Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

4) стратегическим недостатком  является то, что компания увеличивает  капиталовложения в отрасль, где  она уже работает, повышая тем  самым риск (а что, если произойдет  снижение мировых цен на нефть,  либо будет найден заменитель  бензина?), вместо направления финансовых  ресурсов в другие, может быть, более доходные сферы.

Создание интегрированных  формирований сложный процесс, причем, не всегда приносящий реальные выгоды. В рамках крупных интегрированных  структур, образованных в результате слияния, возникает ситуация, называемая субоптимизацией. Симптомы этого процесса проявляются в стремлении каждого из участников удовлетворять только свои собственные интересы, игнорируя принципы совместной деятельности.

 

31. Совместные предприятия как  форма организации международного  бизнеса

Совместное предприятие (СП) - это предприятие, корпорация или  иное объединение, образованное двумя  или большим числом юридических  и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного  прибыльного бизнеса

Учреждение совместной фирмы  всегда основывается на договоре, которым  определяются права и обязанности  партнеров по отношению друг к  другу и перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями, так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формах осуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будем понимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е. международное СП.

 

Понятие международного совместного  предприятия используется для обозначения  предприятий (фирм), находящихся в  совместной собственности двух или  более владельцев (юридических и  физических лиц), основанных на смешанной  собственности разных стран.

 

Важным признаком СП является совместная собственность партнеров  на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в  основу и определяет порядок расчетов между партнерами.

 

СП являются единственно  возможной формой совместной собственности  на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному  сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или  торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы  на определенные сроки действия, порой  близкие по времени к моменту  заключения соглашений. Создание СП связано  с решением множества проблем  стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах  экспортных ограничений.

 

Мотивы создания СП

Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий выступают  трудности самостоятельного проникновения  на внешние рынки, недостаточное  знание зарубежной хозяйственной среды  и необходимость объединения  усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров.

 

Многие иностранные компании понимают, что, привлекая при учреждении нового предприятия на территории другого  государства местный капитал, стремясь установить хорошие связи с местными властями, они подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики  в свой адрес (тем самым уменьшая опасность национализации или экспроприации), а также получают возможность  контроля продаж на местном рынке. В  случае создания СП риск иностранного инвестора значительно ниже, чем  при покупке зарубежной фирмы  или создании филиала (представительства).

 

Несмотря на важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический  эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.

 

Компании также иногда вынуждены объединять свои ресурсы  для борьбы с более крупными и  мощными конкурентами. Порой для  сокращения издержек, неизбежных при  открытии новых предприятий, группы иностранных инвесторов создают  совместные компании в третьих странах. Например, Ford (США) и Volkswagen (Германия) создали в Бразилии совместное предприятие по сборке автомобилей "Аутолатина".

 

Создание СП нередко связано  с длительными поисками подходящего  партнера, со сложными расчетами эффективности  проекта для его инициаторов, с согласованием выработанных совместно  с иностранным партнером вариантов  решений и технической политики.

 

Цели совместного предпринимательства 

Цели совместного предпринимательства  могут быть различны. В качестве основных из них и наиболее распространенных можно назвать:

 

• получение современных зарубежных технологий (в отличие от традиционного лицензирования при совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцем использующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокой прибыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий;

• повышение конкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок за счет:

• изучения специфических потребностей зарубежных рынков, проведения комплекса мероприятий по маркетингу;

• организации производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт;

• выхода на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизм и ограничения на иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм.

• привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использования имеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам, значительно ниже средних цен мирового рынка;

• снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;

• улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальных ресурсов, неизготавливаемых ими полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей ("отверточное" производство).

 

Основные виды совместных предприятий

Помимо различных целей  совместного предпринимательства  существуют и разные виды СП. Выбор  вида предприятия влияет в дальнейшем на его функционирование. Совместные предприятия различаются в зависимости  от того, где, с кем, с какой долей  участия партнеров, с какой целью  они создаются и как управляются. С учетом этого можно выделить 5 основных признаков для характеристики СП, а также их классификации:

 

1. Местонахождение СП и его учредителей. Совместные предприятия могут быть созданы как компаниями одного государства (национальным капиталом), так и представителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей СП к различным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны - промышленно развитые страны, промышленно развитые страны - развивающиеся страны, развивающиеся страны - развивающиеся страны.

2. Форма собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие типы СП: с участием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственных предприятий или организаций и с участием национальных и международных организаций.

3. Доля участия партнеров в капитале СП. В зависимости от этого признака предприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые льготы СП предоставлялись в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фонде совместной компании.

4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров можно выделить следующие типы СП: СП научно-исследовательского характера, СП производственного характера, закупочные СП, сбытовые СП, комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.

5. Характер участия партнеров в управлении деятельностью СП. Можно выделить предприятия, все участники которого активно участвуют в управлении, сообща формируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. К другому типу относятся СП, в которых роль всех сторон за исключением одной (чаще всего - принимающей) сводится к пассивному участию в финансировании капитальных вложений, приобретению крупного пакета акций, но без какого-либо участия в процессе оперативного управления.

 

Преимущества СП

Совместное предпринимательство  получило довольно широкое распространение  при осуществлении международного бизнеса. При этом наиболее часто  приводятся следующие его основные преимущества:

 

• ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хозяйственной деятельности;

• объединение собственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин и оборудования, прав интеллектуальной собственности и т.п.) для достижения общей цели; совместное формирование уставного капитала;

• возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых сферах; объединение наиболее сильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам; достижение синергетического эффекта;

• невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс и т.п.;

• участие в прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производства продукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал;

• возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе;

• снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям;

• формирование органов управления СП (Совета директоров, правления), не зависимых от органов управления предприятий (фирм) - учредителей СП;

• относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия за рубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц;

• восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;

• совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров.

 

Подчеркнув позитивные черты  совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и на его  недостатках. А самая большая  опасность, которая может ожидать  при создании совместного предприятия, - это проблемы взаимоотношений с  партнерами. Как показывает практика, они имеют место в большинстве  как вновь создаваемых, так и  давно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятия  непосредственное руководство хозяйственной  деятельностью, проблемы стратегии  и тактики могут быть решены исключительно  с учетом мнения партнера. Порой  возникает необходимость достаточно длительного согласования и достижения взаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет  к потерям времени. Основные сферы, в которых, как правило, возникают конфликты между партнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды, а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторон больших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активность партнеров, стремление к более активному участию в управлении одного из партнеров.

 

32. Капитал корпорации: понятие,  виды и классификация

Капитал корпорации - характеризует  общую стоимость средств в  денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. Рассматривая экономическую сущность капитала корпорации, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:

1.         Капитал корпорации является  основным фактором производства.

В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий -капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так какон объединяет все факторы в единый производственный комплекс.

2.      Капитал  характеризует финансовые ресурсы  корпорации, приносящие доход. В  этом своем качестве капитал  может выступать изолированно  от производственного фактора  - в форме ссудного капитала, обеспечивающего  формирование доходов корпорации  не в производственной (операционной), а в финансовой (инвестиционной) сфере его деятельности.

3.      Капитал  является главным источником  формирования благосостояния его  собственников. Он обеспечивает  необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде. Потребляемая в текущем периоде часть капитала выходит из его состава, будучи направленной на удовлетворение текущих потребностей его владельцев (т.е. переставая выполнять функции капитала). Накапливаемая часть призвана обеспечить удовлетворение потребностей его собственников в перспективном периоде, т.е. формирует уровень будущего их благосостояния.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса