Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание

Введение
Глава 1
Сущность фонда социального страхования Российской Федерации.
1.1 История появления и развития системы социального страхования в России
1.2 Правовое положение фонда социального страхования Российской Федерации
1.3 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации
Глава 2
Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 год.
2.1. Общие положения
2.2 Общая характеристика проекта Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
2.3 Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
2.4 Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
2.5 Межбюджетные трансферты
2.6 Источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
2.7 Вывод
Глава 3
Проблемы фондов социального страхования и пути их решения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 89.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖИНИЕ

 

Введение

Глава 1

Сущность фонда социального страхования Российской Федерации.

1.1 История появления и развития системы социального страхования в России

1.2 Правовое положение фонда социального страхования Российской Федерации

1.3 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации

Глава 2

Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 год.

2.1. Общие положения

2.2 Общая характеристика проекта Федерального закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

2.3 Доходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

2.4 Расходы проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

2.5 Межбюджетные трансферты

2.6 Источники финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

2.7 Вывод

Глава 3

Проблемы фондов социального страхования и пути их решения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе рассматривается «Фонд социального страхования в Российской Федерации и перспективы его развития»

Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом причин:

 

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства – главная причина беспокойства каждого собственника имущества  и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он бы был вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно разорительно.

Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных ситуаций и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей.

При этом, чем больше хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на долю одного хозяйства.  Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось  не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является  изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых  групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а так же за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

Трудоспособное население в своем большинстве – работники по найму, и заработная плата – их  единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда на развитие «человеческого капитала» и в итоге способствуют стабилизации общества. Из этого следует, что данная тема весьма актуальна, особенно во время отсутствия стабильности в государстве. Однако, несмотря на кризис, Фонд социального страхования продолжает выполнять свои обязательства в полном объеме. Это подтвердило руководство фонда на заседании правления. Основной источник его пополнения – отчисления предприятий, а также инвестиционная деятельность, которую в условиях кризиса пришлось сократить почти на 20 %. Из средств фонда выплачиваются пособия при рождении ребенка и при потере трудоспособности, оплачиваются детский отдых и родовые сертификаты. При этом руководство фонда отмечает, что, несмотря на сокращение бюджета, финансирование всех социально значимых программ будет идти по плану.

Социальные риски существовали и при прежней модели хозяйственной деятельности, но в  значительно в меньших размерах. Централизованно – плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но обеспечила определенные условия общественной жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и социальный риск.

Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит разветвленная система автономных бюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости. 

В законе от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об основах обязательного социального страхования» дано определение социального страхования. Оно сформулировано следующим образом:

«Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

 Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании».

Предметом исследования в данной работе является система социального страхования.

Объектом исследования – становление социального страхования в современных условиях экономическом и социальном развитии России.

Цель работы – показать место и роль социального страхования в обществе.

Для достижения цели формируются следующие задачи:

  • проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;
  • представить основные направления реформирования основного звена социального страхования;
  • показать практику организации социального страхования.

Задачей этой работы:

  • рассмотрение сущности понятия социального страхования, его функции в обществе;
  • изучение воплощения теоретических знаний на практике ФСС, его особенности и роль;
  • выявление отличия и сходства между различными формами социального страхования.

Предмет изучения курсовой – социальное страхования в целом, во всем многообразии форм его проявления.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ, систематизация, экономико-статистический и др.

Во введении показывается актуальность темы, цели и задачи, способствующие её раскрытию, уточняются предмет и объект проводимого исследования. Кроме того во введении перечисляются источники полученной информации, и дается краткое содержание всех составных частей работы.

 В первой главе «Сущность фонда социального страхования Российской Федерации» раскрывается история появления и развития системы социального страхования в России, правовое положение фонда социального страхования Российской Федерации, а так же Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации.

Во второй главе «Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2015 год» рассматривает Федеральный закон от 3 декабря 2012 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Здесь показывается прогнозируемый общий объем доходов и расходов бюджета  Фонда.

Третья глава включает в себя информацию проблемы фондов социального страхования и пути их решения.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по изучаемому явлению, определяются возможные причины проблем в изучаемом явлении и пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

 

Сущность фонда социального страхования

Российской Федерации.

 

    1. История появления и развития системы социального страхования в России

Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия. В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц - в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; пенсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка. Рабочую группу в Государственной Думе, которая занималась подготовкой и согласованием страховых законов, возглавлял барон Е.Е. Тизенгаузен, исповедовавший концепцию необходимости государственного вмешательства в регулирование отношений между работодателем и работниками, включая отношения по обязательному социальному страхованию. По его мнению, противостояние сторон этих отношений могло привести к стихийному взрыву, «который под развалинами существующего строя похоронит все то, что достигло человечество тысячелетней культурой» .

В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части Х1 тома Свода законов Российской Империи. Из четырех разделов Устава один раздел предусматривает виды обеспечения работников промышленных предприятий. В этом разделе первые семь глав содержат нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников, Таким образом, уже на самом первом этапе становления в России системы социального страхования рабочих, обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу «рабочего страхования».

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей .

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например, пособие по временной нетрудоспособности было установлено в размере 100 процентов заработка.

За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории - профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно, либо за 30% стоимости.

Информация о работе Анализ бюджетного фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 год