Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, тема курсовой работы “Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции” актуальна на данном этапе экономического развития Республики Беларусь.
Объектом исследования является СП ОАО «Спартак».
Предметом исследования выступает качество и конкурентоспособность продукции.
Методы исследования: синтез, экономический анализ, статистический анализ, сравнение, логический метод.
Основной целью написания курсовой работы является изучение и выбор направлений совершенствования качества и конкурентоспособности продукции на СП ОАО «Спартак».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ……….…...5
1.1 Понятие экспортной продукции и государственное регулирование экспорта в Республике Беларусь………………………………………..………..5
1.2 Задачи и информационная база анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции……………………………....14
1.3 Методика анализа качества и конкурентоспособности экспортной продукции ………………………………………………………………..............16

2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”……………………………………..26
2.1 Технико-экономическая характеристика организации……………………26
2.2 Анализ показателей качества………………………………………….........32
2.3 Оценка конкурентоспособности экспортируемых товаров………...…….39

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО “СПАРТАК”…….……............51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….….…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Костейко 1.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Решение поставленных задач достигается путем:

- проведения глубокого  экономического анализа деятельности  предприятия и маркетинговых исследований рынков продаж, возможностей поставщиков и конкурентов;

- увеличения объема и расширения  ассортимента выпускаемой продукции;

- применения современных методов  управления качеством, соответствующих требованиям СТБ ИСО 9001;

- внедрения и функционирования  системы управления качеством на основе принципов НАССР;

- управления опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции;

- постоянного совершенствования  технологии, внедрения нового оборудования;

- внедрения автоматизации, механизации  технологических процессов, сокращения использования ручного труда при изготовлении продукции;

- разработки оригинального дизайна  и освоения новых видов современных упаковочных материалов;

- целенаправленного профессионального  обучения работников;

- оснащения предприятия природоохранным, ресурсосберегающим оборудованием и коммуникациями;

- заботы об оздоровлении, отдыхе  работников, обеспечении безопасных  условий труда.

Для повышения конкурентоспособности мы предлагаем:

  1. Расширение  ассортимента вырабатываемых изделий и внедрение новых технологий за счет:
  • разработки и внедрения в производство новых сортов,
  • снижение калорийности выпускаемых изделий,
  • внедрение новых видов сырья,
  • проведения испытаний и создание новой нормативной документации на продукцию с целью увеличения сроков годности.
  1. Улучшение качества и оформления выпускаемой продукции за счет:
  • совершенствования переработки какао-бобов,
  • освоение технологии применения пищевых добавок, стабилизирующих качество готовой продукции,
  • разработка фирменного стиля оформления продукции,
  • применение современных методов управления качеством за счет сертификации системы качества в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9002,
  • использование новых видов упаковки,
  • за счет современных упаковочных материалов.

По поддержанию уровня экспорта и сокращению отрицательного сальдо внешнеторгового баланса необходимо проводить:

  • постоянное  обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
  • расширение географии отгрузок в  Европу, США, Германию, Израиль,  Азербайджан, Грузию, Грецию, Туркменистан;
  • участие в престижных выставках, как в Российской Федерации, так и в странах дальнего зарубежья, с целью  наработки деловых связей и увеличение продаж на экспорт;
  • освоение технологии применения пищевых добавок, стабилизирующих качество готовой продукции;

  - использование новых видов упаковочных материалов, типов             упаковки и тары.

Необходимо проводить политику продаж и реализовывать концепцию развития заказчиков по Республике Беларусь:

  • Проведение промо-акций отделом рекламы и маркетинга на территории РБ,
  • Проведение  рекламной компании, по продвижению шоколада и шоколада с начинками, с розыгрышем призов для потребителей.

По Гомельской области:

  • Поддержка фирменной сети рекламными мероприятиями,
  • Расширение фирменной сети за счет создания фирменных секций,
  • Проведение рекламной компании совместно с РТЦ РУП «Телерадиокомпания Гомель».

По экспорту:

  • Поиск новых клиентов при участии  в выставках,
  • Продвижение брэнда в сетях Интернет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотрев проблемы управления качеством и современные подходы к их решению, можно сделать следующие выводы.

Качество как объект управления представляет собой сложную многоаспектную систему. Оно определяется специфическими показателями и характеристиками, которыми необходимо управлять для того, чтобы удовлетворять растущие запросы потребителей, обеспечивая успех своего предприятия на рынках сбыта.

В процессе развития мировой экономики роль качества продуктов труда непрерывно возрастает. Сегодня на большинстве рынков ситуация складывается таким образом, что если у организации нет нужного потребителю качества, то можно считать, что у нее нет никаких аргументов в споре с конкурентами за рынки сбыта.

При этом в конкурентной борьбе все большее значение приобретает функциональное качество. Это требует внедрять новые системы менеджмента качества. Системы менеджмента качества все в большей степени интегрируются с системой управления организацией. Высокое качество становится тем фактором, который объединяет подразделения организаций, связывает их единой целью, разрушая барьеры между ними.

Становится все более очевидными, что для успешного развития отечественной экономики нашим товаропроизводителям, всем уровням государственного и общественного управления следует принять новый «образ мышления в области качества». Необходимо осознать, что сегодня для процветания нашей страны нет никаких реальных путей, кроме того, при котором на первое место в стратегии развития экономики будет поставлены цели достижения высокого качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

На СП ОАО «Спартак» особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества и безопасности выпускаемой продукции, а также охране окружающей среды. Подтверждением этому является разработка, введение в действие и сертификация следующих систем:

- система менеджмента качества на основе стандарта ИСО 9001;

- система качества на основе  принципов НАССР;

- система управления окружающей  средой на основе стандарта  ИСО 14001.

Важную роль при производстве безопасных и качественных кондитерских изделий играет хорошо отлаженный процесс контроля (особенно входного).

Обобщая информацию, представленную в третьей главе курсовой  работы, можно предложить следующие направления совершенствования качества и номенклатуры кондитерских изделий, выпускаемых СП ОАО «Спартак»:

- фабрике следует продолжать  увеличивать долю шоколада в  структуре выпускаемой продукции, так как именно эта номенклатурная  группа кондитерских изделий пользуется повышенным спросом среди потребителей сладостей. При этом в больших объемах необходимо выпускать молочный шоколад и шоколад с добавками;

- основываясь на том, что основу  структуры продукции предприятия  составляет карамель, следует сделать процесс ее производства более рациональным с экономической точки зрения и безопасным с точки зрения поддержания качества на высоком уровне;

- учитывая, что упаковка оказывает  немаловажное влияние на качество  и сохранность кондитерских изделий, было рекомендовано в вафельном  цехе полностью перейти на  упаковку вафель в современный  упаковочный материал – флоу-пак. Годовая экономия при реализации данного мероприятия составит 79,63 млн руб., чистый дисконтированный доход – 709,14 млн руб.

Оценка исследуемого предприятия позволила сделать следующие выводы. Совместное предприятие  открытое акционерное общество   «Спартак» является  старейшим  и  крупнейшим  в  Беларуси  производителем  кондитерских изделий, одним из лидеров в своей отрасли. Период с 2004 года по 2006 характеризуется снижением объемов производства в натуральном выражении. Так, объем производства в 2006 году составил 27622 тонны, что на 5125 тонн меньше, чем в 2004 году. На фоне снижения объемов производства в 2006 году отмечается рост основных экономических показателей. Прибыль предприятия увеличилась на 7416 млн. руб. и в 2006 году составила 10524 млн. руб.,  рентабельность продаж увеличилась на 6 процентных пункта и составила 10,2%.  Рентабельность производства в 2006 году составила 10,4%, что на 7,3 процентных пункта уровня 2005 года. Рост показателей объясняется ростом цен на кондитерские изделия, а также грамотной производственной и сбытовой политикой.

Основными рынками сбыта предприятия в 2006 году определены Республика Беларусь – 72,3% объема продаж и Российская Федерация – 26,2%. Основными партнерами кроме Российской Федерации, являются  США, Азербайджан, Израиль и Германия. При этом удельный вес экспорта в страны дальнего зарубежья невелик. В 2006 году он составлял 1,5%.

В 2006 году объемы экспорта снизились как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В 2005 году на экспорт было отгружено 8383 тонны продукции на сумму 8526 тыс. долл. США,  а в 2006 – 7531 на сумму 8507 тыс. долл. США. Удельный вес экспорта 2006 году снизился по сравнению с 2005 на 1,4 процентных пункта и составил 27,6%.

Проанализировав показатели качества можно сделать следующий вывод. Удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства составляет 100% на 2006 и 2007 годы. Продукция высокого качества обладает повышенными биологическими свойствами, оптимальной калорийностью, выпускается в улучшенном оформлении, пользуется повышенным спросом. Удельный вес новых сортов в 2007 году увеличилась на 0,3 процентных пункта и составляет 5,3 %.

Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции составляет 99,4 % за 2006 и 2007 годы. Удельный вес экспортной продукции в 2007 году уменьшился на -4,8 процентных пункта и составляет 22,9 % в общем объеме отгрузки. Падение объема экспортной отгрузки связано с введением в РФ “контрафактной” продукции. В настоящее время осуществляется перерегистрация названий, что является длительным процессом. Что касается удельного веса экспортной продукции в высокоразвитые промышленные страны, то удельный вес увеличился на 0,8 процентных пункта и составляет 4,2 % в 2007 году.

Удельный вес продукции в соответствии с мировыми стандартами составляет 100 % за 2006 и 2007 годы.

Удельный вес забракованной продукции в 2007 году уменьшился на -0,0012 процентных пункта и составляет 0,0008 % в общем объеме продукции.

Рассчитав показатели конкурентоспособности мы получили: уровень конкурентоспособности продукции предприятия равен 0,56 $ США; реальный уровень конкурентоспособности производства продукции равен 2,23 $ США; потенциальный уровень конкурентоспособности производства продукции равен 1,25 $ США. Вид продукции? Вывод?

На рынках СНГ предлагается использовать стратегию глубокого проникновения, реализация которой предусматривает совершенствование товаропроводящей сети. На рынках  дальнего зарубежья необходимо реализовывать стратегию проникновения. Целесообразно определить необходимое количество дилеров для насыщения того или иного рынка  и отобрать  наиболее перспективных партнеров для сотрудничества. Для этого необходимо постоянно контролировать деятельность каждого  канала, через который осуществляется сбыт, и регулярно проводить сравнительную оценку их коммерческих результатов между собой и относительно установленных плановых показателей.

Для продвижения товаров на внешних рынках предлагается активизировать маркетинговую деятельность в Интернете посредством публикации пресс-релизов  на иностранных сайтах и повышения ссылочной популярности сайта предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Воронкова, О.А. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление [Текст]: учебное пособие / О.А. Воронкова, Е. В. Пузакова. – М.: Экономист, 2006. – 495с.
  2. Давыдова, Л.В. Пути повышения экспортного потенциала предприятий химической промышленности [Текст] / Л.В. Давыдова // Экономический бюллетень НМЭИ Министерства экономики РБ. -2007. - №1. – С. 22– 29.
  3. Решетникова, В. Развитие экспортного потенциала [Текст] / В. Решетникова  // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2005. - №6. – С. 25– 30.
  4. Давыденко, Е.Л. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь [Текст] / Е.Л. Давыденко, В.С. Матюшевский – Мн.: « Армита – Маркетинг, Менеджмент», 1998. – 110с.
  5. Национальные счета  [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 29.11.2008.
  6. Моторина, О.И. Совершенствование механизма стимулирования экспорта Республики Беларусь с учетом зарубежного опыта [Текст] / О.И. Моторина  // Экономический бюллетень НМЭИ Министерства экономики РБ. -2007.  –  №3. – С. 17– 25.
  7. Информация о видах расчетов по экспорту-импорту товаров за 2007 год [электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 30.11.2008.
  8. Внешняя торговля товарами в Республике Беларусь в 2007 году [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mfa.gov.by. – Дата доступа: 30.11.2008.
  9. Медведев, В. Экспортная стратегия: оптимизм и  реализм [Текст] / В. Медведев // Экономика Беларуси. -  2006. - №2. -  С.48-54.
  10. Функ, Я.И. Внешнеторовая деятельность субектов хозяйствовании [Текст]: учебное пособие / Я.И. Функ, В.В Хвалей. – М.: LFT book, 1992. – 61 с.
  11. Национальная программа развития экспорта [электронный ресурс] / Режим доступа: http://naviny.by. – Дата доступа: 14.11.2008.
  12. О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами: Закон Республики Беларусь № 346-З  от 25 ноября 2004 года [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 24.11.2008.
  13. Банк данных БИЗНЕС. Внешнеэкономическая деятельность [электронный ресурс]  / Режим доступа:  http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.11.2008.
  14. Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности [Текст]: учебник / В.И. Стражев [и др.]; под общей ред. В.И.Стражева. – Мн.: Выш. шк., 2005.-302с.

Информация о работе Анализ качества и конкурентоспособности экспортной продукции