Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

 Добровольная лицензия 

Владелец добровольной лицензии имеет право осуществлять действия, охватываемые исключительным правом, с разрешения патентовладельца. Такое  разрешение обычно называется лицензионным контрактом. Он заключается между  патентовладельцем и владельцем лицензии. Владелец принудительной лицензии имеет право осуществлять действия, охватываемые исключительным правом, с разрешения властей помимо воли патентовладельца.

Лицензия перекрестная –  правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями.

Сублицензия - правовой документ, в соответствии с которым собственник  изобретений, технологический знаний, опыта, секретов производства и т.д. передает своему контрагенту право  на использование (в оговоренных  пределах) этих объектов интеллектуальной деятельности. В лицензионном соглашении определяется вид лицензии, характер и объем прав на использование  объекта лицензии, производственная сфера, территориальные границы, способ передачи технологии.

Лицензионное соглашение патентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические  достижения, защищенные патентами или  другими охранными документами. Разновидностью патентных лицензионных соглашений являются принудительные лицензионные соглашения, т.е. разрешение на право  использования запатентованного объекта  с выплатой вознаграждения патентовладельцу. Принудительные лицензионные соглашения выдаются без согласия патентовладельца по специальному решению соответствующих  органов, определенных законодательством.

Лицензионное соглашение беспатентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические  достижения, не имеющие правовой охраны в стране лицензиата и в странах, указанных в лицензионном договоре.

 

 

34. Оборотный капитал корпорации

Оборотный капитал — это  капитал, инвестируемый фирмой, компанией  в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Иными  словами, это средства фирмы, вложенные  в текущие активы (оборотные средства). Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определенные производственные отношения, складывающиеся с развитием  предпринимательства.

Оборотный капитал непосредственно  участвует в создании новой стоимости, функционируя в процессе кругооборота всего капитала. При этом соотношение  основного и оборотного капитала влияет на величину получаемой прибыли. Оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. Поэтому с  увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного  капитала время оборота всего  капитала сокращается, а следовательно, увеличивается возможность роста новой стоимости, т.е. прибыли.

Существует понятие чистого  оборотного капитала. Его величина определяется как разница между  текущими активами и текущими обязательствами, текущими пассивами. В нормальных условиях функционирования хозяйствующих субъектов  величина текущих активов выше текущих  обязательств, т.е. сумма оборотных  средств превышает кредиторскую задолженность.

Чистый оборотный капитал  в традиционной терминологии представляет собой не что иное, как собственные  оборотные средства.

Оборотный капитал характеризуется  не только объемом и структурой, но и ликвиднрстью текущих активов. Степень ликвидности определяется способностью текущих активов превращаться в процессе кругооборота в денежные средства. При этом учитывается, что, например, производственные запасы менее ликвидны, чем готовая продукция, а абсолютно ликвидны денежные средства.

Согласно теории финансового  менеджмента, оборотный капитал  состоит из постоянного и переменного  капитала. Та часть текущих активов, которая постоянно находится  в распоряжении предприятия и  в размере необходимого минимума обеспечивает хозяйственную деятельность, составляет основу постоянного оборотного капитала.

При возникновении дополнительной потребности в средствах, обусловленной, например, сезонным характером производства и реализации или другими объективными причинами, образуется переменный оборотный  капитал.

Таким образом, эффективность  управления оборотным капиталом  определяется рядом факторов: объемом  и составом текущих активов, их ликвидностью,

соотношением собственных  и заемных источников покрытия текущих  активов,

величиной чистого оборотного капитала, соотношением постоянного  и переменного капитала и другими  взаимосвязанными факторами.

Оборотный капитал хозяйствующих  субъектов, участвуя в кругообороте средств рыночной экономики, представляет собой органически единый комплекс. Оборотный капитал — это денежные средства, авансированные в оборотные  производственные фонды и фонды  обращения, обеспечивающие как процесс  производства, так и процесс обращения.

Оборотный капитал (оборотные  средства) предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершает непрерывный кругооборот.

 

При этом средства переходят  из сферы обращения в сферу  производства и обратно, принимая последовательно  форму фондов обращения и оборотных  производственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три  фазы, оборотные средства меняют свою натурально-вещественную форму.

В первой фазе (Д — Т) оборотные  средства, имеющие первоначально  форму денежных средств, превращаются в производственные запасы, т.е. переходят  из сферы обращения в сферу  производства.

Во второй фазе (Т...П...Т,) оборотные средства участвуют непосредственно в процессе производства и принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий.

Третья фаза кругооборота оборотных средств (Т — Д) совершается  вновь в сфере обращения. В  результате реализации готовой продукции  оборотные средства принимают снова  форму денежных средств.

Разница между поступившей  денежной выручкой и первоначально  затраченными денежными средствами (Д — Д) определяет величину денежных накоплений фирмы. Таким образом, совершая полный кругооборот (Д — Т...П...Т  — Д,), оборотный капитал функционирует на всех стадиях параллельно во времени, что обеспечивает непрерывность процесса производства и обращения, Кругооборот оборотного капитала представляет собой органическое единство трех его фаз.

В отличие от основного  капитала, который неоднократно участвует  в процессе производства, оборотный  капитал функционирует только в  одном производственном цикле и  полностью переносит свою стоимость  на весь изготовленный продукт.

По источникам формирования оборотный капитал подразделяется на собственный и заемный (привлеченный). Собственный оборотный капитал предприятий с развитием предпринимательской деятельности и акционирования играет определяющую роль, так как обеспечивает финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Собственные оборотные средства приватизированных предприятий находятся в полном их распоряжении. Предприятия имеют право их продавать, передавать другим хозяйствующим субъектам, гражданам, сдавать в аренду и т.д.

Заемный капитал, привлекаемый в виде банковских кредитовой других форм, покрывает дополнительную потребность предприятия в средствах. При этом главным критерием условий кредитования банком служит надежность финансового состояния предприятия и оценка его финансовой устойчивости.

Размещение оборотного капитала между предприятиями различных  отраслей предопределяет отраслевую структуру  оборотного капитала. Так, в сфере  производства структура оборотного капитала определяется степенью концентрации, характером и длительностью процесса производства, его материалоемкостью, уровнем технического оснащения  и другими факторами. На предприятиях сферы обращения более высока доля запасов товарно-материальных ценностей.

Размещение оборотного капитала в воспроизводственном процессе приводит к подразделению его  на оборотные производственные фонды  и фонды обращения. Оборотные  производственные фонды функционируют  в процессе производства, а фонды  обращения — в процессе обращения, т.е. реализации готовой продукции  и приобретения товарно-материальных ценностей. Оптимальное соотношение  этих фондов зависит от наибольшей доли обо¬ротных производственных фондов, участвующих в создании стоимости. Величина фондов обращения должна быть достаточной, и не более того, для обеспечения четкого и ритмичного процесса обращения. К оборотным производственным фондам относятся производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части), незавершенное производство, расходы будущих периодов. Фонды обращения — это готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность и средства в прочих расчетах.

Типовой состав и размещение оборотного капитала представлены на рисунке:

 

 

35. Показатели оценки эффективности  деятельности корпорации

Для определения принципов  и методов оценки эффективности  деятельности корпорации рассмотрим две  важнейшие экономические категории  – эффект и эффективность. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится  экономический объект. Понятие «эффект» и «результат» можно воспринимать как тождественные.

Эффективность,  в отличие  от эффекта, учитывает не только результат  деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут. Эффективность  любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать  результат, приходящийся на единицу  затрат.

   1. Для оценки результатов  деятельности корпораций наиболее  часто используется методика  оценки рентабельности собственных  капиталовложений, разработанной корпорацией  DuPont:

 

где ROI - рентабельность инвестиций;

D - прибыль за рассматриваемый  период;

K - инвестированный собственный  капитал (значение на начало  периода или в среднем за  период);

V - оборот (объем продаж) за  рассматриваемый период;

А - суммарные активы организации  в денежном выражении (значение на начало периода или в среднем за период).

