Анализ ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики целью любого производства является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое существование. Следовательно, на каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т. п. для их устранения. Следует выявлять и включать в работу предприятия резервы производства, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Теоретическая часть. Анализ ассортимента и качества продукции.….…5
1.1 Анализ ассортимента продукции……………………………….…5
1.2 Анализ качества продукции …………………………………….…7
2. Аналитическая часть. Финансовый анализ ЗАО «Архангельский
текстильный комбинат»………….……………….……………………….…12
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………...….….12
2.2 Анализ активного капитала ...………………………………….….15
2.3 Анализ пассивного капитала ……………………………………...20
2.4 Анализ финансового состояния предприятия …………………....23
2.5 Комплексная оценка состояния ЗАО «Архангельский
текстильный комбинат»……… ………………….………………….....26
Заключение…………………………………………………………………......29
Список использованной литературы………...………………………………..30
Приложения………………………………………………………………….....31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая АХД.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

 

Сибирский федеральный  университет

Хакасский технический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Сибирский федеральный университет»

 

 

 

Кафедра «Экономика и  менеджмент»

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: «Анализ и диагностика хозяйственной

деятельности предприятия»

 

Тема: «Анализ  ассортимента и качества продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 79-1

Марсавина А.Е.

 

Проверила:

Йоцене М.А.

 

 

 

 

 

Абакан - 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….….3

1. Теоретическая часть. Анализ ассортимента и качества продукции.….…5

1.1  Анализ ассортимента продукции……………………………….…5

          1.2 Анализ качества продукции …………………………………….…7

2. Аналитическая часть. Финансовый анализ ЗАО «Архангельский

 текстильный комбинат»………….……………….……………………….…12

  2.1 Краткая характеристика предприятия……………………...….….12      

          2.2 Анализ активного капитала ...………………………………….….15

2.3 Анализ пассивного капитала ……………………………………...20         2.4 Анализ финансового состояния предприятия …………………....23

2.5 Комплексная оценка состояния ЗАО «Архангельский

текстильный комбинат»……… ………………….………………….....26

Заключение…………………………………………………………………......29

Список использованной литературы………...………………………………..30

Приложения………………………………………………………………….....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  целью любого производства является получение максимально возможной  прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое существование. Следовательно, на каждом предприятии необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, непроизводительных потерь, неразумного вложения средств и т. п. для их устранения. Следует выявлять и включать в работу предприятия резервы производства, рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств.

Поэтому в настоящее  время значительно возрастает роль анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности предприятий, поиск и вовлечение в производство неиспользуемых резервов.

Целью курсовой работы является применение теоретических знаний на практике, проведя  анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, который  позволит не только оценить финансовое состояние предприятия, но и постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.

Исходя из поставленных целей, можно  сформулировать задачи:

1) Освоить методику анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2) Произвести анализ финансового - хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности необходим на любом  предприятии - государственном, совместном, акционерном, подрядном или основанном на иной форме собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Теоретическая часть. Анализ ассортимента и качества продукции

1.1 Анализ ассортимента  продукции

 

Необходимым элементом  аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска  продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана  по ассортименту рассмотрим на примере табл.1.1.

Таблица 1.1

Выполнение плана по ассортименту

Изделие

ТП в план. ценах, 

тыс. руб.

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана  по ассортименту, тыс. руб.

План.

Факт.

А

28800

25200

87,5

25200

В

33600

33264

99,0

33264

С

19200

23176

120,7

19200

Итого:

81600

81640

100,049

77664


Оценка выполнения плана  по ассортименту может производиться: 
· по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%); 
· по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%); 
· по способу среднего процента по формуле ВПа = ВП/ВПх 100%, 
       где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; 
       ВП– сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; 
      ВП- плановый выпуск продукции.

      Для нашего примера ВПа = 77664/81600 х 100% = 95,2%.

       При  этом изделия, выпускаемые сверх  плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемому примеру не выполнен.

       Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

       Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. 
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции  дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

 

 

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода). 

 

1.2 Анализ качества продукции

 

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят: 
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; 
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; 
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; 
- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т. д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. 

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции  является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

;


 
.

где: Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; 
        С0, С– себестоимость изделия до и после изменения качества; 
        VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; 
        РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем  качества продукции является брак.

Брак делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет  к росту себестоимости продукции  и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Пример.

1. Себестоимость забракованной  продукции - 500 тыс. руб. 
2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб. 
3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб. 
4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб. 
5. Потери от брака – 420 тыс. руб.

Для определения потерь продукции нужно знать фактический  уровень рентабельности.

Пусть для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 84168 тыс. руб.

Тогда фактический уровень  рентабельности:

(104300 - 84168)/ 84168 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции: 420 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль качества как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий для выпуска продукции высокого качества.

Техническому контролю отводится заслуженно большая роль в современном производстве и  управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов  контроля, используемых видов, методов  и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Эффективная система  контроля позволяет в большинстве  случаев осуществлять своевременное  и целенаправленное воздействие  на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества продукции