Правовой режим государственных природных заповедников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.
Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……………………………6
§1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий…….6
§1.2 Состав природно-заповедного фонда……………………………………9
§1.3 Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий…………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ……………...16
§2.1 Государственные природные заповедники……………….…..……..16
§2.2 Особенности правового положения и функционирования государственных природных заповедников……………….……………..21
§2.3 Режим особой охраны заповедников………………...………………26
§2.4 Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников……………………………….……………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..….……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….....37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.Дуниной Е.В..docx

— 95.32 Кб (Скачать файл)

Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми. Остановимся на рассмотрении особого режима использования и охраны заповедников, национальных парков, заказников и иных особо охраняемых природных территорий. Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. Основные из них - экологические, экономические, рекреационные, научные, культурные, служащие целям здравоохранения. Круг интересов общества и государства, которые учитываются при развитии системы особо охраняемых природных территорий и объектов на современном этапе, гораздо шире. Эти интересы в основном обозначаются в законодательстве, регулирующем режим таких территорий.

Одновременно при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение особых общественных интересов. Таким образом, можно выявить следующий перечень, представляющий собой особо охраняемые территории и объекты.

    1. Лечебно-оздоровительные зоны
  1. Заповедники
  1. Рекреационные зоны
  1. Дендрологические парки
  1. Курортные зоны
  1. Санитарные зоны
  1. Защитные зоны
  1. Лечебные зоны
  1. Территории традиционного природопользования
  1. Памятники природы
  1. Национальные и природные парки
  1. Заказники
  1. Пригородные зоны
  1. Редкие растения и животные
  1. Зеленые зоны



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводится новая категория особо охраняемых обладающих специфическим правовым режимом территорий. Размеры их определяются с учетом следующих условий: поддержание достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных; возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования; сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей; сохранения целостности объектов историко-культурного наследия. Границы территорий традиционного природопользования федерального, регионального и местного значения утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.1

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Зеленые зоны городов (в том числе лесопарковые защитные пояса) Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых территорий, но по существу они являются таковыми. Такие зоны выполняют средо-защитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигеническими и рекреационные функции.

Особое место среди объектов природно-заповедного фонда России занимает озеро Байкал и Байкальская природная территория, понятие которой было введено Федеральным законом «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. Это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к нему, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру (например, государственные природные заповедники «Байкало-Ленский», Байкальский, Баргузинский и др.), а также прилегающие к озеру территории шириной до 200 км на запад и на северо-запад от него.На Байкальской природной территории выделяются центральная, буферная зоны и экологическая зона атмосферного влияния.2 Упомянутый закон и ряд постановлений Правительства РФ (например, «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал») устанавливают ограничения и запреты на использование ресурсов Байкальской природной территории.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет природный комплекс как комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками, а природный ландшафт - как территорию, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условия.Часто встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства» (например, в ст. 243 УК РФ). Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.).Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей. По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами (например, музей-усадьба «Архангельское», Государственный мемориальный музей-усадьба А. В. Суворова в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, например парковый комплекс XVII-XVIII вв. и историческая зона Лефортово в Москве).

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. (введена новая категория «историко-культурный заповедник», которая, по мнению специалистов, охватывает понятия «музей-заповедник» и «музей-усадьба». В соответствии с этим законом выделяются особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, многие из которых имеют экологическую составляющую. На конец 2002 г. в их Свод было занесено 62 таких объекта, например Архангельский государственный музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Государственный музей-заповедник «Петергоф», включающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяйственные ландшафты, лесные массивы, водные объекты и т. д.

Памятники общероссийского значения - это, как правило, особо ценные объекты, значимые для социальной и исторической памяти народов России, общепризнанные благодаря своей роли и получившие соответствующий статус. Ряд природных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г., в который по состоянию на 1 января 2002 г. входят по категориям: «культурное наследие» - 554, «природное наследие» -4, «природно-культурное наследие» -23.

Из числа этих природных комплексов в Российской Федерации зарегистрировано 11 культурных объектов и 7 относящихся к природному наследию, в частности «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», представляющий собой огромный ареал - Байкальский регион площадью несколько миллионов гектаров, «Вулканы Камчатки», включающий всемирно известный Кроноцкий заповедник и четыре природных парка, а также один федеральный заказник, «Золотые горы Алтая», «Куршская коса» (в пределах России), Центральный Сихотэ-Алинь, «Западный Кавказ». Природно-заповедный фонд страны составляют (по данным на 31 декабря 2002 г.) 100 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 69 государственных природных заказников федерального и 2854 регионального значения, 36 памятников природы федерального и более 9000 регионального значения, 54 природных парка, 116 лечебно-оздоровительных местностей и курортов, 85 ботанических садов и дендрологических парков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 СОСТАВ ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА

 

Центральное место в системе ООПТ занимает природно-заповедный фонд. Структура природно-заповедного фонда постоянно изменялась и совершенствовалась.

Структура заповедного фонда включает в себя несколько видов объектов, подлежащих особой охране: заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты1. Их объединяет три признака: они государственные, природные и заповедные. В целом и по отдельным частям природно-заповедный фонд является государственной собственностью. Однако, согласно ст. 95 п.2 Земельного Кодекса РФ земли ООПТ «относятся к объектам общенационального состояния в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, и в муниципальной собственности», а также допускается включение в земли ООПТ «территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности» в случаях предусмотренных федеральными законами.2По другому признаку объекты природно-заповедного фонда отличаются от близких к ним по правовому режиму историко-культурных, архитектурных заповедников, памятников садово-паркового искусства, памятников истории и культуры. Однако не эти признаки отличают самобытность природно-заповедного фонда. Особенности природно-заповедного фонда выражаются в наличии признака заповедности. По толковому словарю русского языка оно означает неприкосновенное, запретное, завещаемое. Для режима природно-заповедного фонда характерно проявление признака заповедования в трех его формах: абсолютном, относительном, смешанном.

 Режим абсолютногозаповедования  свойственен природным заповедникам  и памятникам природы, в том  числе живой природы. Он исключает  хозяйственную, рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов, несовместимое с целями заповедования. Такое вмешательство допустимо лишь в строго ограниченных случаях.

Практика называет три:

2. с целью предотвращения вреда природной среде (борьба с пожарами, истребление хищников, угрожающих местной фауне.

3. для организации пассивных экскурсий по специально отведенным тропам, пешеходным маршрутам и так далее.

Согласно Положению о государственном природном заповеднике разрешаются некоторые виды лесных пользований (сбор ягод, грибов, заготовка дров и так далее) для работников заповедника, ушедших на пенсию и проживающих на его территории.1

Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация многочисленных форм заказного режима – государственных природных заказников.

Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных природных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека. Земли, занимаемые объектами природно-заповедного фонда вместе с другими особо охраняемыми природными территориями и объектами в новом земельном законодательстве выделяются в самостоятельную категорию земель, обособленную от других категорий земель земельного фонда, называемую землями природоохранного и природно-заповедного значения.

Особо охраняемые природные территории, входящие в состав Природно-заповедного фонда. Среди ООПТ в первую очередь следует назвать государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. О них будет более подробно рассказано во второй главе.

Информация о работе Правовой режим государственных природных заповедников