Экономические теории олигопольного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [14, с.364].
Олигополия – это такая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты

Вложенные файлы: 1 файл

Воробьева Экономические теории олигопольного ценообразования (6).docx

— 269.25 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение экономических  основ конкуренции, ее основных видов  и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной  монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически  отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения  и функционирования на рынке, правила  взаимоотношений предприятий и  организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике  России. Одним из первых основных нормативных  актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий  и многие другие аспекты стал Федеральный  закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.(24)

Вышеуказанный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции и  направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков.(11)  Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

- изъятие товаров из  обращения, целью или результатом  которого является создание или  поддержание дефицита на рынке  либо повышение цен;

- навязывание контрагенту  условий договора, не выгодных  для него или не относящихся  к предмету договора (необоснованные  требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное  положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор  лишь при условии внесения  в него положений, касающихся  товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий  доступу на рынок (выходу с  рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного  нормативными актами порядка  ценообразования;

- установление монопольно  высоких (низких) цен и так далее.

Более того, данным Законом  запрещаются и в установленном  порядке признаются недействительными  полностью или частично достигнутые  в любой форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание)  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение  или поддержание цен на аукционах  и торгах;

- раздел рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров либо по кругу продавцов  или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа  на рынок или устранение с  него других хозяйствующих субъектов  в качестве продавцов определенных  товаров или их покупателей  (заказчиков);

- отказ от заключения  договоров с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками).

Этим же федеральным законом  было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

- введение потребителей  в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

- продажа товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  юридического лица, индивидуализации  продукции, выполнения работ,  услуг;

- получение, использование,  разглашение научно-технической,  производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой  тайны, без согласия ее владельца.

Федеральный закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» устанавливает  достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон  определяет основы построения конкурентной среды в России.

Однако несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ.(25) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

Стоит заметить, что антимонопольное  законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.

Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и  место демонополизации экономики  и развития, конкуренции в общей  государственной политике экономических  реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания  и мероприятия по демонополизации  экономики и развитию конкуренции  на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения  в этой области.

Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности  общественного производства на основе рыночного регулирования экономических  процессов.

Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых  условий для развития конкуренции  на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий  и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках России;

создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной  монополии;

создание правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

учет структуры рынка  при приватизации предприятий в  целях повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны  с финансовой стабилизацией, антиинфляционными  мерами, а также инвестиционной и  экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих  субъектов от монополистической  деятельности осуществляется в большинстве  своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования  барьеров для вхождения в отрасль  и их способности избегать ценовой  конкуренции.

Итак, можно сделать следующие  выводы:

1. Несовершенная конкуренция  на рынках содержит элементы как чистой монополии, так и совершенной конкуренции. На таких рынках у фирм есть определенный контроль над ценой. Они, однако, в действительности сталкиваются с конкуренцией со стороны существующих либо потенциальных продавцов.

2. На рынках с монополистической  конкуренцией множество фирм  продают товар, который дифференцируется  каждым продавцом; существует  свободный вход на рынок. Кривые  спроса на товар любой фирмы  наклонены вниз. Фирмы могут контролировать  цену. Однако экономические прибыли  все-таки выполняют функцию привлечения  новых фирм. Долгосрочное равновесие  на таких рынках выражается  в исчезновении экономических  прибылей. Хотя каждая фирма в  долгосрочном плане может всего  лишь покрывать свои затраты,  цены превышают предельные издержки. Цены превышают также минимально  возможные в долгосрочном плане  средние издержки. Избыточные производственные  мощности и более высокие цены  являются социальными издержками  разнообразия товаров. Если бы  товар был стандартизирован и  производился бы на конкурентных  рынках, то цены равнялись бы  МС и LRACmin.

3. Реклама и прочая  деятельность по продвижению  товара на рынок являются попытками  фирм увеличить спрос на их  товар. Воздействие рекламы на  прибыли зависит от того, рекламируют  ли свой товар другие конкурирующие  фирмы. При монополистической  конкуренции реклама может привести  только к временному увеличению  прибыли.

4. На олигополистических  рынках есть только несколько  продавцов, а вход на рынок  для новых затруднен или невозможен. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован и дифференцирован. Отдельные фирмы осознают свою взаимозависимость с другими фирмами-конкурентами.

5. Равновесие на олигополистических  рынках зависит от предположений,  которые делают фирмы насчет  того, каким образом будут реагировать  конкуренты на изменения цен  и объемов выпуска. (22)Ценовые войны на олигополистических рынках могут понуждать к тому, чтобы опустить цены до их уровня при конкурентном равновесии (Р = LRACmin).

6. При анализе олигополистической  конкуренции полезна теория игр.  Матрица результатов показывает  исходы любой стратегии, например, снижения цены, при любом возможном  ответе конкурента. Стратегией максимина  является стратегия, которая стремится  избежать наихудшего исхода.

7. У олигопольных фирм есть стимулы к сговору, чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на прибыли. Картель является группой фирм, действующих совместно, чтобы скоординировать выпуск или контролировать цену, как если бы они были единой монопольной фирмой. Картели обычно оказываются нестабильными из-за того, что максимизация групповых прибылей при монопольной цене несовместима с максимизацией индивидуальных прибылей при этой цене.

Информация о работе Экономические теории олигопольного ценообразования