Правовой режим государственных природных заповедников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.
Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……………………………6
§1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий…….6
§1.2 Состав природно-заповедного фонда……………………………………9
§1.3 Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий…………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ……………...16
§2.1 Государственные природные заповедники……………….…..……..16
§2.2 Особенности правового положения и функционирования государственных природных заповедников……………….……………..21
§2.3 Режим особой охраны заповедников………………...………………26
§2.4 Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников……………………………….……………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..….……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….....37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.Дуниной Е.В..docx

— 95.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского

Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им.К.Г.Разумовского» в г. Мелеузе

(Республика Башкортостан)

 

Кафедра «Экономика и право»

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Вариант  № 9

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка) Дунина Елена Вадимовна

Шифр зачетной книжки ________219______

Курс, форма обучения_  3____  заочное____

                                                                                    Направление 030900  «Юриспруденция»   

                                                                                    Подпись студента______________________

 

Проверил(а) ___________________________

______________________________________

(указывается ученая степень, ученое  звание,

должность преподавателя, ФИО)

Оценка  ______________________________

                                                                                      Дата  «___» ___________________ 20___ г.

       Подпись преподавателя _________________

 

 

 

Мелеуз – 2013 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………...3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……………………………6

§1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий…….6

§1.2 Состав природно-заповедного фонда……………………………………9

§1.3Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий…………13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ……………...16

§2.1 Государственные природные заповедники……………….…..……..16

§2.2Особенности правового положения и функционирования государственных природных заповедников……………….……………..21

§2.3 Режим особой охраны заповедников………………...………………26

§2.4Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников……………………………….……………..…..…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..….……...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей контрольной работы – «Правовой режим государственных природных заповедников».

Актуальность выбранной темы в том, что в последнее время этой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания, и данная тенденция проявляется, прежде всего, в выходящей в последние годы юридической литературе. Экологическое право закрепляет и регулирует основные отношения в сфере жизнедеятельности человека на земле. Основными формами использования природы человеком является потребление природных ресурсов, охрана среды обитания. Экологическое право носит гуманитарный характер и имеет общечеловеческое значение. Заповедники особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств. Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. В этом главная задача охраны природы сегодня.

Наблюдаемое в настоящее время уменьшение биологического разнообразия является в значительной степени результатом деятельности человека и представляет серьезную угрозу для развития человечества. Одним из средств сохранения биологического разнообразия нашей планеты являются особо охраняемые природные территории и объекты (далее - ООПТ) Под биологическим разнообразием понимается разнообразие всех форм жизни - растений, животных, микроорганизмов, составляющих их генов, и экологических систем, в которые они включены как отдельные компоненты. Биологическое разнообразие не статично и постоянно меняется. Оно сформировалось как результат генетических изменений и эволюционных процессов. В настоящее время биоразнообразие сокращается по причине деградации сред обитания, уменьшения численности отдельных популяций и вымирания видов. Также существует косвенная связь между неразумным отношением человека к природе и его социальными болезнями. Потребительная деятельность человека, выражающаяся в хищническом отношении к окружающей природной среде, может поставить под вопрос существование данной человеческой цивилизации. В принципе, за каждую человеческую «победу» природа нам мстит, зачастую опрокидывая человеческие расчеты. Подобные «победы» над природой часто имеют непредвиденные последствия и даже прямо противоположные результаты. Значит, для жизни на планете Земля просто необходима, во-первых, охрана окружающей человека природной среды всеми и повсеместно и, во-вторых, охрана окружающей природы на планете Земля в целом всем человечеством. Хотя природа, как объективно сложившаяся экосистема, имеет способность к саморегуляции (самовосстановлению), хозяйственная деятельность человека неизбежно ведет к повсеместному экологическому кризису. Это объясняется, во-первых, масштабами технологической деятельности человека, во-вторых, неспособностью человека создать не только безотходную технологию, но даже малоотходную, способную уменьшить вред природе, в-третьих, нежеланием и неспособностью большинства людей понять масштабы реальной опасности гибели цивилизации. В силу этого государство обязано выполнять (обеспечивать) экологическую функцию. Разумеется, трудно установить прямую связь между хищническим потреблением природных ресурсов и негативными социальными процессами в обществе, пандемиями и стихийными катаклизмами. Следует отметить, что неравномерно развитые государства мира по отношению к природе в разной мере способны реально обеспечивать свою экологическую функцию, т.е. правовое регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человеческого общества и «природы».

Основная задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение. Это тот драгоценный генетический фонд, который может оказаться крайне необходимым человечеству.

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.

Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

 

правовой заповедник охраняемый

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

1.1 Понятие и  система особо охраняемых природных  территорий

 

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. В статье 42 Конституции РФ предусмотрено право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, основанное на принципиальном положении, что человек есть высшая ценность, что каждый имеет право на жизнь. Это право предполагает благоприятную окружающую природную среду и охрану от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного авариями, катастрофами, иной деятельностью человека, включая хозяйственную, чаще всего антропогенного характера, а также право на получение достоверной информацию о состоянии биосферы, право на возмещение ущерба причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением или стихийными катаклизмами.1Это право гарантируется государством путем планирования и нормирования качества окружающей природной среды, мерами по предупреждению и ликвидации последствий экологически вредной деятельности, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения и иных вредных воздействий на «природу», привлечением к различным видам юридической ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

Несколько лет назад «особо охраняемые природные территории не употреблялся ни в специальной литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства.

Понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий раскрывается как система, состоящая из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли. По мнению автора работы, наиболее точное и в большей степени юридическое раскрытие термина «особо охраняемые территории», выводятся элементы системы «особо охраняемых территорий» непосредственно из Земельного Кодекса РФ и Закона РФ «Об охране природной среды» - «… все земли, связанные с особой охраной территории, получают название – особо охраняемые земли». В разделе VI Земельного Кодекса РФ говорится о землях природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В ст. 94-99 Земельного Кодекса даются общие положения касательно каждого из видов особо охраняемых территорий.1

В экологическом праве существует понятие экологическая система. Во-первых, это естественные (нетронутая природа), т.е. область активной биологический жизни, она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы Земли. Здесь все живые организмы естественно взаимосвязаны между собой и средой их обитания; во-вторых, модифицированные («обработанная природа»), т.е. измененная человеком природная среда его обитания, носящая системный характер функционирования; в-третьих, трансформированные человеком (превращенная природа), т.е. преобразованная среда жизни человека в процессе его хозяйственной (и иной) деятельности на «лоне природы». Естественные экологические системы, где в первую очередь охраняются (заповедники, заказники, национальные парки) и лишь косвенно используются. Вторые и третьи виды экологических систем, в первую очередь, используются и соответственно охраняются правом в разной степени. В силу этого правовая охрана природы бывает комплексная, т.е. осуществляемая в отношении всей природной среды и ресурсовая, по отношению к отдельным ее компонентам (охрана почвы, воды, лесов, недр, редких животных и т.д.). Такую правовую охрану природы обычно называют правовой охраной по объему осуществляемых мероприятий.

Одной из центральных проблем выживания человечества в современной биосфере является сохранение биологического разнообразия, что невозможно без создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Каждая экосистема и биосфера в целом представляет собой совокупность такого количества взаимосвязей между входящими в нее миллионами и миллиардами растительных и животных организмов и окружающими их элементами неживой природы, что даже при современном быстродействии вычислительной техники не хватит всей истории человечества, чтобы эти связи исследовать. И вся эта сложнейшая система находится в динамическом равновесии, т. е. медленно развивается под воздействием внутренних и внешних процессов, сохраняя качественные характеристики более-менее неизменными на достаточно (для приспособляемости отдельных видов) длительные сроки. Если же по каким-либо причинам происходит резкое нарушение этих взаимосвязей или эволюционные процессы приводят к накоплению значительного количества изменений, то биосфера переходит в иное качественное состояние. Это не означает ее гибели, но приводит к гибели значительной части населяющих ее видов и, прежде всего, доминантов, слишком активная деятельность, которых привела к возмущению системы. Так было с прокариотами и динозаврами, так может быть и с человеком. Осознание того, что, во-первых, человек всецело зависит от благополучия того эволюционного состояния системы в целом, в котором он возник и развивался, и даже небольшое изменение ее климатических и биохимических характеристик гибельно для него. Степень устойчивости человеческого организма к изменению тех или иных факторов (например, уровню радиации) значительно меньше, чем у скорпионов, тараканов, черепах и некоторых других организмов. Во-вторых, для сохранения необходимого экологического равновесия требуется, прежде всего, сохранить максимальное биологическое разнообразие.

В России сосредоточена большая часть слабонарушенных экосистем (благодаря наличию громадных неосвоенных территорий), в том числе 26% лесов планеты. Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить виды особо охраняемых территорий:

  1. административные (военные и оборонные объекты, режимные зоны органов внутренних дел, пригородные зоны) - историко-культурные (памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства, историко-культурные заповедники и другие);
  2. особо охраняемые природные территории в собственном смысле (участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и нуждающееся в самостоятельной охране от воздействия антропогенной функции.).

Информация о работе Правовой режим государственных природных заповедников