Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.
Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.
Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5
1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5
1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14
1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16

2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26
2.1 Технико-экономическая характеристика организации……………………26
2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32
2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Костейко 1.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.1.1  –  Товарная структура экспорта Республики Беларусь

 

 

2000

2005

2006

млн. долл. США

в % к итогу

млн. долл. США

в % к итогу

млн. долл. США

в % к итогу

А

1

2

3

4

5

6

Всего

7326,4

100

15979,3

100

19733,7

100

в том числе:

           

машины, оборудование и транспортные средства

1847,9

25,2

3240,3

20,3

3937,3

19,9

Минеральные продукты

1482,1

20,2

5652,3

35,4

7661,2

38,8

черные, цветные металлы и изделия из них

530,3

7,2

1195

7,5

1496,9

7,6

продукция химической промышленности

1454,1

19,8

2392,2

15,0

2837,4

14,4

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

313,9

4,3

558,7

3,5

548,2

2,8


 

 

 

Окончание таблицы 1.1.1

А

1

2

3

4

5

6

текстиль и текстильные изделия

468,9

6,4

614,0

3,8

654,3

3,4

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

47,8

0,7

81

0,5

89,3

0,45

продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства

503,3

6,9

1328,6

8,3

1483,5

7,5

Прочие

678,1

9,3

917,2

5,7

1025,6

5,2


 

Анализ таблицы 1.1.1 позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта Республики Беларусь имеет группа «минеральные продукты». На их долю в 2006 году приходилось 38,8% белорусского экспорта. В структуре экспортных поставок в 2000 году преобладали машины и оборудование, на долю которых приходилось 25,2 % от общего объема экспорта. Однако их удельный вес на протяжении рассматриваемого периода снижался и  в 2006 году составил  19,9 процента. Значительный удельный вес в товарной структуре белорусского экспорта имеет продукция химической промышленности [8].

Основным звеном внешнеэкономической деятельности является предприятие. Расширение экспорта на уровне предприятия означает дополнительные возможности использования преимуществ международной производственной кооперации и увеличения степени свободы в выборе наиболее эффективных путей решения производственных задач.

В Республике Беларусь структурообразующую основу экономики составляют крупные предприятия. Являясь, по сути, монополистами в национальной экономике, большинство из них в финансовом, экономическом и организационном  отношении пока слабы на мировых рынках.  Основная доля экспортных товаров производится небольшим количеством крупных предприятий. Более 55% экспорта дают всего два десятка крупных предприятий. Или такая цифра: 70% объема экспорта Министерства промышленности обеспечивают пять предприятий (РУП «Белорусский металлургический завод», ПО «БелавтоМАЗ», РУП «МТЗ» РУП «БелАЗ», ЗАО «Атлант»). В структуре экспорта концерна «Белнефтехим» 50,4% занимают нефтепродукты, производимые  на  ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан», 18,4%  –  калийные удобрения ПО «Беларуськалий». А на все другие виды продукции приходится менее 30 процентов.

Следует учитывать тот факт, что многие ресурсы, которые активно использовались и дали высокий результат за предыдущие пять лет в настоящее время значительно исчерпали потенциал дальнейшего увеличения темпов роста экспорта. Высок и уровень износа активной части основных производственных фондов предприятий [9, c. 49].

Экспорт, являясь мощным стимулирующим фактором экономического роста, играет роль локомотива в развитии промышленного производства, технологий,  рынка создаваемых товаров и услуг, повышении в ВВП доли продукции высокой  степени переработки, отвечающей международному уровню и спросу, а также позволяет преодолеть кризисные явления в деятельности предприятий, способствует поддержанию уровня производства и занятости [10].

Экспортная деятельность на предприятии является инструментом расширения рынка и способом получения доступа к современным технологиям из других стран. Экспортирование продукции означает участие в жесткой конкурентной борьбе, которая не только открывает возможность повышения эффективности, но и создает опасность вытеснения с рынка более конкурентоспособными соперниками.

Стимулирование экспорта, подразумевающее проведение наступательной торговой политики на мировых рынках, является важной частью внешнеэкономической политики многих стран, особенно развивающихся и с переходной экономикой. Его система (инструменты, институциональные исполнители, характер их взаимодействия) в каждой стране оригинальна, зависит от социально-экономического строя и степени государственного вмешательства в рыночные экономические процессы [6, c. 17].

Опыт зарубежных стран указывает на широкие возможности государства в области стимулирования экспорта. Оно может оказывать предприятиям содействие в выходе на зарубежные рынки, в продвижении новых товаров, например посредством поддержки, их участия в выставках, снабжения необходимой рыночной информацией, а также совершенствования законодательства, решения вопросов гарантий и страхования, правовой защиты на рынках, стимулирования производства наукоемкой и потенциально конкурентоспособной продукции.

Рост экспорта является одной из основных стратегических задач развития Беларуси. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы записано, что одной из основных целей внешнеэкономической деятельности страны является создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте и обеспечение условий роста экспорта.

В стране принята Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы, представляющая собой концептуально целостный, системный документ, определяющий экспортную стратегию Беларуси в среднесрочном периоде. В ней четко идентифицируются важнейшие проблемы развития экспорта белорусских предприятий, содержится квалифицированный анализ имеющихся ограничений и угроз развитию экспортного потенциала страны, предложены конкретные направления совершенствования механизма поддержки экспорта, позволяющие реализовывать скрытые возможности и устранить выявленные ограничения развития.  

Целью национальной программы на 2006-2010 годы является максимально полная реализация экспортного потенциала страны, обеспечение повышения конкурентоспособности товаров и услуг, его эффективности и рост объема экспорта по важнейшим показателям [9, с. 50].

Особенностью программы является то, что в ней сделан акцент на активную роль государства в стимулировании и финансировании маркетинговых исследований и продвижении товаров. Это относится практически ко всем отраслям. Можно лишь выделить несколько примеров: использование возможностей Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен в изучении зарубежных рынков в области лесного хозяйства; расширение дилерской сети предприятий  и создание торговых домов концерна «Беллегпром» на территории Российской Федерации; обеспечение информационной поддержки развития экспорта белорусских предприятий. Также предусмотрено учреждение специализированного национального экспортно-импортного банка.

Программой предусмотрена унификация законодательства в области стандартизации. В частности внедрение европейских стандартов и норм в области промышленных товаров: использование стандартов ИСО 9000 и 14000 в лесном и сельском хозяйстве, текстильной промышленности, электроэнергетике; стандартизация и сертификация нефтепродуктов, минеральных удобрений, продукции химической и нефтехимической промышленности в соответствии с международными требованиями.

Особый акцент в программе делается на поддержание экспорта наукоемкой продукции, при этом особое значение придается бюджетному субсидированию наукоемких производств [9, с. 52 – 53].

Программой развития экспорта предусмотрено повышение эффективности внешней торговли и доходов от экспорта, в первую очередь, за счет получения доходов от доставки товаров. 

Наращивать экспортные поставки намечается за счет освоения выпуска новых более конкурентоспособных товаров с высокой долей добавленной стоимости, наукоемкой продукции. Кроме того, планируется развивать товаропроводящую сеть. Предусмотрено развивать в Беларуси электронную торговлю как одну из форм внешней торговли.

Программой предусматривается два сценария развития экспорта – базовый и оптимистический, рассчитанный на более благоприятную конъюнктуру зарубежных рынков. В рамках базового варианта предполагается рост белорусского экспорта в 1,55 раза к уровню 2005 года, оптимистического — в 1,8 раза. При этом в двух случаях намечен опережающий рост экспорта услуг по сравнению с увеличением поставок товаров. Оба варианта предусматривают выход на устойчивое положительное сальдо внешней торговли [11].

Реализация Национальной программы развития экспорта осуществляется в контексте вступления Беларуси в ВТО. Сегодня по ряду товарных позиций белорусский экспорт сталкивается с защитными ограничениями зарубежных государств в виде антидемпинговых и специальных пошлин, а также количественных ограничений. Поэтому присоединение республики к ВТО является важным фактором для пересмотра и отмены всех дискриминационных мер стран-членов ВТО в отношении белорусского экспорта.

Вступление Беларуси в ВТО сделает ее экономику более открытой и понятной для торговых партнеров, обеспечит доступ товаров отечественных производителей к рынкам около 150 государств мира, уменьшит вероятность частых изменений в торговой политике государства, даст возможность использовать правила ВТО для продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах.  Гармонизация белорусского законодательства с системой многосторонних соглашений ВТО, предусмотренная в программе, уменьшит риски осуществления внешнеэкономической деятельности в силу того, что применение защитных мер против экспортеров страны-члена ВТО – четко регламентированная и единая для всех процедура.

Экспортная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь осуществляется  в соответствии с национальным  и международным законодательствами.

Первым комплексным актом Республики Беларусь, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, стал закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности», принятый 25 октября 1990 года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 1992 года N 50 «О квотировании и лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь»  и иными нормативными актами введен общий порядок экспорта и импорта товаров (продукции) участников внешнеэкономических связей вне зависимости от форм собственности. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Данный закон определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в  целях обеспечения национальной безопасности, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности [12, 13].

Серьезный шаг на пути совершенствования внешнеторговой деятельности был сделан с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7  «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Указ утвердил Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций. Указ также установил, что к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции за ряд правонарушений в области внешней торговли и  установил  достаточно строгие рамки в отношении расчетов по внешнеторговым договорам.

Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами определены также и в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».

25 августа 2006 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».  Данный документ предусматривает создание системы прямого экономического стимулирования развития экспорта с использованием механизмов кредитования и страховой защиты от возникающих коммерческих и политических экспортных рисков. В Указе регламентирован порядок страхования экспортных рисков с поддержкой государства, а также определены механизмы компенсации банкам потерь, связанных с выдачей кредитов на льготных условиях [6, c. 22].

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции