Правовое регулирование возмещения экологического вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В работе исследованы виды экологического права и способы его возмещения.
Объектом курсовой работы является установленные в законах, иных нормативных правовых и нормативных актах порядок и правила использования и охраны окружающей природной среды и отдельных природных объектов.
Задачей провести черту между причинением экологического вреда и способами его возмещения.

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_8.docx

— 81.39 Кб (Скачать файл)

Остановимся на характеристике основных принципов возмещения вреда в области охраны окружающей среды. Основополагающим, конституционным принципом является законность. Законность - это состояние жизни общества, в котором существует качественное законодательство, принятые нормы уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами.

В случае нарушения закона государство обеспечивает надлежащую защиту нарушенных или оспариваемых прав в установленном законом порядке. Это в первую очередь соответствие законов идеям справедливости, всеобщность требований и верховенство закона, единство законности, недопустимость противостояния законности и целесообразности.

Состояние законности находится в прямой зависимости от общей и правовой культуры граждан, уровня их правосознания.

Принцип законности означает, что юридическая ответственность может иметь место лишь за те деяния, которые предусмотрены законом, применяется в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Значение принципа законности состоит в том, что он призван исключить из общественной жизни произвол, бесконтрольность, а также то, чтобы все заложенное в юридических нормах могло стать реальностью.

Законность в сфере экологии понимается как совокупность взаимосвязанных мер и требований государства и общества в обеспечении благоприятной окружающей среды. Негативное воздействие на состояние законности оказывает несбалансированность правовой базы в сфере экологии, отсутствие действенных экономических и иных механизмов по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также низкий уровень экологического образования и воспитания населения.

Принцип всеобщей обязанности причинителя вреда возместить причиненный вред означает обязательное применение ответственности за всякое правонарушение в отношении каждого правонарушителя. В гражданском праве применение данного принципа ограничивается установлением сроков давности и диспозитивностью поведения субъектов (возможность обратиться в суд за защитой или отказаться от защиты нарушенного или оспариваемого права).

Рассматриваемый принцип выражается также в существовании правила, по которому привлечение к уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред. В экологических правоотношениях он реализуется формулой "загрязнитель платит".

Другим характерным для российского экологического права является принцип полного возмещения вреда. В соответствии со ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ объем возмещения вреда должен быть полным. Руководствуясь данным принципом, можно восстановить положение, которое существовало на момент правонарушения.6 Для возникновения гражданской ответственности необходим целый ряд указанных в законе условий. И если все эти условия имеются, ни степень виновности, ни другие обстоятельства для определения объема ответственности, как правило, не учитываются. Объем ответственности определяется исключительно в соответствии с объемом причиненного вреда. В этом и заключается принцип полного возмещения вреда.

Для возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, применение такого принципа означает возмещение как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления размера ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Поскольку природные объекты не имеют стоимости в смысле общественно необходимых затрат человеческого труда, принцип полного возмещения вреда не всегда срабатывает. Именно поэтому здесь широко применяется компенсация убытков. Указанные особенности явились причиной появления специальных такс, методик для определения размера ущерба, причиненного экологическими правонарушениями.

Вред может быть причинен не одним лицом, а несколькими лицами совместно. При этих условиях реализация принципа полного возмещения вреда происходит путем применения солидарной ответственности в соответствии со ст. 1080 ГК РФ.7

Солидарный характер ответственности возникает при наличии следующих условий:

- во-первых, необходимо, чтобы  виновные действия двух или  нескольких лиц находились в  причинной связи с наступившими  последствиями;

- во-вторых, необходимо, чтобы  вред, вызванный совместными действиями  двух или нескольких лиц, был  нераздельным.

Солидарная ответственность применяется с учетом правил ст. 323 ГК РФ, т.е. кредитор вправе требовать возмещение вреда как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть осуществлена добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (п. 1 ст. 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

Отсутствие в действующем законодательстве основных принципов установления такс как размеров взыскания за вред, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей среды, о природных ресурсах, не позволяет проанализировать эффективность компенсационной функции института возмещения вреда при применении таксового метода исчисления вреда, а также не позволяет говорить об обоснованности либо необоснованности того или иного элемента состава убытков. Таксовая ответственность предусмотрена по лесному хозяйству, по отдельным видам рыбных запасов, по животному и растительному мира.

Несмотря на упрощенный порядок определения размера ущерба путем применения таксового метода, в арбитражной судебной практике возникают вопросы, прежде всего связанные с выбором применимого права.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.

