Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

Совместное предприятие - относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и  правового сотрудничества с иностранным  партнером, при которой создается  общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций.

Характерной особенностью СП является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей  собственности отечественного и  иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как  в стране базирования СП, так и  за рубежом. По данным оксфордского журнала, 45% иностранных участников СП в России намерены закрепить свои позиции  сейчас в расчете на большую деятельность в будущем, 25% стремятся использовать дешевую и хорошо образованную рабочую  силу, 20% заинтересованы в обширном российском рынке, а 10% хотят иметь  доступ к местным энергоресурсам.

Совместное предпринимательство  способствует вхождению страны в  систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры, для СП характерны более передовая  технология, высокая производительность труда, высокая отдача прибылей и  высокий уровень заработной платы. Приток иностранных инвестиций в  СП может стать одним из возможных  для России способов сосредоточения материальных и финансовых средств  в направлениях, обеспечивающих ускорение  научно-технического прогресса. Также  повышает их конкурентоспособность. СП способствует ликвидации уже имеющейся  безработицы, возникающей в связи  со структурной перестройкой народного  хозяйства и будущей безработицей при переходе к рынку, в поступлении  доходов от деятельности СП в центральный  бюджет, в местный орган власти в форме налогов и платы  за использование ресурсов. СП также  могли бы способствовать увеличению производства дефицитных товаров, в  том числе товаров народного  потребления. В ряде случаев производство товаров на СП далее при импорте  некоторых деталей и узлов  для России будет более предпочтительным, чем импорт готовых изделий, ибо  затраты валюты будут намного  менее. Все эти факторы несомненно положительно влияют на российскую экономику.

Российский емкий рынок  относительно дешевого сырья и не охваченный рынок потребления. Это  делает российскую экономику привлекательной  для иностранных инвесторов. Но существует проблемы СП в российской экономике: Несовершенство российского законодательства. Не обошла эта проблема стороной и  процедуру оформления иностранных  инвестиций. То же самое относится  и к налоговым законам - они  сравнительно высоки, а инвестиционные льготы ограничены и невелики, местное  кредитование плохо организовано, порой  до полного его отсутствия, нет  доступа к фондовой деятельности, информация о потенциальных точках вложения капитала также труднодоступна. Основной же проблемой является, конечно, недостаточное страхование от политического  и экономического риска. Большинство  иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для наиболее полного и эффективного привлечения инвестиций иностранного капитала, создания совместных предприятий существует множество преград, и прежде всего - в виде политической, экономической и социальной нестабильности в стране, затянувшиеся более чем на 15 лет экономические преобразования. Большинство созданных на территории России СП работают в условиях более или менее развитых товарно-денежных отношений. Нельзя с определенной точностью и заранее предсказать конъюнктуру рынка, неизвестно количество реальных и потенциальных потребителей и их потребности, трудно предугадать динамику стоимости ценных бумаг, недвижимого имущества и т.д. Поэтому риск связан с любым видом деятельности на СП. Во внутрифирменном управлении риск связан с чисто человеческими чертами (персональный риск), с особенностями поведения менеджера в денежных ситуациях (деловой риск) и взаимодействием менеджеров в управленческой команде организации (организационный риск).

 

13. Акционерный капитал корпорации: понятие, структура, формы, факторы  развития

Само понятие «акционерный капитал» определяется как капитал, образованный посредством объединения  средств многих физических и юридических  лиц через продажу им акций, облигаций, капитализации полученной в процессе функционирования акционерного общества прибыли, дохода, полученного от обращения  портфельных инвестиций общества.

Раскрывая содержание акционерного капитала, Карл Маркс писал: «...Kапитал достиг своей последней формы, где он существует не только в себе, в соответствии со своей субстанцией, но и положен по своей форме как общественная сила и общественный продукт». Субъектом акционерного капитала выступает собственник комбинированный, ассоциированный. Это не простая сумма частных предпринимателей. Субъектом акционерного капитала выступает такая ассоциация собственников, которые в соответствии с долями своих вложений получают доход на них и принимают участие в управлении.

Своеобразие акционерного капитала вызвало необходимость использования  двух таких понятий, как действительный капитал и фиктивный капитал. Действительный капитал существует в акционерном обществе в форме  производственных, товарных, денежных и интеллектуальных фондов. Этот капитал  реально функционирует как одно целое, представляет одну общую коллективную собственность. Распоряжается этой собственностью общее собрание.

Фиктивный капитал - акции, облигации  акционерного общества, находящиеся  в собственности акционеров. Он не существует реально, но путем продажи  может превратиться в реальные деньги. Величину фиктивного капитала определяет предполагаемое получение дохода. Этот капитал совершает оборот не как  прямое, непосредственное отражение  воспроизводства, а в качестве самостоятельного независимого от него процесса.

 Методы управления  акционерным капиталом

Проблемы возможности  и необходимости управления структурой капитала давно обсуждаются среди  ученых-экономистов и практиков. Существует ряд основных подходов к  теоретическим аспектам структуры  капитала:

* традиционный подход;

* концепция Ф. Модильяни  и М. Миллера (кратко ее называют  концепцией «ММ»);

* компромиссный подход;

* теория противоречия  интересов при формировании структуры  капитала. Сторонники традиционного  подхода считают, что:

* цена капитала зависит  от его структуры;

* стоимость заемного капитала  ниже цены собственного, поэтому  рост удельного веса заемных  источников приводит к снижению  показателя средневзвешенной стоимости  капитала; в результате увеличивается  рыночная стоимость предприятия;

* существует понятие «оптимальная  структура капитала», которое  характеризует такое сочетание  собственных и заемных средств,  которое приводит к самой низкой  средневзвешенной стоимости капитала, а также к максимизации цены  компании.

Формирование оптимальной  структуры капитала -- одна из важнейших проблем финансового менеджмента. На практике существует взаимосвязь между структурой капитала и дивидендной политикой акционерной компании (корпорации). Данная взаимосвязь проявляется в том, что структура капитала зависит от рентабельности собственных средств и нормы распределения чистой прибыли на выплату дивидендов акционерам и на развитие производства. При высокой рентабельности собственного капитала можно оставить больше чистой прибыли на цели накопления и пополнения оборотных активов без ущерба для дивидендных выплат акционерам.

Внутреннее (за счет чистой прибыли) и внешнее (за счет кредитов, займов и выпуска акций) финансирование тесно взаимосвязаны. Однако это не означает взаимозаменяемость источников средств. Так, внешнее долговое финансирование не должно подменять привлечения и использования собственных средств.

Только достаточный объем  собственного капитала (более 50%) способен обеспечить развитие предприятия, укрепить его финансовую независимость и  усилить доверие к нему инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей  и других партнеров. В критической  ситуации только собственные средства способны обеспечить возврат кредитов и займов. Однако на отдельных этапах жизненного цикла компании возникает  потребность во внешнем заимствовании (например, у банков). Задолженность  смягчает возможный конфликт между  руководством акционерной компании и ее собственниками, понижает акционерный риск.

С другой стороны, задолженность  обостряет конфликт между собственниками и кредиторами. Первая причина заключается  в дивидендной политике. Увеличение дивидендных выплат при снижении чистой прибыли приводит к относительному снижению собственного капитала по сравнению  с заемным в его общем объеме. Снижение абсолютного и относительного размера собственного капитала требует от предприятия новых заимствований у банков и иных кредиторов и роста расходов по обслуживанию долга. У банков происходит своеобразное обесценение выданных кредитов, так как ранее выданные ссуды, как правило, пролонгируют.

Вторая причина связана  с тем, что при высоком уровне коэффициента задолженности (свыше 1,0) у компании возрастает потенциальный  риск банкротства. В такой ситуации собственники склонны к риску, выбирая  самые высокодоходные, но рискованные  инвестиции, что не устраивает кредиторов. Если менеджеры компании отказываются от рискованных проектов, то это отвечает интересам кредиторов, но не собственников (акционеров). В такой ситуации они лишаются возможности максимизировать размер дивидендов на принадлежащие им акции.

Третья причина заключается  в том, что при поглощении одной  компании другой у фирмы-покупателя обычно происходит изменение структуры  капитала: во-первых, часто поглощаемое  предприятие приобретается за счет заемных средств и новый кредит изменяет структуру капитала поглощающей  компании; во-вторых, присутствие заемных  средств у поглощаемой фирмы  также может оказать влияние  на состав и структуру источников средств компании-покупателя. Последняя получает прирост рентабельности собственного капитала благодаря увеличению уровня эффекта финансового рычага, дивиденды по акциям и нераспределенная прибыль возрастают.

Четвертая причина связана  с возрастанием темпов роста оборота (объема продаж) предприятия в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, что требует повышенного финансирования. Наращивание темпов роста оборота  связано с увеличением переменных, а часто и постоянных издержек, а также объема дебиторской задолженности. Поэтому в период подъема деловой  активности многие компании склонны  привлекать в свой оборот больше заемных  средств. В данном случае эмиссионные  расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты  дивидендов часто превышают стоимость  привлечения обслуживания кредитов и займов.

Пятая причина: если при выпуске  корпоративных облигаций новые  заемные средства привлекают на более  выгодных для инвесторов условиях, чем предыдущая эмиссия, то ранее  выпущенные облигации могут упасть в цене.

В рыночной экономике существует механизм нивелирования данных противоречий. Широко известный способ -- выпуск таких финансовых инструментов, которые позволяют владельцам корпоративных облигаций стать акционерами корпорации (облигации, конвертируемые в акции, облигации с подписными купонами и т. д.).

Наконец, компания может проводить  политику постоянного возобновления  заемных средств, привлекаемых на краткосрочной  основе на цели долгосрочного финансирования высокоэффективных мероприятий. Тогда при каждом очередном погашении краткосрочных кредитов (вместе с процентами) кредиторы убеждаются в надежности руководства заемщика. Нестабильная обстановка на финансовом рынке может ограничивать возможности предприятий в использовании долевого и долгового финансирования (с помощью эмиссии собственных акций и облигаций). Поэтому любая компания (вне экстремальных условий) не может полностью исчерпывать свою кредитную способность. Всегда должен оставаться резерв для дополнительного заимствования средств, чтобы в случае необходимости покрыть дефицит денежных средств банковским кредитом.

15.   Картель как тип объединения  фирм

Картель представляет собой  союз предпринимателей на основе картельного  соглашения, в котором устанавливаются  обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники  картеля сохраняют свою юридическую  и хозяйственную самостоятельность  и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель — объединение, как  правило, фирм одной отрасли, которые  вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и  т.д.

 

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего  звена. Соглашения достигаются в  результате встреч и договоренностей  руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются  во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие  следующих признаков:

договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью  полного или частичного уничтожения  конкуренции между ними и получения  монопольной прибыли);

сохранение права собственности  участников картеля на свои предприятия  и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

совместная деятельность по реализации продукции, которая может  распространяться в определенной степени  и на ее производство;

наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений  и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным  законодательством в большинстве  стран картельные соглашения, за исключением  отдельных отраслей (прежде всего  сельского хозяйства), запрещены  и установлен разрешительный порядок  их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные  с фиксированием цен, делением рынка  и ограничением выпуска продукции  и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение  конкуренции.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса