Экономическое содержание цены. Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:50, дипломная работа

Краткое описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Они определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования. Под политикой цен понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.

Содержание

Введение 3
2. Понятие цены, ценовой политики, факторы ценообразования 4
3. Виды цен 9
4. Государственное воздействие на политику цен 11
5. Методика расчета 13
6. Заключение 17
7. Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Митя.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

1.сырье и материалы;

  1. топливо и энергия на технологические цели;
  2. заработная плата производственных рабочих;
  3. начисления на заработную плату производственных рабочих;
  4. общепроизводственные расходы;
  5. общехозяйственные расходы;
  6. прочие производственные расходы;
  7. коммерческие расходы.

Статьи 1-7называются производственными расходами, так  как они непосредственно связаны  с обслуживанием производственного  процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Статья 8 (коммерческие расходы) расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов — это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно

на себестоимость  конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены статьями 1-3, что характерно для большинства  производств. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы — это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Напротив, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.

Различают также  условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.

Прибыль изготовителя в цене — величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы  товара.

Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой  стратегии изготовителя-продавца (глава 4).

Если цены регулируемые, то величина прибыли  определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и  с помощью других рычагов прямого  ценового регулирования (глава 2).

В современных  российских условиях объектами прямого  ценового регулирования на федеральном  уровне являются цены на природный  газ для объединений-монополистов, тарифы на электроэнергию, регулируемые Федеральной энергетической комиссией  Российской Федерации, тарифы на виды транспорта с наибольшими грузооборотами (в первую очередь тарифы на грузовом железнодорожном транспорте), цена на жизненно важные лекарственные препараты  и на услуги, наиболее существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.

Объектом  прямого ценового регулирования  со стороны субъектов Российской Федерации и местных органов  власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.

В российской практике при государственном регулировании  цен и в подавляющем большинстве случаев при системе свободных цен в качестве базы для использования процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.

 

Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом:

Сырье и основные материалы — 3000руб.

Топливо и  электроэнергия на технологические  цели — 1500руб.

Оплата труда  основных производственных рабочих  — 2000 руб.

Начисления  на оплату труда — 40% к оплате труда  основных производственных рабочих

Общепроизводственные  расходы — 10% к оплате труда основных производственных рабочих.

Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных производственных рабочих.

Расходы на транспортировку и упаковку — 5% к производственной себестоимости.

Необходимо  определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли  от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15%.

Расчет

1. Исчисляем  в абсолютном выражении косвенные  расходы, данные в процентах  к оплате труда основных производственных  рабочих, на 1000изделий:

начисления  на оплату труда = 2000 руб. *40% : 100% = 800 руб.;

общепроизводственные  расходы = 2000 руб. *10% : 100% = 200 руб.;

общехозяйственные расходы = 2000 руб. *20% : 100% = 400 руб.

2. Определяем  производственную себестоимость  как сумму расходов статей 1-6.

Производственная  себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + 2000 + 800 + 200 + 400 = 7900 (руб.).

3. Расходы  на транспортировку и упаковку = 7900 руб. · 5% : 100% = 395 руб.

4. Полная  себестоимость 1000 изделий = 7900 руб. + 395 руб. = 8295 руб.; полная себестоимость  одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя  на одно изделие = 8,3руб. + 8,3руб.  · 15% : 100% = 9,5руб.

6. В том  числе прибыль от реализации  одного изделия = 8,3 руб. · 15% : 100% = 1,2 руб.

Цена изготовителя — цена, включающая себестоимость и прибыль изготовителя.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна преимущественно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного

большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

В структуре  цен на ряд товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т. е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция — обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.

Наряду с  основными федеральными налогами (налогом  на добавленную стоимость и акцизом) в цены могут включаться другие косвенные налоги. Например, до 1997г. в России в структуре цены был предусмотрен специальный налог. В 1999г. практически во всех регионах Российской Федерации был введен налог с продаж. Позже эти косвенные налоги были сняты.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную стоимость в цене как наиболее распространенного  налога.

Базой для  исчисления налога на добавленную стоимость  служит цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются  в процентах к этой базе.

Пример. Уровень цены изготовителя —  
9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную стоимость равна 20%. Тогда уровень отпускной цены, т. е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:

Цотп = Цизг + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. · 20% : 100% = 11,4 руб.

Элементами  цены выступают также посредническая оптовая надбавка и торговая надбавка, если товар реализуется через сеть розничной торговли.

Отпускная цена — цена, по которой изготовитель реализует продукцию за пределы предприятия.

Отпускная цена превышает цену изготовителя на величину косвенных налогов. 

 

 

Заключение

 

 Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Фирмы подходят к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких фирмах цены часто  устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие  по товарным ассортиментам. Но и здесь  высшее руководство определяет общие  установки и цели политики цен  и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В  отраслях деятельности, где факторы  ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтяные компании), фирмы часто  учреждают у себя отделы цен, которые  либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. Среди тех, чье влияние также  сказывается на политике цен, управляющие  службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.

Ценообразование как для малых, так и для всех остальных предприятий является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Я считаю данный вопрос интересным не только с позиции получения прибыли и выживания на рынке данного предприятия, но и важным при определении приоритетов в технической политике в целом. Ведь хотя все технические решения определяются инженерным персоналом предприятий, эффективность всех нововведений апробируется рынком через цену реализации продукции.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии, так как кустарные  методы, отношение к цене как к  счетной единице не могут гарантировать  благополучия предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Дерябин А.А. Система ценообразования  и финансов, пути совершенствования.  М., Политиздат, 2004 г.

2. Ценообразование и рынок под  ред. Салижманова И.K. М., Финстатинформ, колл. авторов, М., Прогресс, 2006 г.

3. Выгодская Э.Г., Колпакова Н.П. Маркетинг. - М.: ГИОРД, 2008.

4. Яковлев. Н.Я. Цены и ценообразование:  Учебное пособие / Н.Я.Яковлев. – М.: Издательский книготорговый центр «Маркетинг», 2006г.

5. http://referatwork.ru/new/source/58013text-58013.html

6. http://www.grandars.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическое содержание цены. Виды цен