Экономические теории олигопольного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой существуют несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены [14, с.364].
Олигополия – это такая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты

Вложенные файлы: 1 файл

Воробьева Экономические теории олигопольного ценообразования (6).docx

— 269.25 Кб (Скачать файл)

   

  

 

 

 

 

 

Рис. 1 Оптимизация объема производства фирмы А в зависимости от объема производства фирмы Б

При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 180 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(0) и предельные издержки МС1. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D (40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = МС1. Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис.2), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А–QA(QБ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QБ(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

 

Рис. 2 Равновесие Курно

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (рис. 3).

Рис.3 Равновесие Курно, договорное равновесие и конкурентное равновесие

Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

В настоящее время все большее  значение для анализа олигополистических ситуаций получает теория игр. Теория игр – наука, исследующая математическими  методами поведение участников в  вероятностных ситуациях, связанных  с принятием решений. Предметом  этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами (типа игры в карты или в домино). В ходе игры возможны различные совместные действия – коалиции игроков, конфликты  и т. д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая  показывает выигрыш или проигрыш участника Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность  – игры с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трех игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы – с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называют еще антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна нулю. По характеру предварительной договоренности игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).

Наиболее известный пример некооперативной  игры с нулевой суммой является как  раз таки модель Курно.

Таким образом, сделаем ряд выводов  по первой главе курсовой работы:

-          олигополия это такая рыночная структура, где малому числу фирм принадлежит большая доля рынка;

-          олигополистическому рынку присуще следующие черты – это малое количество фирм, барьеры для входа на рынок, контроль над ценой, неценовая конкуренция, взаимозависимость производителей;

-          по концентрации производителей олигополию разделяют на плотную (2-3 производителя) и расплывчатую (6-8 производителей), по характеру предлагаемой продукции однородную и дифференцированную;

-          рынку олигополии присуще такое качество как взаимозависимость производителей. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии;

-          для регулирования ситуации на рынке олигополисты могут заключать тайные соглашения картельного типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.

-          ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов: ценовая конкуренция; тайный сговор о цене; лидерство в ценах; ценовая накидка.

 

1.2. Типы олигополистических структур…………………………………………... 14

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОЛИГОПОЛЬНОГО  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

2.1. Независимое поведение: ценовая  конкуренция………………………………..17

2.2. Моделирование поведения фирм-участников рынка в теории олигополии на основе методов теории игр…………………………………………………………...23

2.3 ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИСТОВ НА РЫНКЕ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ……………………………………………. 27

3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИИ

3.1 ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПОЛИТИКУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЛИГОПОЛИЙ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………………………………………………………34

3.2 Экономический  анализ рынка олигополии в  России………………………35

3.3. Развитие конкурентного законодательства и правоприменения при деятельности олигополий  в России ………………………………………………46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 51 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………53-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием рынок.  
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и  предложения.  
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Совершенная конкуренция и чистая монополия - два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры также характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары. В данной работе мы рассмотрим модели олигополии и проследим каким образом изменяется цена и объем продукции в этих условиях.  
Цель работы: описать модели конкурентного ценообразования на олигополистическом рынке.  
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:  
1.раскрыть понятие олигополии;  
2. описать типы олигополистических структур;  
3. дать характеристику олигополии, как типу взаимоотношений активных субъектов рынка;  
4. описать независимое поведение: ценовая конкуренция. Раскрыть сущность парадокса Бертрана;  
5. описать модель Эджуорта. Дать характеристику модели линейного города Хотелинга;  
6. описать методы теории игр для анализа поведения олигополии;  
7. раскрыть процесс образования предпринимательских групп;  
8. описать объединения крупных фирм олигополистического типа.  
Огополистический рынок исследовался разными учеными, среди них следует выделить таких как Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Гутник В., Долан. Э.Дж., Худокормова А.Г., Сидорович А.В., Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Негиши Т., Видяпин В.И., Журавлевой Г.П., Селегмен Б., Шаститко А.Е., Шумпетер Й.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОЛИГОПОЛИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

1.1.Олигополия, как тип взаимоотношений активных субъектов рынка

Олигополия – это такая  рыночная структура, при которой  существуют несколько продавцов  и доля каждого из них в общих  продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов  ведет к изменению цены [14, с.364].

Олигополия – это такая  ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой  политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как  рыночную структуру, при которой  на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты [11, с.193].

Количество субъектов  олигополии может быть разным. Все  зависит от концентрации продаж в  руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие  рынки, на которых сосредоточивается  от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца – это дуаполия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как, начиная с числа 25, идет отсчет структур монополистической конкуренции.

Выделяют следующие причины  становления олигополии [14, с.365]:

-          возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);

-          владение патентами и контроль над сырьем;

-          поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;

-          эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;

-          научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

Олигополии присущи следующие  черты:

-          наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

-          контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

-          наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего – эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

-          взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;

-          неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен.

Многие из указанных черт характерны и для других рыночных структур. Поэтому невозможно сконструировать  единую модель олигополии.

Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют две–три фирмы, и расплывчатой, при  которой шесть и более фирм делят 70–80 % рынка.

С точки зрения концентрации продавцов на рынке олигополии могут  быть разделены на плотные и разреженные. К первым относятся такие отраслевые структуры, где представлены два–восемь продавцов, ко вторым – более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно [18, с.218].

С точки зрения особенностей и характера производимой продукции  олигополии подразделяются на однородные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг [18, с.219].

Олигополия в большей  степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности  для дифференциации отраслевого  товара. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а  также для оптовой торговли.

При олигополии в отрасли  функционирует не одна фирма, а ограниченное число конкурентов. Поэтому отрасль  не является монополизированной. Выпуская дифференцированную продукцию, фирмы, образующие олигополию, конкурируют  между собой с использованием неценовых методов, а на изменение спроса реагируют главным образом изменением объема производства.

Поведение олигополии в отношении  цены и объема выпуска продукции  различается. Ценовые войны доводят  цены до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать этого, олигополии могут заключать тайные соглашения картельного типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение  на рынке с поведением лидера в  отрасли.

Информация о работе Экономические теории олигопольного ценообразования