Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

Финансовый риск – его  суть сводится к тому, что это  риск того, что потоки наличности окажутся недостаточными для выполнения финансовых обязательств предприятия. Финансовый риск – это риск, которому подвергаются акционеры предприятия, использующей заемные средства и собственный капитал.

Юридический риск – риск того, что соглашение между участниками  окажется невозможным выполнить  по действующему законодательству или  же, что соглашение окажется не надлежащим образом оформленным. Это риск потерь из-за пробелов или нарушения юридических  требований действующего законодательства.

Удобнее всего рассматривать  корпоративные риски компаний, представляя, что они только-только выходят  на первичное размещение. Тогда можно  сыграть роль инвестиционного банка  и провести компленксную проверку компании.

Проверяя компанию на предмет  коммерческих рисков, можно лучше  разобраться в бизнесе компании и ее способности продвигать продукцию на рынок. Стоит обращать внимание на рыночное и конкурентное положение компании, включая:

- основные рыночные показатели: размер, тенденции, ключевые факторы  создания, стоимости;

- решающие факторы конкуренции  на рынке

- влияние внешней среды  в прошлом и будущие последствия;

- источники конкурентоспособности  и преимущества/недостатки

- источники риска (отраслевые  и специфические для данной  компании);

- главные факторы успеха;

Понимание стратегии компании и ее положения на рынке внесет первую ноту ясности в инвестиционный план.

Далее можно проверить  компанию на предмет финансовых рисков. Эта проверка на основе исторических и прогнозных финансовых показателей. Обыкновенному инвестору будут  доступны бухгалтерский баланс, отчет  о движении денежных средств и  отчет о прибылях и убытках  предприятия. Можно выявить финансовые показатели предприятия и самостоятельно оценить их.

Последний вид рисков –  юридический проверяется довольно сложно, да и пробелы в законодательстве часто случаются. Если компания крупная, можно обратить внимание на состав совета директоров. Наличие в совете «бывших государственных» мужей  делает юридическую структуру компании более крепкой, для чего же еще  их наняли?

24. Инвестиционно-финансовый потенциал  корпорации

 

Инвестиционный потенциал  предприятия — это все потенциальные  возможности финансирования антикризисной  программы. Присту¬пая к проведению санации, менеджер должен проанализировать яв¬ные и неявные источники ее финансирования, включая самые неве¬роятные и труднодоступные, составить их структуру, проранжировав по стоимости финансовых ресурсов, условиям предоставления, воз¬можным последствиям, приоритетности использования. Перечень источников следует сделать максимально альтернативным, чтобы из¬бежать риска устранения одного основного инвестора.

 

 

К внутренним источникам обычно относятся накопленная при¬быль, амортизационные отчисления, средства резервных и иных фондов, которые на убыточном предприятии крайне незначитель¬ны, или отсутствуют вовсе. Поэтому на рис. 16.2 они не указаны, а представлены те источники, которые оперативно могут быть задей¬ствованы на предприятии за счет мобилизации собственных произ¬водственных, организационных и интеллектуальных возможностей.

Изучив все внутренние резервы финансирования и по возмож¬ности реструктурировав их, антикризисный управляющий может обратиться к внешним инвестиционным источникам, к которым от¬носятся:

1)        прямое  кредитование партнером по бизнесу. 

2)        банковский  кредит — наиболее распространенный  способ при¬влечения компанией дополнительного капитала.

3) бюджетное кредитование, т.е. субсидирование предприятий  за счет средств государственного  или регионального бюджета. 

4) лизинг технологического  оборудования длительного срока  служ¬бы. Обычно лизинговыми операциями занимаются специализиро¬ванные посреднические фирмы, в том числе созданные при круп¬ных коммерческих банках.

5) эмиссия ценных бумаг  (выпуск акций, облигаций). В развитых  странах эмиссия ценных бумаг  позволяет предприятию аккумули¬ровать более 50% инвестиционных ресурсов. В России вероятность привлечения данного источника инвестиций крайне мала вследствие недостаточного развития фондового рынка, трудности размещения ценных бумаг, значительной недокапитализации эмитентов.

6) иностранные инвестиции. Для иностранного инвестора пред¬ставляют интерес в основном добывающая и пищевая отрасли про¬мышленности, а препятствием являются изменчивость норматив¬но-правовой базы, низкая деловая культура, неэффективный менед¬жмент, непрозрачность финансов, низкое качество продукции. Иностранный инвестор обычно требует участия в капитале компа¬нии.

Переход к рынку ставит новые задачи перед финансовой деятельностью  предприятия. Конкурентоспособность  предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, так и от внешних условий, таких как налоговая (кредитная, ценовая) политика государства и рыночная инфраструктура. Финансовый потенциал предприятия является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. Основными из них являются состав и структура активов предприятия, объем произведенной продукции и услуг, общие затраты на производство, структура затрат, структура оборотных средств и период их оборота и платежеспособность, инвестиционный потенциал, интенсивность инвестиций, норма прибыли капитала, рентабельность продукции. Факторы, влияющие на финансовый потенциал предприятия, - это, прежде всего, устойчивость темпов роста собственных средств предприятия, качество управления текущими активами, обеспечение запасов и затрат собственными средствами, обеспечение допустимой зависимости предприятия от кредиторов, оборот акций, выплачиваемые дивиденды.

Конкурентоспособный финансовый потенциал характеризуется устойчивой платежной готовностью, достаточной  обеспеченностью собственными оборотными средствами и эффективным их использованием с хозяйственной целесообразностью, четкой организацией расчетов, наличием устойчивой финансовой базы. Финансовое положение предприятия может  быть напряженным в случае неэффективного размещения средств, их иммобилизации, просроченной задолженности перед  бюджетом, поставщиками, банком, а также  недостаточной устойчивости потенциальной  финансовой базы, что связано с  неблагоприятными тенденциями в  производстве.

Устойчивое финансовое положение  предприятия является необходимым  условием его деятельности в рыночных отношениях, поскольку от этого зависит  своевременность и полнота погашения  его обязательств по оплате труда  работников, расчетов с бюджетом, банками  и поставщиками материальных ресурсов, по выплате дивидендов и т.д. Финансовый потенциал можно считать эффективным, если он покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых  для осуществления конкурентоспособной  деятельности предприятия, целенаправленно  и эффективно использует финансовые ресурсы и является платежеспособным.

Укрепление финансового  потенциала предприятия во многом зависит  от правильности сформированной финансовой стратегии. Формирование и реализация финансовой стратегии, направленной на поддержку конкурентоспособного потенциала предприятия, основывается на использовании  механизмов и инструментов финансового  менеджмента, к которым можно  отнести следующие:

• финансовое управление – финансовый анализ, бюджетирование, антикризисное управление, менеджмент привлечения заемных средств и размещения свободных средств, инвестиционный менеджмент;

• финансовая реструктуризация – ликвидация нерентабельных и неплатежеспособных структур предприятия, ужесточение контроля за расходованием денежных средств, списание активов с баланса предприятия, управление издержками производства, интеграция капитала;

• рынок финансовых услуг – факторинг, страхование, лизинг, офшоры;

• управление финансовыми рисками – управление активами и пассивами, хеджирование, свопы, фьючерсы, форварды, опционы.

Оценка финансового потенциала конкурентоспособности предприятия  может быть произведена по уровню финансовооруженности труда. Предполагается, что чем выше финансовооруженность труда, тем больше у предприятия возможностей укрепить конкурентный потенциал предприятия.

Управление финансовым потенциалом  предприятия осуществляется в рамках финансового менеджмента, основной целью которого является обеспечение  эффективного функционирования предприятия  посредством воздействия на его  финансовые ресурсы.

25. Оценка эффективности деятельности  корпорации

Оценка эффективности  работы предприятия, как правило, основывается на анализе различных финансовых показателей, таких как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рыночная стоимость предприятия. Однако, составляя  список финансовых коэффициентов, на основании  которых будут приниматься стратегические решения, необходимо учитывать преимущества и недостатки использования этих показателей на практике.

В американской практике управленческого  учета рекомендации по использованию  показателей для оценки эффективности  деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого  учета "Измерение эффективности  предприятия" (Statement on Management Accounting "Measuring entity performance"; SMA 4D). Стандарт предлагает использовать следующие показатели, на основе которых будет оцениваться эффективность управления компанией:

• чистая прибыль и прибыль на акцию;

• денежные потоки;

• рентабельность инвестиций;

• остаточный доход;

• стоимость компании.

  Рентабельность инвестиций

Методика расчета

Рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI) рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в компанию (подразделение). При этом под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки). Значение ROI рассчитывается по формуле: ROI = (Чистая прибыль/(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) х 100%.

