Правовой режим государственных природных заповедников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.
Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……………………………6
§1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий…….6
§1.2 Состав природно-заповедного фонда……………………………………9
§1.3 Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий…………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ……………...16
§2.1 Государственные природные заповедники……………….…..……..16
§2.2 Особенности правового положения и функционирования государственных природных заповедников……………….……………..21
§2.3 Режим особой охраны заповедников………………...………………26
§2.4 Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников……………………………….……………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..….……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….....37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.Дуниной Е.В..docx

— 95.32 Кб (Скачать файл)

 Национальные парки  являются природоохранными, экологопросветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают  в себя природные комплексы  и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую  ценность, и которые предназначены  для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных  целях и для регулируемого  туризма. Земля, воды, недра, растительный  и животный мир, находящиеся на  территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные  на государственную охрану в  установленном порядке, передаются  в пользование национальным паркам  только по согласованию с государственным  органом охраны памятников истории  и культуры. В отдельных случаях  в границах национальных парков  могут находиться земельные участки  иных пользователей, а также собственников.

 Национальные парки  имеют исключительное право приобретения  указанных земель за счет средств  федерального бюджета и иных  не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся  исключительно к объектам федеральной  собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о национальном парке утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,ст. 3607). Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г.N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35,ст. 3607).Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов.

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Решение об образовании природных парков, в том числе связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, принимает Правительство Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.1

 Государственные природные  заказники могут иметь различный  профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для  сохранения и восстановления  природных комплексов (природных  ландшафтов);б)биологическими (ботаническими  и зоологическими), предназначенными  для сохранения и восстановления  редких и исчезающих видов  растений и животных, в том  числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными  для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными  для сохранения и восстановления  ценных водных объектов и экологических  систем д) геологическими, предназначенными  для сохранения ценных объектов  и комплексов неживой природы.

 Государственные природные  заказники федерального значения  находятся в ведении федеральных  органов исполнительной власти  в области охраны окружающей  среды и финансируются за счет  средств федерального бюджета  и других не запрещенных законом  источников (в ред. Федерального  закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.1 Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.1 Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады образуются на основании решений Правительства Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.1Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий

 

Федеральные целевые программы занимают особое место в массиве экологических нормативно-правовых актов. Во-первых, в них содержатся разъяснения значимых для применения экологического законодательства терминов и понятий, характеристик негативных воздействий на окружающую среду, требований к отдельным видам экологически значимой деятельности и другие показатели. Во-вторых, в этих программах сформулированы основные направления деятельности в области охраны окружающей среды.

С этой деятельностью зачастую связаны деяния, подлежащие правовой оценке. Не только исторический, но и эколого-политический интерес представляет общий перечень федеральных целевых программ, принятых к реализации в 1996г., и объемы их финансирования, которые отражены в Приложении 1 к Федеральному закону «О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996г.» от 23 августа 1996г. №128 ФЗ. Среди этих программ важнейшей, имеющей значение для обеспечения экологической безопасности, охраны и использования природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды в масштабах всего государства была «Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков» (на период до 2000 года). В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России» (2002-2010г.г.)». В ней объединены многие раннее реализованные программы, например, «Леса», «Водные ресурсы и водные объекты», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений» и другие. «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора»- указывается вст. 37 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»1.

В настоящее время к числу основных международных договоров, касающихся особо охраняемых природных территорий России, относятся:

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц;

Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия; 1972г.

Конвенция о биологическом разнообразии 1992г.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (г. Вашингтон, 3 марта 1973 года).

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (г. Вашингтон, 3 марта 1973 года).

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе при Конвенция Организации объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (г.Париж, 12 сентября 1994 года). двусторонние (трехсторонние) соглашения о создании и функционировании особо охраняемых природных территорий, примыкающих к государственной границе. Рассмотрим некоторые из них. нятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (г.Орхус, 21 апреля.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, была подписана в 1971 г. в г. Рамсар (Иран), и в настоящее время к ней присоединилось более ста государств.

В соответствии с этой Конвенцией каждая Договаривающаяся сторона определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, включаемые в Список водно-болотных угодий международного значения.

Границы каждого такого угодья точно описываются и наносятся на карту. Угодья для упомянутого Списка должны отбираться на основании их международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии. В первую очередь в Список включают водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц в любой из сезонов. Каждая Договаривающаяся сторона руководствуется сознанием своей международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов водоплавающих птиц, способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов на водно-болотных угодьях независимо от того, включены они в Список или нет, и обеспечивает надлежащий надзор за ними. В тех случаях, когда Договаривающаяся сторона исключает из Списка или сокращает размеры водно-болотного угодья, включенного в него, она должна, насколько это, возможно, компенсировать происходящую в результате этого потерю ресурсов водно-болотных угодий; в частности, она должна создавать дополнительные природные резерваты для водоплавающих птиц.

Информация о работе Правовой режим государственных природных заповедников