Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.
Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.
Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5
1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5
1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14
1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16

2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26
2.1 Технико-экономическая характеристика организации……………………26
2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32
2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Костейко 1.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

 

           

35

 

Окончание таблицы 2.2.1

  А

1

2

   3

Шоколад с начинками

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х

Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0

Плесени, КОЕ/г, не более – 400,0

Масса продукта, в которой не допускаются:

- БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1

- Патогенные, в т.ч. сальмонеллы  – 25,0

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х

Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0

Плесени, КОЕ/г, не более – 100,0

Масса продукта, в которой не допускаются:

- БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1

- Патогенные, в т.ч. сальмонеллы – 25,0

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х

Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0

Плесени, КОЕ/г, не более – 50,0

Масса продукта, в которой не допускаются:

- БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1

- Патогенные, в т.ч. сальмонеллы  – 25,0

 

Шоколад диабетический

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х

Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0

Плесени, КОЕ/г, не более – 50,0

Масса продукта, в которой не допускаются:

- БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1

- Патогенные, в т.ч. сальмонеллы  – 25,0

Шоколад диабетический

КМАФАнМ, КОЕ/г, не более – 5х

Дрожжи, КОЕ/г, не более – 50,0

Плесени, КОЕ/г, не более – 50,0

Масса продукта, в которой не допускаются:

- БГКП (КОЛИФОРМЫ) – 0,1

- Патогенные, в т.ч. сальмонеллы  – 25,0

   

 

При сравнении требований ТНПА на шоколад Республики Беларусь, России, Украины и Директивы Европейского Парламента и Совета 2000/36/ЕС от 23 июня 2000 года можно сделать следующие выводы:

  1. в Директиве ЕС кроме содержания какао-продуктов регламентирована доля растительных жиров, которая должна составлять не более 5% готового продукта за вычетом общей массы любых других пищевых веществ, без уменьшения при этом минимального содержания какао масла или общей массы сухих веществ какао;
  2. в ГОСТ 6534-89, ТУ РБ 3602662.622-99, ДСТУ 3924-2000 регламентируется только общая массовая доля какао-продуктов, и не регламентируется массовая доля какао масла, хотя требования  ДСТУ 3924-2000 предъявляемые к шоколаду по содержанию какао-продуктов наиболее приближены к требованиям Директивы ЕС;
  3. в СанПиН 2.3.2.1078-01 (РФ) установлены нормативы по содержанию стронция и цезия в шоколаде, а в ГН 10-117-99 (РДУ-99) (РБ) – только цезия;
  4. требования ДСТУ 3924-2000 (Украина) в части нормативов по МБП являются более жесткими по некоторым показателям;
  5. СанПиН 13-10 РБ 2002 “Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых добавок и их применению” разработан с учетом директив Европейского Экономического Сообщества и рекомендаций комиссии “Codex Alimehtarius” по пищевым добавкам и ароматизаторам.

В директиве установлены особые требования к растительным жирам, которые можно добавлять к продуктам из шоколада. Это используемые отдельно или в смесях эквиваленты какао масла, которые соответствуют следующим критериям:

1. это нелауриновые растительные  жиры, в которых содержится большое количество симметричных, мононенасыщенных триглицеридов типа POP, POSt и StOSt (P (пальмитиновая кислота), O (олеиновая кислота), St (стеариновая кислота));

2. они смешиваются с какао  маслом в любом соотношении  и совместимы с ним по физическим  свойствам (точка плавления и точка кристаллизации, скорость плавления, необходимость фазы темперирования);

3. их получают только методом  рафинирования и/или фракционирования, которые исключают энзиматическое  изменение структуры триглицеридов.

Согласно Директивы Европейского Парламента и Совета 2000/3 6/ЕС от 23 июня 2000 года при изготовлении продуктов из какао разрешено использование животных жиров полученных только из молока.

В Республике Беларусь при изготовлении шоколада заменители какао масла не используются (ГОСТ 6534-89 “Шоколад”). Продукция, изготовленная на основе заменителей какао масла относится к группе кондитерских плиток, а согласно ТУ РБ 37602662.627-99 глазурь на основе эквивалентов или заменителей какао масла относятся к группе кондитерской глазури. Глазури для мороженого изготовленные на основе кокосового масла относятся к группе жировых глазурей.

Как показали предварительные исследования, шоколад шоколадные изделия отечественного производства по показателям безопасности: соответствуют требованиям СанПиН 11-63 РБ, СанПиН 13-10 РБ, ГН №10-117 могут реализоваться в России и на европейском рынке. В настоящее время кондитерские фабрики осуществляют поставки шоколада в Германию, США, Израиль и другие страны.

СП ОАО “Спартак” выпускает шоколад по ТУ РБ 37602662.627-99 “Шоколад. Общие технические условия: обыкновенный, десертный и пористый. В зависимости от рецептуры выпускаемый шоколад делится на шоколад с добавлениями и без добавлений, с крупными добавлениями, с начинками, диабетический.

В качестве добавлений в шоколад используются:

  • мелкодисперсные добавления: какао порошок, сухое молоко, сливки сухие и др.
  • крупные добавления: целый или дробленый орех, изюм, цукаты, кокосовая стружка и др.

СП ОАО “Спартак” при изготовлении шоколада заменители какао масла не использует.

Продукцию, изготовленную на основе заменителей какао масла и относящуюся к группе плиток СП ОАО “Спартак” не выпускает. Для производства кондитерских изделий, а именно конфет глазированных, печенья глазированного, вафельных батончиков используется кондитерская глазурь согласно ТУ РБ 37602662.627-99.

Контроль готовой продукции по микробиологическим показателям, санитарно-микробиологический контроль сырья, упаковочных материалов, питьевой воды и воздушной среды производственных помещений, а также контроль качества мытья оборудования, инвентаря, соблюдения работниками правил личной гигиены осуществляет Центральной производственной лабораторией. Результаты контроля регистрируются в журналах.

Политика в области качества – это стратегия предприятия, направленная на обеспечение стабильности качества выпускаемой продукции, удовлетворяющей потребителей.

Руководство предприятия обеспечивает документальное оформление и принятие политики в области качества, содержащей задачи и обязательства в области качества.

Ответственность за координацию работ по разработке, реализации и актуализации политики несет ответственный за систему менеджмента качества предприятия.

Принятая предприятием политика в области качества:

- соответствует требованиям и  запросам потребителей;

- создает основу для постановки  и анализа, целей в области  качества;

- дает четкое представление  об официальном отношении руководства  предприятия к качеству продукции;

- направлена на удовлетворение  требований потребителей, сотрудников  предприятия, поставщиков;

- направлена на повышение конкурентоспособности  продукции, экспортных возможностей, завоевание новых рынков сбыта;

- ориентирована на выполнение  законодательных, нормативных и  обязательных требований;

- предусматривает  постоянное повышение результативности системы  менеджмента качества предприятия.

Рассмотрим обобщающие и косвенные показатели качества продукции ОАО «Спартак».

В таблице 2.2.2 рассматриваются показатели качества продукции за 2006-2007 года. Рассчитаем данные показатели по данным предоставленным отделом маркетинга ОАО «Спартак».

Из таблицы 2.2.2 видно, что удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства составляет 100% на 2006 и 2007 годы. Продукция высокого качества обладает повышенными биологическими свойствами, оптимальной калорийностью, выпускается в улучшенном оформлении, пользуется повышенным спросом. Удельный вес новых сортов в 2007 году увеличился на 0,3 процентных пункта и составляет 5,3 %.

 

Таблица 2.2.2 - Показатели качества продукции СП ОАО “Спартак” за 2006-2007 года

 

Показатель

2006год

2007год

Отклонение

1.Удельный вес новой продукции в общем ее выпуске, %

 

-

 

-

 

   -

2.Удельный вес продукции высшей категории качества, %

 

100

 

100

 

             -

3.Удельный вес продукции нового сорта, %

5,0

5,3

0,3

4.Удельный вес сертифицированной продукции, %

 

99,4

 

99,4

 

   -

5.Удельный вес продукции, соотв. мировым стандартам, %

 

100

 

100

 

             -

6.Удельный вес экспортной продукции,

 в т.ч. в высокоразвитые  промышленные страны, %

 

27,7

 

3,4

 

22,9

 

4,2

 

-4,8

 

0,8

7.Штрафы за некачественную продукцию

 

-

 

-

 

-

8.Уд.вес забракованной продукции, %

 

0,002

 

0,0008

 

-0,0012


 

Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции составляет 99,4 % за 2006 и 2007 годы. Удельный вес экспортной продукции в 2007 году уменьшился на -4,8 процентных пункта и составляет 22,9 % в общем объеме отгрузки. Падение объема экспортной отгрузки связано с введением в РФ “контрафактной” продукции. В настоящее время осуществляется перерегистрация названий, что является длительным процессом. Что касается удельного веса экспортной продукции в высокоразвитые промышленные страны, то удельный вес увеличился на 0,8 процентных пункта и составляет 4,2 % в 2007 году.

Удельный вес продукции в соответствии с мировыми стандартами составляет 100 % за 2006 и 2007 годы.

Удельный вес забракованной продукции в 2007 году уменьшился на -0,0012 процентных пункта и составляет 0,0008 % в общем объеме продукции.

СП ОАО "Спартак" занимает лидирующее положение в своей отрасли, а выпускаемая им продукция пользуется заслуженным признанием на рынках Республики Беларусь, России, Латвии, Англии, Германии, США, Израиля.

На предприятии постоянно ведется работа по освоению новой продукции, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой, разработке оригинального дизайна и освоению новых видов современных упаковочных материалов.

СП ОАО "Спартак", руководствуясь в своей деятельности принципом обеспечения максимальной эффективности удовлетворения требований потребителей, использует все необходимые ресурсы и многолетний опыт работы для выпуска безопасной, экологически чистой и конкурентоспособной продукции с наилучшими потребительскими свойствами.

Основополагающий принцип деятельности СП ОАО "Спартак": "Гарантия выпуска качественной, безопасной и экологически чистой продукции".

 

    1. Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров

 

На СП  ОАО «Спартак» за   2006 год  произвели 27 622   тонн  кондитерских изделий, из них в завертке 12 228   тонн, в расфасовке  -  10 356   тонн, в том числе в коробках – 2 630  тонн.

Для  внешнего оформления, завертки кондитерских изделий использовались следующие виды этикеточной продукции: каурекс, флау-пак, каурекс турецкий,  бумага парафинированная,  фольга.

С начала 2007 года СП ОАО «Спартак» освоило только 20 наименований новых сортов  кондитерских изделий. Перечень освоенных и планируемых сортов включает  следующие наименования:

Освоенные новые сорта только за  2006 год:

-  Конфеты «Стюардесса», «Настенька», «Чаравница», «Каприз», «Веселый гном», «Лесной гном»,  подарочный набор- «Спадчына Беларуси» ; «Батончик с фруктозой- ореховый», «Айсберг с фруктозой» «Айсберг с фруктозой» - ореховый, «Айсберг с фруктозой» -вафельный ; «Метеорит на арахисе» ; карамель - «Рябиновый хит» , «Апельсиновый хит» , «Абрикосовый хит» ; печенье – «Дуэт» , вафельный батончик – «Спартак с фруктозой», пироженое «Мальвина», конфеты «Белочка лесная».

Сорта продолжающие считаться новыми в анализируемом периоде:

- Конфеты - «Трюффи», «Трюффи» кофейные, «Трюффи» ванильные - весовые и расфасованные по 200 гр., «Кокосовый карнавал», «Отрада», «Сюрприз»;

- Наборы  конфет «Волшебная полянка», «Волшебный сад», «Визави», «Виват», «Рябина заспиртованная в шоколаде»;

-  Вафельный  батончик  «Шторм»;

-  Вафли «Чунга-Чанга», «Летние» ;

- Карамель- «Абрикосовый хит», «Апельсиновый хит», «Лимонный хит», «Рябиновый хит», «Десертная со сливками», «Озорная вишня» ;

- Печенье «Весенняя рапсодия» с арахисом, «Весенняя рапсодия » с кунжутом, «Летняя рапсодия» с арахисом,  «Летняя рапсодия» с кунжутом, «Летняя рапсодия», «Вкус лета» с цукатами, «Вкус лета» с карамелью, «Вкус лета» с корицей, «Вкус лета» с кофе, «Антошка»- топленое молоко, «Антошка»- сливки, «Антошка»- сгущенное молоко, «Буренушка» вкус –топленое молоко, «Буренушка» вкус- сливки;

- Шоколад «Наградной», серия шоколада с крупными добавками: «Спартак » с арахисом, «Спартак» с кешью, «Спартак» с цельным фундуком, «Спартак» с цельным миндалем, «Спартак» с изюмом.

Всего  за   2006 год выпущено продукции освоенных только в текущем году новых сортов  324,5 тонн.

 Ассортимент за  2006 год состоял  из   436    наименований  кондитерских изделий. Количество  наименований по цехам представлено  в таблице 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1 - Количество наименований кондитерских  изделий СП ОАО «Спартак»  за    2006 год

 

Наименование  цеха

Количество

выпущенных

наименований

Наименование  цеха

Количество

выпущенных

наименований

Карамельный  цех- карамель

       69

Бисквитный цех

      87

-леденцовая

24

Печенье

81

-с фруктово-ягодная

19

- затяжное

18

-с молочными начинками

7

- сахарное

40

-с марципановыми и орех. начинками

8

- сдобное

23

-с масляными и сбивными начинками

1

Торты и пирожные

6

-с ликерными начинками

10

   

Конфетно-шоколадный цех

177

Вафельный цех

40

конфеты глазированные шоколадом

123

конфеты

11

-с лик-молочными и фрукт. корпусами

9

Вафли

24

-с кремовыми и сбивными корпусами

22

    в том числе:

 

- пралиново-вафельные

17

- с жировыми начинками

18

- ШПФ

29

- с фрукт. начинками

1

-с грильяжными корпусами

6

- вафельные  батончики

5

-с комбинированными корпусами

2

Торты и пирожные

5

- ассорти

10

   

- наборы конфет

21

Новогодние подарки

63

- конфеты диабетические

5

   

- фрукты в шоколаде

2

   

конфеты неглазированные шоколадом

7

   

Шоколад

41

   

Торты и пирожные

6

   

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции