Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

Запрет на создание картелей может быть снят для:

картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в  рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного  продукта и средний ежегодный  оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);

картелей, деятельность которых  базируется на освоении нового рынка;

картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;

"кризисных" картелей, уменьшающих, например, излишние  производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни  официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые  существуют без регистрации. В США  картели запрещены законом. Их функции  выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка  в масштабах отрасли.

Факторы, определяющие эффективность  картеля:

• Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства.

• Количество продавцов и производителей продукции.

• Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.

• Стабильность и предсказуемость спроса.

• Взаимоотношения между участниками картеля.

17 Сырьевой фактор

Сырьевой фактор определяет материалоемкость, т. е. расход сырья  и основных материалов на единицу  готовой продукции. В нефтегазохимической  отрасли этот фактор играет немаловажную роль, так как предприятия данной отрасли имеют многотоннажную продукцию, при их размещении необходимо правильное определение районов потребления готовой продукции и расходов по ее перевозкам.

Сырьевой фактор определяется, прежде всего, территориальным размещением, в частности для нашей отрасли  это очень важно как было сказано  выше. Здесь же важно отметить и  налоговую базу, связанную с сырьем. Это, прежде всего, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Стоит также упомянуть  и о качестве сырья как важнейшем  факторе, который напрямую влияет на качество продукции. Стоит отметить такие стандарты как ИСО, ГОСТ, которые стандартизируют производимую продукцию и тщательно следят за ее качеством.

18. Организационные формы современной  корпорации

Основная часть экономической  деятельности в развитой рыночной экономике  осуществляется частными корпоративными предприятиями (далее корпорациями. В XIX веке железнодорожным компаниям часто приходилось тратить на получение документа, содержащего согласие государственного органа на создание корпорации, столько же денег, сколько и на строительство дорожного полотна. За последнее столетие во многих странах были приняты законы, дающие право практически каждому желающему создать корпорацию для любых целей.

Ассоциация - договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем  централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и  кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. Ассоциация не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий - участников ассоциации.

Корпорация - договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов  объединившихся предприятий с делегированием ими отдельных полномочий централизованного  регулирования деятельности каждого  из участников органам управления корпорации.

Консорциум - временное уставное объединение предприятий для  достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т. п.). Консорциум использует средства, которыми его  наделяют участники, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также  средства, поступающие из других источников. При достижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность.

Концерн - уставное объединение  предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости  от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и  другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и  организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками  другого концерна..

Основными чертами современных  корпораций являются:

- Размер собственности  в корпорации определяется долей  в собственном капитале компании. Если вам принадлежит 10% акций  корпорации, вы владеете 10% собственности.  Капитал корпораций открытого  типа оценивается на фондовых  биржах, таких как, например, Нью-Йоркская  фондовая биржа. На фондовых  рынках происходит торговля правами  собственности (акциями) крупнейших  корпораций и осуществляется  большая часть рискованных инвестиций  в стране.

- В принципе, акционеры  могут контролировать деятельность  компании, собственниками которой  они являются. Они получают дивиденды,  в соответствии с их долей  в акционерном капитале, избирают  директоров, высказывают свое мнение  по важнейшим вопросам во время  голосования. Однако не стоит  преувеличивать роль акционеров  в управлении гигантскими корпорациями. На практике акционеры гигантских  корпораций лишь виртуально могут  совершать этот процесс, а реально  они лишены возможности осуществлять  контроль, так как они слишком  распылены, чтобы оказать хоть  какое-то влияние на управляющих.

- Управляющие и директора  корпораций имеют законное право  принятия решений. Они решают, что производить и как. Они  ведут переговоры с профсоюзами  и принимают решение о продаже  предприятия, если кто-то изъявит  желание его приобрести. Если  в газете сообщается, что с  предприятия были уволены 20000 рабочих, то это решение было  принято, скорее всего, управляющими. Акционеры являются собственниками  корпорации, но руководят ею управляющие.

Корпорации обладают как  преимуществами, так и недостатками. Прежде всего, необходимо упомянуть  основные плюсы корпораций. Чем можно  объяснить такое большое влияние  корпораций на экономическую жизнь  в рыночной экономике? В первую очередь  тем, что это исключительно эффективная  форма организации бизнеса. Корпорация является юридическим лицом, которое  может самостоятельно заниматься предпринимательской  деятельностью. Корпорация также может  существовать бесконечно долго, независимо от того, сколько раз ее акции  переходили из рук в руки. Корпорации достаточно демократичны, поэтому их управляющие могут принимать  все решения очень быстро, в  отличие от экономических решений, принимаемых законодательными органами.

Кроме этого, акционеры несут  ограниченную ответственность по делам  корпорации, что защищает их от выплат по долговым обязательствам или убытков, превышающих их первоначальный взнос. Если мы покупаем акции на 1000 долларов, то не можем потерять больше, чем  эти первоначальные инвестиции.

Корпорации сталкиваются с одним серьезным недостатком: специальным налогом на прибыль  корпораций. Для некорпоративных  форм предпринимательской деятельности любой доход за вычетом издержек облагается налогом так же, как  и обычный личный доход. Подход к  налогообложению корпораций несколько  иной, в результате чего доход облагается налогом дважды - в первый раз  как корпоративная прибыль, во второй раз - как индивидуальный доход в  форме дивидендов. Двойное налогообложение  корпораций в последние годы было подвергнуто серьезной критике  со стороны отдельных экономистов, однако до сих пор в большинстве  стран корпоративный доход продолжают считать вполне приемлемой базой  налогообложения.

Поскольку эффективная организация  процесса производства часто требует  создания крупномасштабных предприятий  с  многомиллиардным капиталом, инвесторы  ищут пути объединения своих средств. Корпорации, основанные на принципе ограниченной ответственности и использующие приемлемую структуру управления, достаточно привлекательны для частного капитала, они способны производить огромное количество разнообразных товаров  и перераспределять риски.

Для современного корпоративного мира характерно усиление процессов  интеграции, результатом которых  явилась целая серия объединения, слияний и поглощений. Холдинговые  компании как продукт этих процессов  возникают по всему миру, и Украина  не является исключением. В странах  с развитой корпоративной собственностью холдинговые компании давно являются фундаментальным инструментом, который  используется для консолидации собственности  международных групп операционных компаний, корпоративного управления, а также для внедрения инвестиционных проектов и оптимизации налогового планирования.

 

20. Концерн как форма корпоратизации бизнеса

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн.

    Концерн - это  форма объединения (как правило,  многоотраслевого) самостоятельных  предприятий, связанных посредством  системы участия в  капитале, финансовых связей, договоров об  общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

К основным особенностям концернов  можно отнести: достаточно жесткую  форму интеграции компаний, самую  жесткую из всех рассмотренных в  данном параграфе, за исключением треста;

• концерн обычно является объединением производственного характера;

• входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

• в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управ¬ление, проведение научно-технической политики, ценообразование, ис¬пользование производственных мощностей, кадровая политика;

• головная компания концерна, как правило, организуется в виде хол¬динговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциирован¬ных) обществ;

• деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего про¬изводственная компания, которая является держателем контрольных па¬кетов акций дочерних предприятий;

• в рамках данной формы полностью контролируется деятельность об¬разующих ее компаний.

В зависимости от характера  интеграционных связей между компани¬ями различают следующие виды концернов:

• Вертикальный концерн

• Горизонтальный концерн.

Концерны действу¬ют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое про-изводство, применяются высокие технологии. С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

• концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочер¬них компаний;

• концерн координации, состоящий из сестринских обществ, т.е. со¬зданный таким образом, что отдельные входящие в него компании произ¬водят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказы¬вают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, вклю¬чая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбыто¬вые и другие фирмы.

21. Интеллектуальный потенциал  корпорации

Интеллектуальный потенциал  организации можно рассматривать  как ее готовность к генерированию  и освоению инноваций. Интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального  уровня сотрудников, опыта инновационной  деятельности. Состав показателей при  оценке интеллектуального уровня организации  должен учитывать новизну выпускаемой  продукции, новизну используемых технологий производства, новизну технологий продажи, участие организации в профильных выставках, конференциях, образовательный уровень персонала.

Методика анализа интеллектуального  потенциала организации включает следующие  этапы:

• выявление имеющихся нематериальных активов;

задание перечня параметров по каждому виду нематериальных активов;

установление верхнего порогового и текущего значения каждого параметра;

оценка частных индексов параметров в баллах от одного до пяти (наивысшая оценка);

• вычисление общих индексов актива как среднеарифметического частных индексов всех параметров; проведение анализа сильных и слабых сторон компании.

 

При аудите лицензионных соглашений на предмет правильности платежей целесообразно  учесть затраты на проведение самого аудита, поддержку данного соглашения, а также упущенные возможности  заключения подобных соглашений с другими  фирмами

Инфраструктурные активы могут принести дополнительную ценность при надлежащем их использовании. Система  консультирования клиентов обеспечит  разработчиков информацией, если продумана  подходящая система передачи данных. Бухгалтерские базы данных полезны  при отслеживании продаж. Базы данных можно отнести к полезным и  ценным активам при условии их своевременного обновления; опрос клиентов и сотрудников об инфраструктуре организации, нахождение разницы между  имеющейся и желаемой инфраструктурой.

22. Риски корпоративного бизнеса

Корпоративные риски подразделяются на три категории: коммерческие, финансовые и юридические.

Коммерческий риск – это  риск, возникающий при проведении бизнесс-операций, осуществлении сделок. Он состоит в возможном снижении, потередоходов предприятия из-за действий, решений в условиях неопределенности, недостатка информации о состоянии рынка. Часто в коммерческом риске подразумевают риски кредитные и страховые. Первый – это риск неплатежеспособности покупателя, а второй – это риск из-за действия импортера при исполнении контракта. К коммерческим рискам относится и деятельность так или иначе связанная с окружающей средой, а также рыночный риск. Рыночный риск состоит в том, что стоимость финансового инструмента будет колебаться в результате изменения рыночных цен. Иными словами – волатильность.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса