Правовой режим государственных природных заповедников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.
Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ……………………………6
§1.1 Понятие и система особо охраняемых природных территорий…….6
§1.2 Состав природно-заповедного фонда……………………………………9
§1.3 Нормативно-правовое регулирование и международно-правовой механизм в отношении особо охраняемых природных территорий…………13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ……………...16
§2.1 Государственные природные заповедники……………….…..……..16
§2.2 Особенности правового положения и функционирования государственных природных заповедников……………….……………..21
§2.3 Режим особой охраны заповедников………………...………………26
§2.4 Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников……………………………….……………..…..…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..….……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….….....37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.Дуниной Е.В..docx

— 95.32 Кб (Скачать файл)

Задача организации эффективной охраны природных комплексов и объектов на заповедных территориях в ближайшие годы будет оставаться самой приоритетной и основополагающей задачей, стоящей перед государственными природными заповедниками.

Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда запретов и ограничений. Так, на его территории запрещается:

а) любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму;

б) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках.

Ограничениями являются:

а) специальный порядок доступа посторонних граждан на территорию заповедника, который возможен только с разрешения дирекции или органа, в ведении которого находится заповедник;

б) возможность частичного хозяйственного использования отдельных участков для обеспечения функционирования заповедника и жизнеобеспечения проживающих на его территории граждан;

в) проведение мероприятий и деятельность только в целях сохранения в естественном состоянии природных комплексов, их восстановления и предотвращения их изменений; поддержания условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, устранения угроз жизни людей и населенным пунктам в результате стихийных бедствий, осуществления экологического мониторинга, научных исследований, эколого-просветительской работы, контроля и надзора.

В ст. 118 Водного Кодекса «особо охраняемые водные объекты могут являться отдельной особо охраняемой природный территорией либо частью особо охраняемой природной территорией, определенной в Законодательстве Российской Федерации». Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значений. «Режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с Законодательством РФ Об особо охраняемых природных территориях.»1

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Контроль за  нарушение правового режима государственных  природных заповедников

 

Контроль за нарушение правового режима государственных природных заповедников производится согласно Кадастру об особо охраняемых природных территорий. «Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий» включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.»2

 В соответствии с  Постановлением Правительства РФ  от 19 октября 1996 г. N 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Указанный кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрамиприродных ресурсов.

Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 4 июля 1997 г. N 312.

 Таким образом, можно  сделать вывод, что основными  чертами правового статуса особо  охраняемых природных территорий  и объектов являются следующие:

а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;

б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;

в) установление особого режима охраны;

г) включение в объекты государственной собственности;

д) наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа исполнительной власти - от Правительства РФ до органов местного самоуправления);

е) наделение определенным значением - федеральным, региональным, местным;

 ж) включение в государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий;

з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов - федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;

и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов;

к) исключение из объектов, которые могут быть приватизированы.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на всё более интенсивные усилия, предпринимавшиеся в течение последних 20 лет, процесс утраты биологического разнообразия планеты, главным образом в результате уничтожения мест обитания, чрезмерной эксплуатации, загрязнения окружающей среды и пагубной интродукции в среду инородных растений и животных, продолжается.

Необходимо принять срочные и решительные меры для сохранения и защиты генетических ресурсов, видов и экосистем в целях обеспечения устойчивого управления биологическими ресурсами и их использования.

Необходимо на национальном и международном уровнях укреплять потенциал в области оценки, изучения и систематического наблюдения и оценки биологического разнообразия.

Необходимы эффективные национальные меры и международное сотрудничество для охраны экосистем insitu, охраны биологических и генетических ресурсов exsitu и для улучшения функционирования экосистем.

 Прежде чем принимать  меры по сохранению биологического  разнообразия, крайне необходимо  гармонизировать российское законодательство  с международными актами в  области охраны окружающей среды. Также необходимо дальнейшее  совершенствование российского  законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

В период научно-технической революции особенно важна правовая охрана природы, под которой понимается система юридических мер, направленных на сохранение окружающей природной среды, рациональное использование природных богатств; воспроизводство природных ресурсов и оздоровление (улучшение) окружающей человека природной среды.

Правовая охрана природы — необходимое средство защиты человека и окружающей его природной среды от неблагоприятного воздействия различных факторов, включая собственно хозяйственную деятельность человека.

Цель правовой охраны природы — сохранить и возможность воспроизвести существующий естественный мир планеты (флору и фауну); предотвратить наступление вредных последствий антропогенной деятельности человека, стихийных сил самой природы, что означает необходимость сохранения и даже повышения качественных характеристик окружающей природной среды, в связи с чем изначально следует определить объекты ее правовой охраны.

Правовое регулирование во взаимозависимой сложной системе «общество-природа» до сих пор производится по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека, всей земной экосферы.

Заповедные территории - это уникальные природные комплексы, основа сохранения биологического и ландшафтного разнообразия биосферы Земли. Они также сохраняют историческое и культурное наследие, способствуют духовному здоровью нации, воспитывают патриотизм и гражданственность. Исчезновение заповедника или национального парка - это не просто закрытие учреждения. Это гибель живого организма. Даже небрежное отношение к заповедникам наносит колоссальный урон нравственности общества. Человечество накопило огромный опыт заповедного дела.

Национальные парки, заповедники и т. п. созданы в разных странах и успешно решают задачи охраны живой природы, экологического воспитания и научных исследований. Традиционно эта часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следовательно, не вызывающих споров. Однако, как показывает современная жизнь не все так стабильно.

Таким образом, можно сделать выводы, что нужно целенаправленно заниматься развитием законодательства в области заповедного дела.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

I. Законы, нормативные  правовые акты и иные официальные  документы 

1.1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях"Российская газета", N 7, 21.01.2009,"Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445,"Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

1.2.Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.№7-ФЗ (СЗ РФ.2002.№2. Ст.133)Первоначальный текст документа опубликован в изданиях"Российская газета", N 6, 12.01.2002,"Парламентская газета", N 9, 12.01.2002,"Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133..Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ, вступают в силу с 1 сентября 2013 года.

1.3.Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995г. №33-ФЗ (СЗ РФ.1995 №12.Ст.1024)Первоначальный текст документа опубликован в изданиях"Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024,"Российская газета", N 57, 22.03.1995.Изменения, внесенные Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.06.2012)

1.4.Закон «Об экологической экспертизе» от 19.07.1995г.№ 174-ФЗ (СЗ РФ.1995.№48. СТ.4556)Первоначальный текст документа опубликован в изданиях"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4556,"Российская газета", N 232, 30.11.1995.Изменения, внесенные Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.06.2013).

1.5.Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001г.Первоначальный текст документа опубликован в изданиях. "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147,"Парламентская газета", N 204-205, 30.10.2001,"Российская газета", N 211-212, 30.10.2001., внесенные Федеральным законом от 07.06.2013 N 123-ФЗ, вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.06.2013).О некоторых вопросах, связанных с применением данного документа, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.Земельный кодекс РФ по порядку его принятия Государственной Думой признан не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П.(ред. от 23.07.2013)(с изм. и доп., вступающими в силу с 06.09.2013)

1.6. Лесной кодекс Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ(ред. от 07.06.2013)"Первоначальный текст документа опубликован в изданиях"Российская газета", N 277, 08.12.2006,"Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5279,"Парламентская газета", N 209, 14.12.2006.Изменения, внесенные Федеральным "законом" от 07.06.2013 N 108-ФЗ, "вступили" в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 07.06.2013).Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ(ред. от 07.06.2013)"О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

 

II. книги (монографии, учебники, учебные пособия)

2.1. О.Л.Дубовик.Экологическое право. Изд. Проспект. Москва, 2005г.

2.2. БринчукМ.М. Экологические права граждан: условия и гарантии реализации // В кн. Социальное государство и защита прав человека / под ред. Лукашевой Е.А. М., 2005.

2.3. Васильева М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве

2.4.В.Ф. Протасов Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебник и справочное пособие Москва.изд. Финансы и кредит.2011г.

2.5.Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право. 2010. № 2

2.6.ДёжкинВ.В. и Попова Л.В. Основы биологического природопользования. Учебное пособие. М.: Изд-во Этера, 2012. 310 с.  
Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» / СтепаницкийВ.Б., 2011.

2.7.Введенин.Н. Н. Экологическое право. М.: Новый Юрист, 2010.-112с.

2.8.Ермаков в.д. Сухарев А.Я. Экологическое право России М.: 2011 г.,240с.

2.9.Ерофеев Б.В.Экологическое право России, Издательство: Профессиональное образование, М.:2012 г.,250 с.

2.10.Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебноепособие.-М.:Юриспруденция, 2010.-168 с..

2.11.Миркин Б.М., Наумова Л.Г.ЭкологияРоссии.-М.:АО МДС,Юнисам,2011.-232 с.

2.12.Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек»: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2012.-320 с.

2.13.Под ред. С. А. Боголюбова. Экологическое право. Учебник для вузов Издательство: М.:Высшее образование, 2006г.,485 с.

2.14.ФердцовВ.Г., Ежов Ю.А Экологическое право России. - М.: Дашков и К, 2005г.

 

Размещено на www.allbest.

 

 

1 Конституция РФ от 12.12.1993г.

1Земельный Кодекс РФот 25.10.2001г

1 Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 7 мая 2001г.№ 49-ФЗ

1 Федеральный закон "Об охране озера Байкал" от 1 мая 1999 г № 92-ФЗ

Информация о работе Правовой режим государственных природных заповедников