                                    

 

 

 

4 ПОРЯДОК ИСЧЕСЛЕНИЯ ВРЕДА

 

 

В Российской Федерации разработаны Методики по исчислению экологического вреда причиненного окружающей среде, человеку и животному миру.

Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616), Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4791) и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации. . Настоящей Методикой учитываются виды причинения вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации, в том числе:

-загрязнение водных объектов  с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором (пункт 5 части 5 статьи 36 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, или отнесенные к особо охраняемым водным объектам (часть 2 статьи 44 Водного кодекса);

-загрязнение водных объектов  в результате сброса сточных  вод и (или) дренажных вод в  водные объекты, расположенные в  границах зон санитарной охраны  источников питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения; первой, второй зон  округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (часть 3 статьи 44 Водного кодекса);

-засорение водных объектов  в результате сплава древесины (статья 48 Водного кодекса);

-загрязнение и засорение  водных объектов в результате  сброса в водные объекты и  захоронение в них отходов  производства и потребления, в  том числе выведенных из эксплуатации  судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (часть 1 статьи 56 Водного кодекса);

-загрязнение водных объектов  вследствие аварий и иных чрезвычайных  ситуаций (часть 3 статьи 56 Водного кодекса);

-загрязнение и засорение  водных объектов радиоактивными  веществами, пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями вследствие превышения соответственно предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов (часть 4 статьи 56 Водного кодекса);

-загрязнение и засорение  водных объектов в результате  захоронения в них ядерных  материалов и радиоактивных веществ (часть 5 статьи 56 Водного кодекса);

-загрязнение и засорение  водных объектов в результате  сброса в них сточных вод, содержание  в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 6 статьи 56 Водного кодекса);

-загрязнение и засорение  водных объектов радиоактивными  и (или) токсичными веществами в  результате проведения на водных  объектах взрывных работ (часть 7 статьи 56 Водного кодекса);

-загрязнение и засорение  болот отходами производства  и потребления, загрязнение их  нефтепродуктами, ядохимикатами и  другими вредными веществами (часть 1 статьи 57 Водного кодекса);

ухудшение состояния неиспользуемых частей болот, других водных объектов и истощение вод вследствие осушения либо иного использования болот или их частей (часть 2 статьи 57 Водного кодекса);

-загрязнение ледников, снежников  в результате несанкционированного  сброса сточных вод, а также  засорение ледников, снежников отходами  производства и потребления, загрязнение  их нефтепродуктами, ядохимикатами  и другими вредными веществами (часть 1 статьи 58 Водного кодекса);

-негативное воздействие  на состояние водных объектов  и истощение вод в результате  забора (изъятия) льда из ледников (часть 2 статьи 58 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

-негативное воздействие  на водные объекты вследствие  забора (изъятия) водных ресурсов  из водного объекта (пункт 2 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов вследствие сброса в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (пункт 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

-загрязнение, засорение, заиление  водных объектов и истощение  их вод вследствие нарушения  специального режима осуществления  хозяйственной и иной деятельности  на территории водоохранных зон водных объектов (статья 65 Водного кодекса).

Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам (далее - исчисление размера вреда), осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного надзора и контроля в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.

Кроме того, факт нарушения водного законодательства может быть установлен в соответствии с извещением организацией-водопользователем контролирующих органов о сбросе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативами допустимого сброса или лимитами сброса при его наличии8.

Исчисление размера вреда от уничтожения, незаконного вылова или добычи водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и не относящихся к объектам рыболовства, производится согласно соответствующим таксам, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 515 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 604; 2000, N 40, ст. 8972) и от 26 сентября 2000 г. N 724 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3972)9.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира вследствие:

1) уничтожения почвенных  беспозвоночных животных при  уничтожении почвы, подстилки (в  составе почвы);

2) уничтожения иных видов  беспозвоночных животных при  уничтожении их местообитаний;

3) уничтожения либо незаконного  добывания особей соответствующего  вида животных;

4) уничтожения либо незаконного  изъятия яиц птиц или рептилий;

5) уничтожения либо незаконного  изъятия икры амфибий.

Применяется для исчисления размера вреда, причиненного среде обитания объектов животного мира вследствие:

1) уничтожения либо запечатывания  почвы и подстилки, иных местообитаний беспозвоночных животных

Информация о работе Правовое регулирование возмещения экологического вреда