Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.
Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.
Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5
1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5
1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14
1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16

2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26
2.1 Технико-экономическая характеристика организации……………………26
2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32
2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Костейко 1.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета, контроля и  
анализа хозяйственной деятельности

 

 

 

 

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

(на примере СП ОАО  «Спартак»)

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель,

студентка группы МЭ – 41                     Костейко Янина Александровна

                                                        подпись

 

Научный руководитель,

ассистент                                                       Бова Инна Александровна

                                                       подпись

 

 

 

 

                           

 

 

Гомель 2008

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5

1.1 Понятие экспортной продукции  и государственное регулирование  экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5

1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14

1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16

 

2  АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26

2.1 Технико-экономическая характеристика  организации……………………26

2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32

2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…..59

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Качество и все вопросы с ним связанные очень актуальны в настоящее время. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.

В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е гг. XX в. требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат.

Качество продукции и ее безопасность являются обязательными условиями при поставке продукции на рынки большинства государств.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является сегодня наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Проблема обеспечения и повышения качества решается не только на уровне предприятий и отраслей, но и на уровне государства, особенно в настоящее время. Сегодня, чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции, необходимо ориентироваться на качество и инновации. Именно качество является одним из ключевых факторов, влияющих на динамичное развитие экономики любой страны, ее престиж на международной арене, а также на решение задач по повышению жизненного уровня каждого человека.

Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.

Объектом исследования является  СП ОАО «Спартак».

Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.

Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.

Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».

 

Задачи курсовой работы:

            - изучить, как решается проблема повышения качества продукции в современных рыночных условиях хозяйствования;

            - проанализировать основные показатели деятельности СП ОАО “Спартак”;

             - изучить систему управления качеством предприятия, ее структуру и механизм функционирования;

            - оценить уровень качества и конкурентоспособности продукции СП ОАО “Спартак”;

           - рассмотреть пути повышения  качества и конкурентоспособности  продукции СП ОАО “Спартак”.

В процессе работы над курсовой работой использовались научная литература, данные периодической печати, а также материалы, предоставленные СП ОАО «Спартак» за 2006-2007 годы.

Среди наиболее значимых литературных источников, которые использовались для написания курсовой работы, хотелось бы отметить учебные пособия Елисеевой Т.П. «Экономический анализ хозяйственной деятельности» и учебник под общей редакцией Стражева В.И. «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности». Для осуществления расчётов показателей качества и конкурентоспособности продукции использовались методологические подходы, наиболее подробно описанные в учебнике Бонцевич Н.В. «Управление качеством». Данная работа была написана также на основании данных сети Internet.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Понятие экспортной продукции и государственное

регулирование экспорта в Республике Беларусь

 

 

Торговля исторически и логически является отправным моментом в формировании мировой экономики. Формируя мировой рынок, торговля не оставалась чем-то застывшим. Развившись сама, торговля заложила основы для более зрелых форм внешнеэкономического сотрудничества.

Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена. Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства. По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Исторически внешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами. Сухопутная же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат на ее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров морем.

Внешняя торговля - наиболее развитая форма внешнеэкономической деятельности. Она является удобным и эффективным способом достижения пропорциональности и сбалансированности экономики. Ее определяют как специфический сектор экономики отдельного государства, связанный с реализацией части валового продукта на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке. Внешнеторговая деятельность любой страны является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран [1, с. 118].

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением тенденций глобализации производства, взаимопереплетением национальных экономических структур и воспроизводственных процессов, повышением уровня экономической открытости и взаимозависимости государств [2].

Значение экспорта в глобализированном мире трудно переоценить. Он является источником поступления иностранной валюты, инструментом расширения рынка и способом получения доступа к современным технологиям из других стран. В то же время экспортирование продукции означает участие в жесткой конкурентной борьбе, которая открывает возможность повышения эффективности [3, с. 120].

Определяя роль экспортной деятельности необходимо выделить основные мотивы, побуждающие  экономическую систему  экспортировать свои ресурсы и продукцию:

  • возможность повышения эффективности использования природных ресурсов и преимуществ территориального разделения труда;
  • уменьшение уровня безработицы;
  • повышение конкурентоспособности отраслей промышленности;
  • увеличение притока инвестиций отечественного  и иностранного происхождения;
  • приток валютных ресурсов. Чем выше объем экспорта страны, тем больше возможностей пополнить доходы бюджета. Экспортные производства укрепляют финансово-экономическое положение, обеспечивая приток налогов с предприятий и граждан;
  • улучшение платежного баланса: рост экспорта способствует достижению положительного сальдо баланса;
  • улучшение экономической структуры страны и увеличение возможностей экономического роста.

Значимость экспорта как основы решения проблем конкурентоспособности и поддержания национального производства заметно возросла во второй половине ХХ века.

Наблюдается прямая пропорциональная зависимость между степенью развитости экспортного потенциала и эффективным функционированием всего хозяйственного комплекса. Уровень развития внутренней экономики, как правило, тем выше, чем более мощным экспортным потенциалом обладает государство [3, с. 25].

Превращение Республики Беларусь в суверенный субъект системы мирохозяйственных связей, становление белорусской государственности обусловили потребность создания эффективной экономики, специализирующейся на производстве наиболее выгодных для республики видов продукции и развитии торговых, производственно-технологических, научных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Переход Беларуси к новым экономическим отношениям, кардинальное изменение ее геополитического положения после распада СССР превратили внешнеэкономический фактор развития страны в один из решающих [4, с. 8].

Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса.

В Беларуси, традиционно ориентированной на внешние рынки, удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП превышает 60%, тогда как, например, в Германии и России этот показатель составляет 35%, Украине – 56, Литве – 54, Польше – 28 процентов. Доля экспорта товаров в ВВП увеличилась с 45% в 1995 году до 62% в 2007 году. Такой масштаб вовлечения во внешнеэкономические связи вполне закономерен, так как Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом, а небольшие размеры страны порождают экспортоориентированную структуру экономики [3, с. 25 – 28; 5].

Внешняя торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь. Беларусь активно участвует в процессах интернационализации мирового хозяйства, реализуя через сферу внешней торговли значительную часть производимой продукции. Если принять в качестве условного критерия открытости экономики отношение товарооборота внешней торговли к валовому внутреннему продукту страны (ВВП), то по данному показателю республика значительно опережает большинство промышленно развитых стран мира [3, с. 34].

Наблюдается тенденция укрепления внешнеэкономического положения Беларуси, о чем свидетельствует динамичный рост внешнеторгового оборота, который в период с 2000 по 2007 годы возрос на 36824 млн. долларов США или 231,9% и в 2007 году составил 52795 млн. долларов, что отражено на рисунке 1.1.1 [6, c. 28; 7].

 

 

Рисунок 1.1.1 –  Динамика внешней торговли Республики Беларусь,

                            млн. долл. США

 

В настоящее время Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 160 странами мира. Основными торговыми партнерами являются Россия, Нидерланды, Великобритания, Украина, Польша, Латвия, Литва, Германия, Китай и  США.

Следует отметить, что за последние 10 лет изменилась географическая структура экспорта товаров. Если в 1995 году экспорт товаров в страны СНГ составлял 63%, а вне СНГ – 37% общего объема, то к  2007 году внешнеторговая ориентация изменилась в сторону роста экспорта в страны вне СНГ. Так,  в 2007г. экспорт в страны СНГ составил 46,1%, вне СНГ – 53,9% [6, c. 28; 8].

Структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта с преобладанием высокой доли готовой продукции. Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам. Основными статьями экспорта являются машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, минеральные продукты, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция легкой промышленности. Номенклатура экспортной продукции Беларуси включает свыше 1000 наименований. Продукция машиностроения совместно с продукцией химической и текстильной промышленности составляют около 60% общего объема экспорта. Экспортируется 90-95% произведенных тракторов и автомобилей, 70-75% металлообрабатывающих станков, 70-80% морозильников и холодильников, 50% телевизоров, 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей, почти все произведенные шины и мотоциклы. Товарная структура экспорта отражена в таблице 1.1.1.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции