Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И СРЕДНИЕ ЦЕНЫ……………………………………………...4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ КЛАССИКАЦИЯ……………………………..4
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ И ОБОБЩАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН …………………………..10
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА НАСЕЛЕНИЯ……18
ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РУБЛЯ………………………………………………………………………………….18
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Цены 
и ценообразование являются одним 
из ключевых элементов рыночной экономики. 
Важная роль цен в экономической 
жизни определяется тем, что они 
являются основой всех экономических 
измерений, оказывают значительное 
влияние на затраты и результаты 
деятельности всех хозяйствующих субъектов: 
и предпринимательских 
Особенно велика их роль в рыночной экономике, 
где свободные цены выступают основным 
регулятором пропорций общественного 
воспроизводства, хозяйственных отношений. 
Цены являются также важным объектом государственного 
регулирования, благодаря которому государство 
осуществляет свою политику и в условиях 
рынка.  
В связи с переходом к рыночной экономике 
с ее более жесткими условиями в конкурентной 
среде - ценовая политика предприятия 
является ключевым фактором в области 
продвижения товара на рынок. Правильное 
установление цены на товар способствует 
развитию предприятия, формированию его 
имиджа, появлению новых контактов с потребителями 
продукции.  
Определение цены является одной из труднейших 
задач, стоящих перед любым предприятием. 
И именно цена предопределяет успехи предприятия 
- объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. 
Очень важно назначить цену таким образом, 
чтобы она не оказалась слишком высокой 
или слишком низкой.  
Цена - один из критериев, определяющих 
покупательские восприятия. Она влияет 
на решение о покупке товаров, оказывает 
влияние на прибыль торгового предприятия 
и находится в тесном взаимодействии с 
факторами рынка. Цена в условиях рынка 
выступает как действительное средство 
в конкурентной борьбе за покупателей, 
предопределяет объемы производства и 
продажи товаров, влияет на поведение 
покупателей и их платежеспособности.  
В ценовом механизме следует различать 
и выделять две взаимодействующие составляющие. 
С одной стороны это сами цены, их структура, 
величина, динамика изменения, а с другой 
- ценообразование как способ, правила 
установления, формирования новых цен 
и изменения действующих.  Ценообразование 
выступает активной, задающей частью ценового 
механизма. Оно, собственно, и предопределяет 
величину цены.  
Цель исследования - изучить сущность 
и виды цен.  
Задачи исследования:  
1. Определить сущность и экономическую 
роль цены.  
2. Проанализировать функции цены.  
3. Рассмотреть виды цен и методы их расчета.  
Объектом исследования являются основополагающие 
характеристики цены как экономической 
категории.  
Предметом исследования являются виды 
цен.
1.1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
В условиях рыночных отношений одним 
из важных классификационных признаков 
цен является степень их свободы 
от регулирующего воздействия 
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Наиболее соответствующими природе 
рыночных отношений являются свободные 
цены, однако, полностью перейти 
только к ним невозможно. Государство 
в случае необходимости может 
вмешиваться в процессы ценообразования 
и в зависимости от изменяющихся 
экономических условий 
Решениями Правительства РФ, например, предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по отдельным видам товаров и услуг могут вводиться регулируемые цены. В отдельных регионах регулирование цен может зависеть от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей. Кроме того, политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, растительное масло и т.п.).
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия - цены изготовителей 
продукции, по которым они продают 
произведенную продукцию 
Оптовые (отпускные) цены промышленности 
- цены, по которым предприятия и 
организации-потребители 
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству.
В хозяйственной практике применяются три вида цен на строительную продукцию:
Закупочные цены - это цены (оптовые), 
по которым реализуется 
Тарифы грузового и 
Розничные цены - цены, по которым товары 
реализуются в розничной 
Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.
Другие классификации цен
Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.
Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевая цена - цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.
Договорная (контрактная) цена - это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
При осуществлении 
Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают;
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены могут 
быть оптовыми, закупочными, розничными. 
Они устанавливаются 
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.
Классификация по времени действия
- твердые {постоянные) 
цены, которые не меняются в течение всего 
срока поставки продукции по данному соглашению 
или контракту, обычно в договоре делается 
оговорка: «цена твердая, изменению не 
подлежит»;  
- текущие цены, 
по которым осуществляется поставка продукции 
в данный период времени. Они могут меняться 
в рамках одного контракта и отражают 
состояние рынка;  
- скользящие цены 
устанавливаются на изделия, требующие 
длительного срока изготовления. В договоре 
устанавливаются исходная цена И порядок 
внесения поправок в случае изменения 
ценообразующнх факторов (издержек производства) 
за период, необходимый для их изготовления. 
Эти виды цен широко используются в международной 
торговле. Возможен вариант, когда установлен 
предел в процентах к договорной цене, 
в рамках которого пересмотр цены не производится; 
этот предел называется лимитом скольжения. 
Например, цена может быть пересмотрена 
не более чем на 20% от общей суммы затрат. 
Скольжение также может распространяться 
не на всю сумму затрат, а на определенные 
виды затрат, указанные в договоре;  
- сезонные цены 
действуют в течение определен ного периода 
времени;  
- ступенчатые цены 
представляют собой ряд последовательно 
снижающихся (повышающихся) цен на продукцию 
в заранее обусловленные моменты времени 
по предварительно определенной.
1.2. СРЕДНИЕ ЦЕНЫ И ОБОБЩАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН.
Существуют две основные концепции регистрации цен. В условиях политики стабильных цен применялся сплошной учет, с переходом к рынку в нашей стране в основном стал использоваться выборочный метод регистрации цен, как и в международной практике. Основные принципы выборочной системы регистрации цен: