Правовой режим государственных природных заповедников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.
Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……………………………6
§1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий…….6
§1.2 Состав природно-заповедного фонда……………………………………9
§1.3 Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий…………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ……………...16
§2.1 Государственные природные заповедники……………….…..……..16
§2.2 Особенности правового положения и функционирования государственных природных заповедников……………….……………..21
§2.3 Режим особой охраны заповедников………………...………………26
§2.4 Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников……………………………….……………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..….……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….....37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.Дуниной Е.В..docx

— 95.32 Кб (Скачать файл)

Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята в Париже в 1972 г. «Каждое государство - сторона настоящей Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия возлагается, прежде всего, на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально используя наличные ресурсы, так и в случае необходимости посредством международной помощи. Государства - стороны настоящей Конвенции стремятся обеспечить эффективную охрану и активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в том числе: 1 На 10 декабря 2001 г. в Список Всемирного наследия, предусмотренный настоящей Конвенцией, в качестве объектов природного наследия были включены 7 российских территориальных объектов. Соглашением между Правительством СССР и

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

 

2.1 Государственные  природные заповедники

 

Природные комплексы — это часть природной среды, которая составляет совокупность природных объектов и природных ресурсов, специально обособленных государством с целью их охраны. Значит, не все, а только типичные или особые ландшафты, редкие объекты природы, флоры и фауны являются природными комплексами и имеют правовой режим защиты и использования их.1

Предыстория образования заповедников в России. Распад феодализма и развитие капитализма в России повлекли за собой почти ничем неограниченное, беспорядочное и массовое истребление лесов, зверей, птиц и рыб. Закон об охоте 1892г. защищал лишь права землевладельцев, но был крайне несовершенным с точки зрения охраны природы, в частности зверей и птиц. Катастрофическое уменьшение численности многих видов животных, так же как и резкое сокращение площади лесов, стало очевидным в России к началу XX века. Бобры, соболи, каланы, лоси и многие другие пушные и промысловые звери стали редкостью. Все меньше и меньше становилось водоплавающей и особенно степной дичи.

В это время заповедников в России не было, и она заметно отстала в деле охраны природы от многих передовых стран Западной Европы и Америки. Создавшееся положение вызвало движение за охрану природы, необходимость которой стала очевидной для ученых, многих просвещенных людей и наиболее прогрессивных общественных людей и государственных деятелей. В конце прошлого века В. В. Докучаев одним из первых обратил внимание на исключительную важность изучения заповедных целинных степей для практических целей их правильного использования.1

Широкое движение по охране природы началось в России в 1905-1906 гг. по инициативе московского общества испытателей природы. Как самостоятельная категория земли ООПТ были выделены в Земельном кодексе РСФСР 1991 г., что объясняется их возросшим социально-экономическим значением, ухудшившейся экологической обстановкой, необходимостью усиления охраны окружающей среды правовыми и иными средствами.

«Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем».2Законодательство также определяет государственный природный заповедник, входящий в состав природно-заповедного фонда, в двух значениях: как природный комплекс, имеющий «природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, эколого-просветительское, рекреационное и иное ценное значение»3 и как «природоохранное научно-исследовательское учреждение, имеющее цель сохранить и изучить естественный ход природных процессов и явлений».2

Заповедник как природный комплекс. Природный заповедник-это прежде всего природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота. Центральный признак, идентифицирующий его из общей массы природного вещества, является экологический. Природный комплекс должен состоять из одной или нескольких естественных экологических систем, находящихся в первозданном состоянии. Из этого следует вывод, что территории, на которых естественные процессы уже подверглись разрушению, не могут быть природно-заповедными, ибо они теряют свое эталонное значение. Два других признака природного комплекса имеют альтернативное значение. Географический признак раскрывается в двух ракурсах. Природный комплекс может быть типичным ландшафтом для соответствующего региона или, наоборот, редким для той или иной местности. Тот и другой признаки имеют в равной мере прямое отношение к заповедности природных комплексов. Вместе с тем природные заповедники образуются и с учетом биологических признаков - сохранение многообразия растительных и животных сообществ, охраны редких либо исчезающих видов растительного и животного мира, сохранение генетического фонда. Наконец, для организации заповедника на базе природного комплекса необходимо, чтобы этот комплекс нуждался в охране от внешнего воздействия человека. Так возникает необходимость в наличии природо-охранного признака, свидетельствующего об обособлении природного комплекса в категорию особо охраняемых природных территорий.1

 Заповедник как государственное  научно-исследовательское учреждение. На заповедник как государственное  научно-исследовательское учреждение  возлагаются три основные задачи: охранительная, научная, культурно-просветительская. Охранительная (как подчеркивается  в Положении) в сохранении биологического  разнообразия и поддержания в  естественном состоянии охраняемых  природных комплексов, научная задача  состоит в проведении экологического  мониторинга, ведении Летописи природы  и развития научных исследований, содействие в подготовке научных  кадров и специалистов в области  охраны окружающей природной  среды. Культурно-просветительская - экологическое  просвещение, пропаганда научных  знаний.1

Некоторые заповедники выполняют и репродукционные функции - восстановление численности исчезающих животных и растений, расселение их по другим заповедным объектам. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.2 Они в соответствии с Международной программой ЮНЕСКО входят в Международную сеть наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния природной среды под влиянием хозяйственной деятельности.

Порядок образования государственных природных заповедников. Выделяют два этапа: эколого-правовой и земельно-правовой.

Эколого-правовой - экологическое обоснование необходимости создания заповедника. Тщательно выверяются его признаки по экологическому, географическому, биологическому направлениям. Экспертизу проводит Минприроды РФ совместно с его научным учреждениями и научно-исследовательскими институтами российской Академии Наук (РАН).

На втором этапе - земельно-правовом происходит оформление изъятия и отвода земель под территорию заповедника. Выделяются две категории земель: территория заповедника и охранные зоны. Территория заповедника - это объект самостоятельного землепользования, предоставляемого заповеднику как организации (юридическому лицу) от государства - собственнику земли. Охранные зоны определяются при организации заповедника, Они не изымаются у прежних землепользователей или собственников, но права их ограничиваются во имя защиты заповедника от неблагоприятных воздействий. Такие ограничения могут быть связаны с запретами на охоту, рыболовство, рубку, леса и заготовку древесины, применение химических веществ.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению.

В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

 

 

2.2 Особенности  правового положения и функционирования  государственных природных заповедников

 

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.1

 Штрафы, налагаемые в  административном порядке за  экологические правонарушения, взысканные  по постановлениям должностных  лиц государственных природных  заповедников, поступают в самостоятельное  распоряжение государственных природных  заповедников и учитываются на  отдельном балансе.

Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается федеральными органами исполнительной власти и Российской Академией Наук, в ведении и управлении которых они находятся. Государственные природные заповедники и национальные парки обладаютисключительным правом на использование своей символики.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников. Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.

Государственные природные заповедники пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Российской Федерации N 1738-1 «О плате за землю» заповедники полностью освобождаются от уплаты земельного налога.1 Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса. «Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения».2

Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами: «от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; «в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; «от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; «в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона. Переходя непосредственно к рассмотрению правового режима территорий заповедников, замечу, что он»... характеризуется установлением в отношении их жестких запретительных требований. На их территории полностью запрещается хозяйственное использование природных ресурсов ... Производство изысканий в заповедниках разрешается только в связи с планами научно-исследовательских работ. Заповедник - закрытая для свободного доступа территория. ... Посещение заповедника допускается по разрешению его администрации».1

Информация о работе Правовой режим государственных природных заповедников