Правовое регулирование возмещения экологического вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В работе исследованы виды экологического права и способы его возмещения.
Объектом курсовой работы является установленные в законах, иных нормативных правовых и нормативных актах порядок и правила использования и охраны окружающей природной среды и отдельных природных объектов.
Задачей провести черту между причинением экологического вреда и способами его возмещения.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_8.docx

— 81.39 Кб (Скачать файл)

А так же:

1) разрушения обитаемых либо регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных, используемых для воспроизводства (размножения);

2) уничтожения среды обитания объектов животного мира (уничтожение, изменение местообитаний, ухудшение условий размножения, нагула, отдыха, путей миграции объектов животного мира и др.).

Исчисление размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания осуществляется при выявлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе законодательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений, лабораторных анализов и экспертных оценок.

Для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

вследствие:

  а) прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их

незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по

неосторожности;

  б) нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций,

а также репродуктивной функции отдельных особей;

  в) локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов применяется Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2011 г. N 948 «Об утверждении методики  исчисления размера вреда, причинённого охотничьим ресурсам ». Размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов.

Размер суммарного вреда вследствие прямого уничтожения нескольких видов охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности исчисляется как сумма вреда в отношении всех особей каждого вида охотничьих ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СПОСОБЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА

 

 

В ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 75 выделены виды ответственности за нарушения законодательства в области окружающей среды:

1. Имущественная

2. Дисциплинарная

3. Административная

4. Уголовная

5.1 Внесудебный порядок

Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества.

5.1.1 Экологическое страхование

Весомым дополнением к судебному возмещению экологического вреда, причиняемого здоровью граждан, может стать выплата страховых сумм - при условии, что соответствующие риски были застрахованы.

Если компенсация вреда в административном порядке осуществляется на основании акта государственного органа, а судебный порядок состоит в возбуждении искового производства и получении благоприятного решения суда, то страховое возмещение выплачивается на основании специальных договоров. Договорный характер отношений сторон - главное отличие страхового способа возмещения от административного и судебного10.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (ст. 2 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ"). Защищаемые имущественные интересы в качестве объекта страхования закон подразделяет на три группы, а именно имущественные интересы:

- связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением (личное страхование);

- связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (имущественное страхование);

- связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда юридическому лицу, личности или имуществу физического лица (страхование ответственности).

В специальной литературе широко употребляется термин "экологическое страхование", под которым понимают страхование ответственности объектов - потенциальных источников аварийного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды. Отраслевое законодательство при характеристике экологического страхования использует категорию экологического риска, однако содержание этой категории никак не определяет.11

Добровольное экологическое страхование проводится в договорном порядке. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" и главы 48 Гражданского кодекса РФ. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

5.2 Судебный порядок

Конституция РФ наделяет каждого гражданина правом на судебную защиту (ст. 46)12. Конкретные формы реализации данного права в природоохранной сфере предусмотрены рядом федеральных законов, таких как: "Об охране окружающей среды", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде представлено гражданам в соответствии ст. 11, некоммерческим организациям (ст. 12), органам государственной власти РФ (ст. 5) и органам государственной власти субъектов РФ (ст. 6). Право публичных образований на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в процессе природопользования, закреплено также природоресурсным законодательством.13

Существует несколько способов определения размера причиненного вреда в денежном выражении:

- по утвержденным в  установленном порядке таксам;

- в соответствии с методиками  исчисления размера вреда, причиненного  окружающей среде нарушением  законодательства в области охраны  окружающей среды;

- при отсутствии названных выше способов посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Судебная практика показывает, что вопрос о размере убытков, подлежащих возмещению, во многом лежит в сфере усмотрения суда. Следовательно, следует отметить, что п. 1 ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» во многом дублирует п. 3 ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде» ФЗ « Об охране окружающей среды». Таким образом, устанавливается два способа возмещения экологического вреда в денежном выражении: по таксам и по убыткам. Однако необходимо обратить внимание на противоречие, которое возникает между этими двумя нормами. Так, если ст. 77 ФЗ « Об охране окружающей среды» указывает, что расчет убытков допускается, если отсутствуют таксы и методики, то ст. 78 данного закона указывает на диаметрально противоположное.

 Согласно этой статье  расчет по таксам и методикам  допускается, если невозможно подсчитать  убытки. Подобную коллизию следует  разрешить следующим образом: если  размер убытков превышает размер  вреда исчисленного по таксам, то в расчет принимается сумма убытков. Если сумма, расчитанная по таксам и методикам выше, то именно она принимается во внимание. Для положительного решения вопроса о возмещении экологического вреда в судебном порядке важно оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за вред, причиненный в результате правонарушения.

Объем возмещения вреда по общему правилу ст. 1064 ГК РФ регулируется нормами ст. 15, 393 ГК РФ, в соответствии с которыми расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора либо в день обращения кредитора в суд в случае неудовлетворения его требований должником в добровольном порядке. Кроме того, суду предоставлено право в зависимости от обстоятельств конкретного спора, присуждая возмещение должником убытков, исходить из цен, существующих в день вынесения решения. Данное правило способствует справедливому и полному возмещению убытков.

Вместе с тем остается открытым вопрос о судьбе требований о возмещении ущерба, не доказанных по размеру. В настоящее время арбитражная судебная практика исходит из норм процессуального законодательства, регулирующих отношения, связанные с судебным доказыванием. Отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих объем заявленных требований, является основанием к отказу в иске. Между тем для истца доказать в точных цифрах размер вреда, причиненного окружающей среде, как правило, невозможно, несмотря на доказанность существования самого вреда.

Обязанность возмещения вреда вследствие загрязнения окружающей среды при осуществлении промышленной, оборонной и иных видов деятельности установлена: Федеральными законами "Об использовании атомной энергии" (ст. 2), "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (ст. 18), "О федеральном железнодорожном транспорте" (п. 4 ст. 20); "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Воздушным кодексом РФ (ст. 135).

Пункт 2 ст. 78 ФЗ « Об охране окружающей среды» содержит возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного ее состояния, за счет его средств и в соответствии с проектом восстановительных работ. При этом необходимо отметить, что экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда окружающей среде. Возможно, это связано с тем, что во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить компоненты природной среды до состояния, существующего до причинения вреда: удалить из атмосферы загрязняющие или радиоактивные вещества, полностью очистить водный объект от нефтепродуктов и т.п.

В отношении окружающей среды о реальном возмещении вреда можно говорить лишь условно, что объясняется спецификой компонентов природной среды как объектов восстановления. Поэтому денежная компенсация в качестве способа возмещения экологического вреда используется более часто. Но и альтернативный способ возмещения вреда - путем проведения мероприятий по восстановлению окружающей среды, все же применим на практике.

Реальное возмещение вреда может быть осуществлено посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, посредством восстановительных работ. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка (участок покрыт траншеями, котлованами и т.п.), восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может осуществиться посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если восстановление объективно возможно и правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение оптимального срока провести необходимые работы.

Пункт 3 ст. 78 ФЗ « Об охране окружающей среды» устанавливает срок, в течение которого могут быть предъявлены иски о компенсации вреда окружающей среде - двадцать лет.14 Данный срок называется сроком исковой давности. Исковая давность - это срок, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено. Пропуск же срока, если об этом заявила заинтересованная сторона, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Выделяется два вида сроков исковой давности: общий и специальный. Общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ). Учитывая значение благоприятного состояния окружающей среды для жизни и здоровья граждан, для подачи исков о возмещении экологического вреда комментируемая статья устанавливает специальный срок исковой давности. В российском праве этот срок в 20 лет является одним из самых продолжительных. Это обусловлено тем, что при причинении вреда окружающей среде затрагивается не только частный, но и публичный интерес.

Интересным является то, что в действующем законодательстве существуют правовые коллизии относительно срока давности по возмещению вреда окружающей среде. Например, ст. 58 ФЗ "Об использовании атомной энергии"

устанавливает срок исковой давности по требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или окружающей среде - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

До настоящего времени в России отсутствуют прецеденты возмещения такого вреда, как в добровольном, так и в судебном порядке, но при возникновении необходимости разрешения по существу судами такой категории дел, неизбежно встанет вопрос о сроке исковой давности. При этом достаточно сложно будет определить, какой срок необходимо применить при возмещении вреда природе - установленный "экологическим" законом или нормативно-правовыми актами "Об использовании атомной энергии".

Информация о работе Правовое регулирование возмещения экологического вреда