмешательство в ценообразование  осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения  издержек производства через включение  в себестоимость завышенных амортизационных  списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого, в целых отраслях возникает ситуация, когда издержки производства, вследствие объявленных правительством льгот, оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования  является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное  воздействие на формирование цен  оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где  доля государства в потреблении  товаров и услуг значительна.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов  товаров и услуг у частных  фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые  затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен  является НДС. Этот налог производители  включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения  ставок этого налога непосредственно  воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической  политики является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых  странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов  существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее  время используется достаточно широкий  набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно  разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение  за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Главная цель наблюдения за ценами со стороны 

государственных органов и социальных партнеров  – изменение роста стоимости  жизни для определения индекса  ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в экономике определяют выполняемые  государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед  государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и  денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, и  другие.

 

 

Методика  расчета

 

Издержки  производства (себестоимость) — это выраженные в денежной форме текущие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, являющиеся расчетной базой цены

Калькуляционная единица — это единица конкретного изделия (услуги) по калькуляционным статьям (по калькуляции)

Основой расчета  цен — калькулирование себестоимости (издержек обращения).

Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1метр, 1штука, 100штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.

Перечни калькуляционных  статей отражают особенности производств.

Для современной  отечественной практики наиболее характерным  можно считать следующий перечень статей калькуляции:

Информация о работе Экономическое содержание цены. Виды цен