Преимущества и недостатки

Оценить эффективность работы компании на основании показателя рентабельности инвестиций можно, только если менеджмент располагает сопоставимыми данными  по аналогичным компаниям или подразделениям холдинга. Например, если компания "А" получила прибыль 100 тыс. руб., а компания "Б" - 150 тыс. руб., нельзя сделать вывод о том, что эффективность работы последней значительно выше, поскольку причиной более высокой прибыли компании "Б" могут быть существенные инвестиции в это производство, более совершенное оборудование и технологии. В итоге если инвестиции в компанию "А" составили 400 тыс. руб., а в компанию "Б" - 700 тыс. руб., то рентабельность инвестиций (ROI) составит 25% и 21,4% соответственно.

Среди основных недостатков, связанных с расчетом ROI, можно  выделить возможность искажения  этого показателя в результате отсрочки технического обслуживания, сокращения издержек на исследования и маркетинг. Другими словами, значение рентабельности инвестиций повысится, в то время  как в целом ситуация в компании ухудшится. Необходимо отметить, что  решения, принимаемые о покупке  или продаже подразделений компании на основании показателя рентабельности инвестиций, не всегда будут оправданны. Если мотивация менеджеров холдинга привязана к значению показателя рентабельности инвестиций, то может  возникнуть следующая ситуация. Менеджер, контролирующий несколько подразделений, среднее значение ROI по которым составляет 20%, будет заинтересован продать  подразделение "А" с наименьшей рентабельностью инвестиций, к примеру 15%. Однако если в компании есть подразделения, управляемые другими менеджерами, рентабельность инвестиций в которые меньше 15%, то среднее значение ROI в целом по холдингу снизится. В такой ситуации решение о продаже части бизнеса будет оправданно, если ROI реализуемого подразделения меньше стоимости привлечения денежных средств (стоимости банковских кредитов).

Другим примером может  быть ситуация, когда оценен показатель рентабельности инвестиций для научно-исследовательского подразделения компании. Как правило, такие подразделения убыточны, но требуют больших инвестиций, следовательно, значение ROI будет низким, но это  не означает, что компании следует  продать данное подразделение.

Остаточный доход

Остаточный доход (Residual Income, RI) в соответствии с SMA 4D рассматривается как аналог показателя чистой прибыли, но при этом учитывает стоимость капитала компании.

Экономическая добавленная  стоимость

Экономическая добавленная  стоимость (EVA) может рассматриваться  как модифицированный подход к определению  остаточного дохода.

Преимущества и недостатки

К основным преимуществам  использования показателя экономической  добавленной стоимости можно  отнести то, что этот показатель, как и RОI, учитывает стоимость инвестированного капитала. Помимо этого при расчете EVA необходимо учитывать те активы, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Это позволяет оценить эффективность использования новых технологий, патентов, лицензий, ноу-хау и т. д., то есть учитывает большее количество факторов, влияющих на эффективность работ подразделения.

К недостаткам использования  этого показателя на практике можно  отнести необходимость расчета  двух различных показателей для  целей мотивации менеджеров и  для оценки эффективности работы подразделения, что значительно  повысит трудоемкость расчетов. В  первом случае из расчета показателя EVA следует исключить те активы, которыми менеджмент не может управлять в силу определенных полномочий.

Другой существенный недостаток использования EVA - невозможность сравнивать между собой показатели экономической  добавленной стоимости активов  компании, существенно отличающихся по стоимости.

Рыночная стоимость

Для инвесторов и акционеров рыночная стоимость компании (market value, MV) является показателем, определяющим величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости предприятия или его способности генерировать денежные потоки, изменение рыночной стоимости может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности компании со стороны акционеров.

Следует также отметить, что  использование для оценки результативности работы компании только финансовых показателей  не позволит заранее диагностировать  многие проблемы, к примеру снижение качества выпускаемой продукции, уровень обслуживания клиентов, эффективность управления персоналом.

В заключение отметим, что  перечисленные в положении 4D показатели, применяемые для оценки эффективности, могут с успехом применяться  при разработке системы сбалансированных показателей - перспективы "Финансы". Но для того чтобы иметь возможность  интерпретировать полученные расчетные  значения показателей, крайне важно  понимать, какая информация послужила  основой для расчета.

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса