Экономическое содержание цены. Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Они определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования. Под политикой цен понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.

Содержание

Введение 3
2. Понятие цены, ценовой политики, факторы ценообразования 4
3. Виды цен 9
4. Государственное воздействие на политику цен 11
5. Методика расчета 13
6. Заключение 17
7. Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Митя.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Уральский государственный экономический  университет» Колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

На  тему: Экономическое содержание цены. Виды цен.

 

 

 

 

 

Студент: Мальцев Д.Л.

 

 

Преподаватель: Блинова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Первоуральск    2013 год

Содержание

 

  1. Введение                                                                                       3

     2. Понятие цены, ценовой политики, факторы ценообразования  4

     3. Виды цен                                                                                          9

     4. Государственное воздействие на политику цен                          11

     5. Методика расчета                                                                           13

     6. Заключение                                                                                     17      

     7. Список литературы                                                                        18  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Цены и ценообразование являются  одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Они определяют  эффективность внешнеэкономической  деятельности.

 Цены являются также важным  объектом государственного регулирования,  благодаря которому государство  осуществляет свою политику и  в условиях рынка.

 Ценообразование на предприятии  является важной составляющей  хозяйственной деятельности, способом  обеспечения эффективного хозяйствования. Под политикой цен понимаются  общие принципы, которых компания  собирается придерживаться в  сфере установления цен на  свои товары и услуги.

В связи с ᴨȇреходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде - ценовая политика предприятия является ключевым фактором в области продвижения товара на рынок, поскольку объективным фактором возрастания роли ценовой политики является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее число предприятий прибегает к формированию эффективной ценовой политики предприятия, как к средству, которое может эффективно поддержать конкурентоспособность предприятия. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию его имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции, так как именно цена предопределяет усᴨȇхи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

 Итак, суть целенаправленной ценовой политики в экономике предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей и обеспечить намеченный объем прибыли.

 В сегодняшней дипломной  работе, я задался целью изучить сущность и виды цен, факторы ценообразования,  воздействие государства на политику ценообразования предприятия.

Дипломная работа состоит из введения, глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие цены, ценовой политики, факторы ценообразования

 

  Цена, денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.

 Научная  теория  цены создана К. Марксом. Он раскрыл содержание, закономерности формирования и движения цен: "Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда..., показатель величины стоимости товара..."

 Своими  словами цена - это количество  денег, на которые можно обменять  продукт, это количественная оценка  той ценности, которую придают  продукции, и она всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.

 Ценовая  политика — это принципы и методики определения цен на товары и услуги, так же это важнейшая часть общей хозяйственной политики фирмы, которая обеспечивает адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям. Процесс формирования ценовой политики на предприятии зависит от подхода к определению цены. 

 Определение  цены – одна из самых важных  и сложных задач. Одновременно  она должна быть такой, чтобы  ее смог заплатить потенциальный  покупатель, и  чтобы обеспечить  прибыльность сбыта. В этом  разделе рассматривается методика  ценообразования, которая может  быть представлена такой последовательностью  действий:

Подсчитывается  себестоимость продукции;

Определяется  возможный спрос на продукцию  при установлении цены;

Прогнозируется  реакция конкурентов на разные цены.

 

Ценообразующие факторы.

 

Рыночная цена формируется под  воздействие множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка: на практике выделяют 3 группы основных факторов:

 

1. Спрос

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар, а минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая норму прибыли. Цена постоянно меняется и становится эффективным оружием в руках продавца. Минимальная цена определяется издержками фирмы по производству и коммерциализации товара.

 

 

 

2. Издержки

Издержки фирмы бывают двух видов - постоянные и переменные. Постоянные издержки (называемые также "накладные расходы") - это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, жалованье служащим и т. д. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства. Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. В расчёте на единицу продукции эти издержки обычно остаются неизменными. А переменными их называют потому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведённых единиц товара. Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства.

 

3. Конкуренты

Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона  цен влияют цены конкурентов и  их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров  своих конкурентов. Этого можно  добиться несколькими способами. Фирма  может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов. Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если её товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда её товар выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложения конкурентов.

 

Основные ценообразующие факторы:

1. Общественная цена производства (издержки производства, средняя прибыль)

2. Состояние денежной сферы (покупательная способность денег, валютный курс, соотношение спроса и предложения)

3. Конкуренция (ценовая, неценовая)

4. Государственное регулирование цен (прямое, косвенное)

5. Монопольное регулирование цен (прямое, косвенное)

6. Качество товаров

7. Объем поставок

8. Отношение продавец – покупатель

9. Условия поставок

10. Франкирование цены

   Любой фактор входящий в стоимость оказывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену, поскольку прямо или косвенно воздействует на спрос или предложение товара. В этом смысле все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, могут одновременно считаться и ценообразующими факторами.

 

Выбор метода ценообразования.

Зная график спроса, расчётную сумму  издержек и цены конкурентов, фирма  готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в  промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком  высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена, как уже было отмечено выше, определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов  и товаров-заменителей дают средний  уровень, которого фирме и следует  придерживаться при назначении цены.

Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчёта цен, в которой учитывается как  минимум одно из этих трёх соображений. Фирма надеется, что избранный  метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Рассмотрим следующие  методы расчета цен:

1. "Средние издержки плюс прибыль".

Самый простой способ ценообразования  заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как  в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики. Стандартными наценками  пользоваться как правило нелогично, для установления оптимальной цены необходимо учитывать особенности текущего спроса и конкуренции.

И всё же методика расчета цен  на основе наценок остаётся популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто  корректировать цены в зависимости  от спроса. Во-вторых, если этим методом  ценообразования пользуются все  фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие   

считают методику расчета "средние  издержки плюс прибыль" более 

справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

 

2. Анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Это еще один метод ценообразования  на основе издержек. Фирма стремится  установить цену, которая обеспечит  ей желаемый объем прибыли.

Такой метод ценообразования требует  от фирмы рассмотрения разных вариантов  цен, их влияния на объем сбыта, необходимый  для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли  и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности  достижения всего этого при каждой возможной цене товара.

 

3. Установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара.

Все большее число фирм при расчете  цены начинают исходить из ощущаемой  ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают  восприятие товара покупателями. Для  формирования в сознании потребителей представления о ценности товара в комплексах маркетинга используются неценовые способы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать  ощущаемой ценностной значимости товара. Это наблюдается, например, в том, что многие идентичные товары в разных местах стоят по-разному. Фирме необходимо выявить, какие ценностные представления  имеются в сознании потребителей о товарах конкурентов и как  много они готовы заплатить за каждую выгоду, присовокупленную к  предложению. Если продавец запросит больше признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы окажется ниже, чем мог бы быть. Многие компании завышают цены своих товаров, и те плохо идут на рынке. Другие фирмы, наоборот, назначают на свои товары слишком  низкие цены. Тогда эти товары прекрасно  идут на рынке, но приносят фирме меньше поступлений, чем могли бы при  цене, повышенной до уровня их ценностной значимости в представлении покупателей.

 

4. Установление цены на основе уровня текущих цен.

Назначая цену с учетом уровня текущих  цен, фирма в основном отталкивается  от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных  издержек или спроса. Она может  назначить цену на уровне, выше или  ниже уровня цен своих конкурентов.

В олигополистических сферах фирмы  обычно запрашивают одну и ту же цену. Мелкие фирмы "следуют за лидером", изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебания спроса на свои товары или собственных издержек. Некоторые фирмы могут взимать небольшую премиальную наценку или предоставлять небольшую скидку,

сохраняя эту разницу в цене постоянной. Такой метод ценообразования

довольно популярен. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что  уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы  прибыли. И, кроме того, они чувствуют, что придерживаться уровня текущих  цен - значит сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли.

Информация о работе Экономическое содержание цены. Виды цен