Методика DuPont основывается на познании зависимости между различными финансовыми показателями. Используя ее, можно определить, какие составляющие бизнеса и в какой мере, следует изменить, чтобы добиться запланированных ключевых показателей.

Применяя формулу ROI для  оценки результатов деятельности корпораций первостепенное значение придается  показателям, которые находятся  в числителях дробей, т.е.D (прибыль), и / или V (оборот, объем продаж), и/или А (суммарные активы).

С точки зрения специфики  и задач развития корпорации увеличение массы прибыли и занимаемой доли размеров капитала приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций корпорации, т.е. характеризуют возможность ее эффективного функционирования в длительной перспективе. Но эта концепция развития корпорации всегда нуждается в привлечении  дополнительных средств, которые можно  привлечь только у лиц, которые заинтересованы в стабильном пассивном доходе и  предъявляют высокие требования к системе корпоративного управления.

2.Взаимосвязь результатов  деятельности с этапами цикла  создания и реализации продукции  является следующим принципом  оценки эффективности управления  деятельностью корпорации.

 Как известно, прибыль  появляется лишь на стадии  реализации. В силу этого обстоятельства  для оценки эффективности деятельности  корпорации на промежуточных  стадиях требуются показатели, ориентированные  на стратегические задачи, охватывающие  весь планируемый жизненный цикл  продукции, начиная от формирования  идеи и заканчивая снятием  продукции с производства.

Зависимость результатов  деятельности корпорации от этапов цикла  создания и реализации строительной продукции (работ, услуг)

Этапы цикла создания и  существования продукции, работ, услуг 

Цели

  

Показатель результата

 

Маркетинг и мониторинг рынков

  Выявление потребностей на рынках и временное сокращение развития данной стадии Показатель (или их совокупность), соответствующий стратегии корпорации

Проектирование

  Разработка конкурентно-способной продукции (работ, услуг) «

Планово-подготовительные работы

  Организация выпуска продукции (работ, услуг) «

 

 выпуск конечной продукции  (работ, услуг) 

Углубленное проникновение  на рынок

  Конкурентоспособность

Продукта

Занимаемая

доля рынка

Реализация продукции (работ, услуг) Увеличение прибыли. Обеспечение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) Прибыль. Конкурентоспособность продукции (работ, услуг)

Эксплуатация продукции (работ, услуг) Обеспечение гарантийного периода продукции, работ, услуг Повышение конкурентного статуса корпорации

Завершающая стадия жизненного цикла строительной продукции, работ, услуг Быстрый уход с рынка и замена устаревшей продукции новой Показатель (или их

совокупность), соответствующий стратегии корпорации

 В системе оценочных  показателей на стадии реализации  продукции (работ, услуг) доминирует  прибыль. Она отражает саму  суть данной стадии: стабилизацию  роста прибыли, детерминируемую  признанием продукта потребителем, снижением его себестоимости.  Однако в конце стадии, когда  наблюдаются первые признаки  абсолютного снижения прибыли,  становятся актуальными задачи  обновления ряда продукции и  разработки новых ее видов.  На этом этапе возрастает значение  стратегических задач – поиск  новых идей, их разработка, испытание,  продвижение на рынок и т.д., а оценка эффективности вновь  тяготеет к использованию показателей  рыночной устойчивости корпорации. На завершающей стадии жизненного  цикла выпускаемой продукции  устанавливается, как правило,  быстрый уход с рынка устаревшей  продукции и отказ от активных  рыночных действий.

Конкурентоспособность выпускаемой  продукции (работ, услуг) или корпорации выражается с помощью относительного показателя, где в качестве оцениваемых  альтернатив выступает продукция  или корпорация, образующие конкурентную среду.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса