Экономические ресурсы корпоративного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).
К ним относятся: фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.
Все экономические ресурсы можно разделить на:
1. материальные ресурсы (земля, капитал);
2. людские ресурсы (труд и предпринимательская способность);
3. информация.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_korporatsii.docx

— 812.13 Кб (Скачать файл)

1. Экономические ресурсы корпоративного  бизнеса

Экономические ресурсы - совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности, включая природные, трудовые, капитальные ресурсы (капитал).

К ним относятся: фабричные  и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда, земля и всевозможные полезные ископаемые.

Все экономические ресурсы  можно разделить на:

1.      материальные  ресурсы (земля, капитал); 

2.      людские  ресурсы (труд и предпринимательская  способность);

3.      информация.

Корпоративный бизнес является некой экономической системой взаимодействия корпораций между собой или корпораций и государства.

Корпоративные ресурсы —  факторы бизнеса, используемые владельцами  и менеджерами предприятия для  выполнения целей бизнеса.

Среди них выделим:

а) ресурс капитала. Акционерный  капитал предприятия в сочетании  с заемными финансовыми ресурсами  является кровеносной системой предприятия  и позволяет приобретать и  поддерживать остальные корпоративные  ресурсы, изначально отсутствующие  у создателей данного предприятия;

б) ресурс персонала. Менеджеры  предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками являются основным проводящим и связующим  звеном, соединяющим воедино все  факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии  бизнеса, а также достижение целей  бизнеса;

в) ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является в настоящее  время наиболее ценным и дорогостоящим  из ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической  ситуации, рынков предприятия, научно-техническая  и технологическая информация, know-how, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;

г) ресурс техники и оборудования. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических  и кадровых возможностей предприятие  приобретает оборудование, необходимое (по мнению менеджеров предприятия) и  доступное (исходя из имеющихся ресурсов);

д) ресурс прав. С развитием  цивилизации, истощением природных  ресурсов и повышением ценности для  бизнеса нематериальных активов  резко выросла роль данного ресурса. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортной квоты, права на пользование землей (причем в настоящее время крайне повысилась ценность городских территорий, предназначенных не для земледелия, а для административной застройки). Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к необщедоступным возможностям развития бизнеса.

 

2. Диверсификация бизнеса: цели, направления, эффективность

Диверсификация бизнеса - это одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий.

Диверсификация бизнеса - важнейшая составная часть структуры современного рынка, оказывающая значительные воздействия на разделение труда, конкуренцию и эффективность производства. Диверсификация бизнеса используется, как правило, на рынках со стабильным спросом и предложением и жесткой конкуренцией со стороны продавца.

Цели. Основная цель, которую преследуют компании, взяв курс на диверсификацию своего бизнеса, - это достижение  конкурентного преимущества за счет диверсификации. Данное конкурентное преимущество проистекает из двух источников:

  • Усиление рыночной власти (market power) организации, т.е. расширение ее возможностей для влияния на рынок и его изменения под задачи компании. Применение же полученной рыночной власти может выражаться в установлении благоприятных для компании цен на рынке, обмен бизнесами с зависимыми компаниями, достижение гласных и негласных договоренностей с другими игроками на рынке, которые выгодны для компании и другое.

 

  • Синергия, как следствие «экономии разнообразия» (economy of scope) - эффект, который достигается когда суммарные издержки производства и/или дистрибуции нескольких различных продуктов, производимых одной компанией меньше, чем в случае, если бы эти продукты производились, продвигались и продавались различными компаниями. Синергия возникает за счет объединения и использования объединенной компанией единого пула  материальных и нематериальных ресурсов, каналов продвижения и дистрибуции.

 

Следуя принципу повышения эффективности, первоочередное внимание сосредотачивается на особенностях оценки эффективности стратегии диверсификации, к которым можно отнести следующие:

1. Смещение стратегических  целей в сторону совершенствования  функций управления и организации  деятельности.

2. Углубление стратегии  усиления микроэкономических взаимодействий  как внутри отраслевого регионального  рынка, так и на региональном  рынке в целом. 

3. Усиление стратегии горизонтальных  взаимодействий. В связи с этим  возможно образование альянсов  групп предприятий, имеющих однотипное  производство, так как в его  основе лежит общность экономических  интересов, возможность реализовать  достаточно сложные проекты и  др.

 

3.  Концентрация производства: формы,  направления, эффективность.

Концентрация – процесс сосредоточения изготовления продукции на ограниченном числе предприятий и в их производственных подразделениях.

Концентрация производства имеет четыре формы:

  1. Укрупнение предприятий – сосредоточение производства на крупных предприятиях, определяется научно – техническим процессом орудий труда (ростом производительности единичных мощностей машин, агрегатов, аппаратов, совершенствованием техники управления и т.п.) и ростом объемов выпускаемой продукции.
  2. Специализация – сосредоточение однородного производства, которое по своему типу является массовым или крупносерийным.
  3. Кооперирование – прямые производственные связи между предприятиями, участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.
  4. Комбинирование – соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства в одном предприятии.

Уровень концентрации зависит  от объема выпуска продукции, величины единичной мощности машин, агрегатов, аппаратов, технологических установок, количества однотипного оборудования, размеров и числа технологически однородных производств.

Процесс концентрации производства осуществляется в двух направлениях:

1) укрупнение предприятий  (абсолютная концентрация);

2) распределение общего  объема производства между предприятиями  разного размера (относительная  концентрация). Абсолютная концентрация  характеризует размеры производственных  единиц, относительная — долю  крупных предприятий в общем  объеме производства отрасли.

Эффективность.

Основным критерием эффективности  концентрации в промышленности явл-ся максимальное использование факторов производства. Отраслевые особенности не позволяют установить единые для всех отраслей оптимальные размеры производств и предприятий.

Концентрация пром. произ-ва осущ-ся в трех основных формах:

- концентрация специализированного  производства;

- конц. комбинированных производств;

- увеличение размеров  универсальных предприятий.

Наиболее эффективна первая форма, обеспечивающая сосредоточение однородного произ-ва на всё более крупных предприятиях, что позволяет применять высокопроизводительные специализированные машины, автоматизированные и поточные линии, современные методы организации произ-ва.

Высокоэффективна и вторая форма концентрации, ,которая обеспечивает последова-тельность выполнения технологических процессов, комплексную переработку сырья, ис-пользование побочных продуктов и отходов, сокрашение выброса веществ в окружающую среду.

Менее эффективна третья форма, при которой осущ-ся концентрация производств, не связанных между собой ни однородностью и последовательностью технологических процессов, некомплексной переработкой сырья. Недостаточный уровень специализации, различные размеры сочетаемых производств и разнородность продукции, а так же сложность управления и организации ремонтных работ не позволяют достигнуть должной эффективности производства.

Организация крупных предприятий  становится более рациональной, если какая-то часть работы перекладывается  на другие, узкоспециализированные, производства, в том числе и небольшие. С  освобождением крупных предприятий  от несвойственных им функций (изготовление полуфабрикатов и деталей массового  применения, выполнения ремонтных работ) повышается уровень их специализации  и соответственно эффективность.

 

4.Оффшорные формы бизнеса

В русский язык термин "оффшорный" "оффшор" пришёл из английского языка, где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море", "изолированный". В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности.

Оффшорная компания – это  термин, характеризующий особый организационно-юридический  статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых  потерь.

Главной особенностью является ее нерезидентный статус. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Для ее функционирования достаточно наличия формальных атрибутов компании – владельцев, директоров (обычно не менее двух), устава, банковского  счета, комплекта регистрационных  документов. Можно выделить пять основных характеристик оффшорных компаний:

 

  1. Оффшорная компания является нерезидентной по отношению к юрисдикции своей  регистрации.
  2. Процедура регистрации управления оффшорной компании значительно упрощена.
  3. Управление оффшорной компанией может осуществляться на основе анонимности при соблюдении полной конфиденциальности.
  4. Минимальные требования к финансовой отчетности.
  5. Оффшорная компания освобождена (в большинстве случаев полностью) от всех местных налогов и выплачивает только ежегодный регистрационный сбор.

Однако оффшорным фирмам присущи и существенные недостатки Они в большинстве случаев  исключены из сферы налоговых  соглашений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной проверке контракты с оффшорными фирмами. В ряде стран (особенно в развитых) введено в действие антиоффшорное законодательство.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие  преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного  контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной  валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным  образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом).

Оффшорный  бизнес стал развиваться  в трех формах, которые имеют место в настоящее время.

Первая  форма -  стихийное  использование оффшорных компаний. В данном случае в ходу самые примитивные  варианты использования оффшорных  компаний.

Вторая  форма ведения  оффшорного бизнеса связана с  возникновением и деятельностью  российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в  продаже уже готовых оффшорных  компаний, варианты дальнейшего использования  которых разрабатываются их владельцами.

Третья  форма, в которой  российскими юридическими и физическими  лицами  ведется оффшорный бизнес, связана с появлением и активной деятельностью на российском рынке  международных оффшорных секретарских компаний.

 

5. Комбинирование производства: признаки, формы, значение.

КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, одна из прогрессивных форм организации  обществ, производства, основанная на соединении в одном предприятии  технологически связанных друг с  другом производств, последовательно  обрабатывающих или комплексно использующих исходное сырье, производств, отходы и  побочные продукты. Целью комбинирования производства является наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение эффективности  обществ, производства. Комбинирование производства — основа создания крупных  производств, объединений, комбинатов.

Существенными признаками комбинирования производства являются следующие:

1. Ограниченность производств  рамками одного предприятия. 

2. Соединение в рамках  одного предприятия разнородных  производств, то есть производств  различных отраслей промышленности  или народного хозяйства. 

3. Соединение этих разнородных  производств на основе:

 а) последовательности  стадий переработки сырья; 

 б) переработки отдельных  отходов основного производства;

 в) комплексной переработки  сырья, то есть переработки  всех отходов. 

 Любая иная форма  организации производства, лишенная  хотя бы одного из этих существенных  признаков, не может называться  комбинированием. 

 Формы комбинирования  следуют из третьего существенного  признака. Вариантов сочетаний разнообразных  производств, экономически и технологически  тесно соединенных, множество,  то есть типов комбинатов много,  а форм комбинирования три. 

Информация о работе Экономические ресурсы корпоративного бизнеса