Государственно-правовой режим: понятие виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучению государственного (политического) режима.
Исходя из поставленной цели я сформулировал следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государственно - правового режима;
2) изучить демократический государственно – правовой режим: понятие и особенности;
3) рассмотреть антидемократический государственный режим;
4) проанализировать и изучить виды антидемократического режима дать им правовую характеристику.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Понятие государственно – правового режима……………………………….5
2. Демократический государственно – правовой режим: понятие особенности………………………………………………………………………..6
3. Антидемократические государственно - правовые режимы: понятие, особенности, виды……………………………………………………….………17
Заключение………………………………………….……………………………26
Список использованной литературы………………...…………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

государственно - правовой режим понятие виды.docx

— 51.16 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3

1.  Понятие государственно  – правового режима……………………………….5

2. Демократический государственно  – правовой режим: понятие особенности………………………………………………………………………..6

3. Антидемократические государственно - правовые режимы: понятие, особенности, виды……………………………………………………….………17

Заключение………………………………………….……………………………26

Список использованной литературы………………...…………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

                                                Введение                         

 Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

 Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

 Актуальность данной темы, заключается в том, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы.

 Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе осуществления наших прав, свобод и обязанностей.

 Характеристика любой политической системы страны неразрывно связанна с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства объединена с таким понятием как государственный (политический) режим.

 Государственный (политический режим) - это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Политический режим определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п. 
Понятие государственного (политического режима) – одно из ключевых понятий теории государства и права, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.

 Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства.

  Государство в своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения государства, общества и личности.

 Но мы не раскрыли бы тему, если бы просто перечислили эти формы. По - этому в работе мы попытаемся раскрыть содержание, понятий тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Целью курсовой работы  является изучению государственного (политического) режима.

Исходя из поставленной цели я сформулировал следующие задачи:

1) рассмотреть понятие государственно - правового режима;

2) изучить демократический  государственно – правовой режим: понятие и особенности;

3) рассмотреть антидемократический  государственный режим;

4) проанализировать   и изучить виды антидемократического  режима  дать им правовую характеристику.

  1. Понятие государственно – правового режима

 Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного (политического) режима.

 Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.

 Государственный режим – это содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или антидемократическом (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный).[3]

 Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и антидемократической.

  Таким образом, суммируя сказанное, мы сформулировали следующее определение: государственный (политический) режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы.

Режим, таким, это своего рода жизнь, «дыхание» политической системы, ее упорядоченная динамика.

            2. Демократический  правовой  режим: понятие особенности

 Демократия - (от древнегреческого «DEMOS» - народ и «CRUTOS» - власть) - народовластие это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.[4] 

 Приведем наиболее характерные черты демократического режима:

 - Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

- Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

- Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. 
 
При демократическом режиме политическая власть легитимизируется (становится законной), только если она исходит от людей. Она может исходить только от свободного решения народа в целом и по отдельности, когда каждый человек может принимать свободные политические решения. Свобода - это основное предварительное условие самой концепции самоуправления.

 Существует два способа проявления легитимизации. Первый, при котором люди никогда не отдают принадлежащую им власть, чтобы самим создавать и переделывать форму правления. Второй, когда люди постоянно передают власть официальным лицам и институтам, действующим от их имени, но эти власти становятся им подотчетны.

 Как слово "демократия" употребляется неправильно. Многие страны, считающие себя демократичными, не соответствуют вышеперечисленным критериям. Это может происходить из-за неправильного понимания концепции или из-за умышленного искажения ее принципов.

  Эти термины могут быть использованы для того, чтобы:

- прикрыть деспотичные  режимы, которые манипулируют и  взывают к чувствам, но которые  топчут основные права народа, например, демагогия;

- скрыть деспотизм, когда  политическое участие и выборы  превращаются в показательные  шоу и инициируются правительством, чтобы достичь предопределенных  результатов, например, притворная  демократия;

- включать только некоторые  элементы демократии в искаженном  виде, например, правление большинства  становится тиранией большинства, электоральной диктатурой или  автократией;

- призывать риторику "воли  народа", не используя демократические  процедуры, чтобы выявить, в чем  заключается воля народа, например  власть мафии, "диктатура пролетариата";

- неправильное представление  чьих-либо интересов (части народа), которые могут иметь поддержку, как если бы они были эквивалентом  всеобщего благосостояния.

 Демократические политические системы, несмотря на разные цели, можно разделить на те, где в центре стоит личность (личностная), и на те, где общество (общественная). Эти две категории по-разному понимают "личную свободу" и "общественную свободу". Личная свобода означает, что личность может действовать самостоятельно. Общественная свобода подразумевает, что общество людей как независимое политическое образование может само собой управлять. На практике любая демократия может сочетать в себе две эти теории. Для того чтобы в самом основании общества не возникало напряжения, в основе демократии должна быть положена свобода личности или суверенность народа в целом, так как и то и другое необходимо для демократии. Демократия должна поддерживать принципы самоопределения человека и в равной степени самоопределения народа в целом. Эти два понятия не должны исключать одно другое, хотя одно из них всегда будет преобладать.

 Демократию подразделяют на либеральную, если главенствующее место в ней занимают статус и свободы личности. И наоборот, если в демократии преобладает статус общества, такую демократию называют нелиберальной.

 Термин "либеральный" происходит от лат. слова "либер", что означает "свободный". Либерализм как политическая теория учит, что главная цель государства и политики - защитить самостоятельность и права человека, начиная с права на жизнь.[8]

 В либеральном типе демократии приоритет отдан личности, и его права выходят на первое место. Права человека имеют приоритет даже перед правами общества.

 Нелиберальный тип демократии принимает и поддерживает права и интересы членов общества в принятии политических решений и участии в политической жизни общества (например: право голосовать, право на политические объединения, свобода слова и свобода собрания для достижения политических целей). Оно может, тем не менее, поддерживать некоторые права и свободы, характерные для либеральных обществ, - свобода слова и вероисповедания, самовыражение, право на частное пространство.

 На практике нелиберальная демократия содержит больше противоречий и расхождений между составляющими политической системы, чем либеральная демократия.

 Нелиберальные демократии бывают следующих категорий:

- классические республики  с демократическими элементами, такими, как общественное участие  и представительство, но главной  целью является достижение и  поддержание общественного блага;

- социальные демократии, при которых обеспечение благосостояния  составляющих групп (например, детей, работающих или стариков) является  высшей целью - противопоставляется  набирающей силу индивидуальной  теории;

- общественные содружества - политическая система понимается  как общее дело всех граждан, а статус каждого гражданина  определяется принадлежностью к  общему содружеству;

- современные электоральные  демократии, при которых единственным  компонентом демократии остаются  выборы, которые считаются свободными.

 Ни настоящая свобода, ни настоящая власть не могут существовать при условии серьезного противостояния индивидуализма и коллективизма. Только если политическая система соединяет и личностную и общественную теории, такая система соответствует критериям концепции демократии. Само определение демократии сочетает личностное и общественное самосознание. Демократия только тогда может считаться стабильной, когда представляет собой хорошо сбалансированную систему либерального и нелиберального типа. Такая демократия не впадает в крайности индивидуализма и коллективизма, потому что их нельзя сравнить с демократическим самоуправлением.

Информация о работе Государственно-правовой режим: понятие виды