Экономические ресурсы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить туристские ресурсы их понятия, виды, функции;
- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.
1.1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции ………………….. 5
1.2. Характеристика экономических ресурсов туризма ……………. 10
Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.
2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17
2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………….. 30
Список использованной литературы …………………………………. 32

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I Теоретические основы туристских р - (2!).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  и управления

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

Работа допущена к  защите

«__» ________________ 2012 г.

Зав. кафедрой

социально-культурного  сервиса и туризма,

кандидат филологических наук,

доцент Калинин И.В.

Курсовая работа

По дисциплине: «Страноведение»

На тему: «Экономические ресурсы туризма»

 

Выполнила студентка 3 курса

Группы СТ-102

Авершина Ю.С.

Научный руководитель:

старший преподаватель 

Тапешкина С.А.

 

Ставрополь, 2012 г.

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………. 3

Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.

    1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции ………………….. 5
    2. Характеристика экономических ресурсов туризма ……………. 10

Глава II Современное состояние экономических ресурсов туризма в России.

2.1. Экономические районы и зоны развития туризма. Кадастр туристских ресурсов ………………………………………………...… 17

2.2. Экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области) ………………………………………………………….. 23

Заключение …………………………………………………………….. 30

Список использованной литературы …………………………………. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туризм является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В  настоящее время, он превратился  в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место  среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения ресурсов и их качества. До того как стать отраслью, туризм использовал то, что лежит на поверхности, − места легкодоступные,   средоточие  туристских  благ.   Это   были Черноморское побережье Кавказа и Крыма, Карпаты, а также города, такие, как Москва, Ленинград, Киев. Однако вследствие своего бурного роста туризм в нашей стране  стал  объектом  научного  исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.

Территория России обладает значительным потенциалом для развития туризма, в то же время, многие туристские ресурсы нашей страны используются не эффективно и не приносят должного дохода в экономику страны. Поэтому, развитие туризма в России требует новых подходов к уже сложившейся системе туристического комплекса.

Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира.

Таким образом, актуальность проблемы, затрагиваемой в данной работе, определяется неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли, острой необходимостью для менеджеров туризма в свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране иметь достаточный набор знаний в области экономики.

Цель данной курсовой работы − рассмотреть экономические ресурсы туризма.

Объект исследования: туристские ресурсы.

Предметом исследования являются туристско-экономические ресурсы России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить туристские  ресурсы их понятия, виды, функции;

- исследовать характеристику экономических ресурсов туризма;

- проанализировать экономические районы и зоны развития туризма, кадастр туристских ресурсов;

- рассмотреть экономический потенциал туризма в России (на примере Московской области).

Методы: обобщение, анализ, синтез, сравнение.

Теоретическая значимость: обобщение информации об экономических ресурсов туризма, выявление районов и зон развития туризма в России.

Практическая значимость: использование данных в экономике России, её регионов; в качестве контроля уровня потребления и восстановления туристских ресурсов; экономической оценки туристских ресурсов.

Общий объём курсовой работы: 33 страницы, в работе имеется 2 главы, в каждой из них есть подразделы, так же присутствует список литературы из двадцати источников.

 

 

Глава I Теоретические основы изучения туристских ресурсов.

    1. Туристские ресурсы: понятия, виды, функции

 

Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов − совокупности природных и созданных человеком объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристско-экскурсионной деятельности.  Деятельность же эта направлена на улучшение здоровья туристов, их эмоционального состояния и содействие их духовному развитию. Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. До того как стать отраслью, туризм использовал то, что «лежит на поверхности», − места легкодоступные,   средоточие  «туристских  благ».   Это   были Черноморское побережье Кавказа и Крыма, Карпаты, а также города, такие, как Москва, Ленинград, Киев. Однако вследствие своего бурного роста туризм в нашей стране  стал  объектом  научного  исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.

Для начала туристские ресурсы  целесообразно разделить на природные и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды − важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы. Например, туристские ресурсы можно рассматривать по принадлежности к определенным компонентам при родной среды − климатическим, водным, лесным; их функциональному назначению − оздоровительному, познавательному, спортивному; степени изученности.

К социально-экономическим  туристским ресурсам можно отнести  историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма: разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Этот вид ресурсов, таким образом, вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Туристские ресурсы включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используется следующие механизмы:

1. Создаётся реестр  этого вида ресурсов, который  включает:

- классификацию и оценку ресурсов;

- порядок использования  и доступа туристов к ресурсам  с учётом предельно допустимых  нагрузок;

- режим охраны ресурсов  мероприятия и источники финансирования  и развития, меры восстановления  ресурсов;

- режим охраны.

2. Создаётся кадастр туристских ресурсов, который включает:

- оценку и картографические  характеристики территорий;

- порядок осуществления  контроля за санитарно-гигиеническим  и экологическим состоянием территории;

- порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности;

- порядок выделения  территории как территории целевого  туристского использования и  развития.

Туристские ресурсы при хорошо поставленной рекламе могут стать не только храмы и пирамиды, но и вокзалы, мосты, электростанции, автомобильные заводы, а также винные погреба (дегустация вин). Экскурсионный тур «Винный путь» в Южной Африке (Кейптаун) пользуется большой популярностью. Туристы с воодушевлением посещают алмазные копи а Йоханнесбурге (ЮАР). Многие туры носят оздоровительный характер, т.к. туристы полагают, что пребывание в пещерах и штольнях приносит пользу здоровью человека.

Акватории также считаются  туристскими ресурсами. Подводные туры рассчитаны на любителей подводного плавания. Большой Барьерный риф является достопримечательностью Австралии.

Туристские ресурсы  определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Туристские ресурсы и туристский потенциал могут быть рассмотрены как синонимы.

Виды туризма на основе изучения туристских ресурсов.

Дачный туризм. Классическим туристским ресурсом является дачный тур-м, как внутренний, так и внешний. Этот вид туризма напрямую зависит от природных, климатических и инфраструктурных особенностей региона.

Рекреационный туризм. Задача рекреационного туризма – восстановление сил человека. В современном туристском бизнесе отдаётся предпочтение разработке многоцелевых программ в туризме. Рекреационные программы сочетаются с другими видами деятельности (спортивны, оздоровительным, информационным, образовательным, занятиями по интересам).

Спортивный туризм, как зимний, так и летний, получил широкое распространение на современном рынке туристских услуг.

Экологический туризм. Понятие экологического туризма может включать конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Экологический туризм включает посещение уникальных в экологическом отношений территорий и зон, участие в природоохранной и природовосстановительной  деятельности. Наиболее распространённой формой организации охраняемой территории являются парки. Парки как зоны экологического туризма создаются по решению высших органов государственной власти и международных организаций.

Существуют следующие категории зон экологического туризма:

- охраняемый ландшафт или культурно-экологические зоны, включающие памятники природы в сочетании с рукотворной культурной достопримечательностью;

- заповедник диких  животных (заказник) для сохранения  отдельных видов животных;

- ресурсный заповедник  – управляемая территория многостороннего использования (с целью устойчивого развития, воспроизводства природных ресурсов) в целях сдерживания эксплуатации ресурсов и сохранения естественно управляемого развития;

- антропологический заповедник  – природная биотическая лаборатория, которая предназначена для сохранения естественных условий жизни конкретных этносов.

Если туристские ресурсы  и туристский потенциал рассматривать как самостоятельные понятия, то под туристским потенциалом понимаются, в основном, памятники культуры, достопримечательности, которые могут включать как этнокультурные особенности региона, так и заповедные зоны.

Туристский потенциал особенно активно используется в программном туризме, где важна гуманитарная и образовательная ценность тура.

Формы программного туризма.

Религиозный паломнический  туризм − это хождение или путешествие к святым местам с чётко определёнными культовыми целями.

Религиозно-политическое паломничество. Этот вид паломничества  претерпел изменения и в генезисе своём восходит к церковно-политическому  акту почитания акта христианизации Руси и почитания первого русского государственного объединения – Киевской Руси.

Светские паломничества. Наиболее распространённой формой этого  вида паломничеств можно считать  поездки и походы по литературным местам (Пушкинские горы, Ясная поляна «Достоевский в Петербурге» и др.).

Хэппенинг, или событийный туризм, как форма паломнического туризма. Хэппенинг – это зрелищно-развлекательный туризм, включающий программы посещения фестивалей, карнавалов, ярмарок, дней городов и т.п. В аспекте паломнического туризма хэппенинг может быть ассоциирован с историческими событиями.

Информация о работе Экономические ресурсы туризма