Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить процесс ценообразования на примере предприятия.
Объект исследования предприятие ОАО «Электроагрегат».
Предметом исследования является ценообразование на предприятии ОАО «Электроагрегат».

Содержание

Введение 3
1. Цены и ценообразование: теоретические аспекты проблемы 5
1.1. Цена и ценообразование 5
1.2. Методы ценообразования 13
2. Совершенствование процесса установления цен на продукцию 22
на предприятии ОАО «Электроагрегат» 22
2.1. Формирование конкурентоспособной рыночной цены изделия 23
2.2. Оценка издержек производства, обоснование и выбор 27
рационального метода ценообразования 27
2.3. Оценка экономической эффективности принятия управленческого 32
решения в области ценообразования 32
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразоване на предприятии.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Издержки предприятия  являются важным элементом в стратегии  формирования цен. Предприятие тщательно следит за своими издержками, так как если издержки производства превысят издержки конкурентов на данный вид продукции, то предприятию придется повысить цену на товар или согласиться на меньшую прибыль при сохранении прежней цены. Чтобы успешно работать в рыночных условиях, производство конкурентоспособной продукции должно быть налажено с самыми низкими издержками. Для анализа издержек  необходимо изучить динамику, взаимосвязь затрат с объемом производства и прибылью. Это может быть достигнуто на основе анализа безубыточности исследуемой продукции.

1. Для начала  проведем анализ безубыточности  для всего предприятия в целом,  используя данные за 2009 год.

Выручка за 2009 год составила 247127 тыс. руб., себестоимость 204970 тыс.руб., валовая прибыль 42157 тыс. руб.

Постоянные  затраты составили примерно 19% в  себестоимости или 38944 тыс. руб., переменные – 81% в себестоимости или 166025 тыс. руб.

Валовая маржа = 247127-166025=81102 тыс. руб.

Коэффициент валовой  маржи = 81102 / 247127=0,328

Точка безубыточности = 166025 / 0,328 = 125019 тыс. руб.

Сила воздействия  операционного рычага = 81102 / 42157= 1,923, то есть изменение выручки от реализации продукции на 1 % способно повысить прибыль  на 1,923%.

Превышение  фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Запас финансовой прочности = 247127 – 125019 = 122108 тыс. руб. или 49,41 % выручки от реализации продукции. Следовательно, предприятие способно выдержать до 49,41 % снижения выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения.

2. Проведем анализ  безубыточности отдельного продукта.

ОАО «Электроагрегат» планирует реализовать в январе 2010 года 10 штук электрических агрегатов АД200С-Т400 1Р-Т. Переменные затраты на единицу изделия составляют 415350 руб., постоянные – 77298 руб. Так как на данном предприятии не существует четкого деления на постоянные и переменные издержки, то мы условно отнесем полностью внепроизводственные и накладные расходы к постоянным.

Анализ безубыточности продукции сводится к определению точки безубыточности и порога рентабельности.

При анализе  безубыточности предполагается, что  не происходят изменения на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки остаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж, переменные издержки не изменяются при изменении объема продаж, объем производства равен объему реализации.

В нашем случае, в стоимостном выражении уровень  безубыточности (порог рентабельности) для изделия, рассчитанный по формуле равен:

  тыс. руб.

В натуральном  выражении количество единиц проданного изделия в точке безубыточности будет равно:

,

Таким образом, при производстве хотя бы  единицы исследуемой продукции предприятие начнет получать прибыль.

Поскольку цены реализации во многом определяются рынком, то реальная выручка от продаж будет отличаться от плановой. Учитывая, что часть продукции на ОАО «Электроагрегат»  продается не напрямую, а через дилерскую сеть, и при продажах дилерам предоставляется скидка, плановая цена на продукцию может отличаться от реальной. Кроме того, в качестве вознаграждения потребителей за определенные действия такие, как ранняя оплата счетов, закупки большего объема продукции предприятие готово изменить свою исходную цену на изделия. При этом необходимо внимательно рассчитывать размер скидок, а не назначать их произвольно.

Проведя анализ ситуации на рынке, оценку конкурентоспособности продукции,  анализ издержек производства предприятие может приступить к следующему этапу процесса ценообразования – определение цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт продукции, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены: минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом и оптимально возможный уровень цены.

Рассмотрим установление цены на АД200С-Т400 1Р-Т на основе затратного метода, состоящего в определении полных издержек. Суть данного метода состоит в суммировании  совокупных издержек и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Для определения уровня цены на АД200С-Т400 1Р-Т данным методом в качестве основных изделий были выбраны три вида электроагрегата, производимые на ОАО «Электроагрегат»: АД200С-Т400 1Р-Т, ЭД200С-Т400 1РКМ1 и АД100С-Т400-РМ2. Данные о переменных и постоянных затратах приведены в табл. 2.

Таблица 2

Данные о переменных затратах и полной себестоимости на продукцию

 

АД200С-Т400 1Р-Т

ЭД200С-Т400 1РКМ1

АД100С Т400-РМ2

Всего

Переменные издержки

 всего, руб.:

415350

685988

158977

1260314

На заработную плату производственных рабочих

11592

16342

5111

33045

На материалы

403758

669648

153863

1227269

Общие постоянные издержки, руб.

77298

125114

38312

240724

Распределение

постоянных издержек

между товарами, руб.:

       

4.1.Пропорционально заработной  плате производственных рабочих

84444,3

119047,5

37232,2

240724

4.2.Пропорционально затратам на материалы

79195,4

131349,3

30179,3

240724

4.3. Пропорционально переменным издержкам

79331,9

131023,7

30364,4

240724

Общая себестоимость

 при распределении постоянных расходов,

руб.

       

По способу 4.1.

499794,3

805035,5

196209,2

 

По способу 4.2.

494546,4

817337,3

189156,3

 

По способу 4.3.

494682,9

817011,7

189341,4

 

 

 Цена единицы каждого товара  при рентабельности 16,2%; 21,3% и 20% соответственно  к себестоимости и распределении  затрат разными способами приведены  в табл.3.

Таблица 3

Данные о цене и себестоимости  единицы изделия

 

Себестоимость единицы

товара, тыс. руб.

    Прибыль на единицу 

товара тыс.руб.

Цена единицы товара, руб.

 

АД200

ЭД200

АД100

АД200

ЭД200

АД100

АД200

ЭД200

АД100

По спосо-

бу 4.1.

499,795

805,035

196,209

79,967

171,472

39,241

579,762

976,507

235,450

По спосо-

бу 4.2.

494,546

817,337

 

189,156

79,127

174,092

37,831

573,673

991,429

226,987

По спосо-

бу 4.3.

494,682

817,011

189,341

79,149

174,023

37,868

573,831

991,034

227,208


 

Расчет уровня цен на АД200С-Т400 1Р-Т с использованием данного метода позволил выявить 3 цены на электроагрегат: 579,762 тыс. руб., 573,673 тыс. руб. и 573, 831 тыс. руб., поскольку все эти цены находятся в небольшом диапазоне друг от друга, выберем уровень цены на данный агрегат в размере 575 тыс. руб.

В результате расчета уровня цен  на АД200С-Т400 1Р-Т  с использованием затратного (метод, основанный на определении  полных издержек и расчет цен на основе анализа безубыточности) метода была  установлена цена на электрический  агрегат: 575 тыс. руб.

2.3. Оценка экономической эффективности принятия управленческого  решения в области ценообразования

 

Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как  решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Практика, между тем  показывает, что ни одна компания, независимо от прочности  ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения.

Определение цены на реализуемую продукцию всегда образует, пожалуй, наибольшую составляющую предпринимательского риска. Под риском в предпринимательстве понимается вероятность возникновения нежелательного события, способного привести предприятие к потере активов, снижению доходов и необоснованному повышению расходов. Назначение определения рисков – дать представление о возможных вариантах реализации предпринимательских решений и разработать меры по защите от возможных финансовых потерь.

Нами были установлена  цена на электроагрегат 575 тыс. руб.

Однако существует риск, что слишком  высокая продажная цена замедлит, а то и вообще остановит реализацию данного товара, и предприятие вместо прибыли получит одни убытки.  Поэтому в случае установления цены  на электроагрегат на уровне 690 тыс. руб., предприятие будет получать достаточно высокий размер прибыли, но высока вероятность возникновения нежелательного события,  которое может привести к снижению уровня спроса на продукцию.

Установление минимальной цены, которая, как правило, определяется издержками предприятия, с одной  стороны, будет способствовать высокому объему продаж, а, с другой стороны, предприятие не  будет получать необходимых денежных средств для ее дальнейшего развития. Вследствие отсутствия достаточных финансовых  средств у потребителя, предприятие вынуждено снижать цены на продукцию, несмотря на более усовершенствованные технические и экономические характеристики и более низкий уровень цен по сравнению с конкурентами. Исключения составляет те случаи, когда потребители ориентируются  не на  ценовые факторы, а на сроки, условия поставки и оплаты. К данной категории, как правило, относятся предприятия Дальнего Востока, Сибири, где недостаточно широко развита транспортная сеть и существует сезонная возможность доставки продукции потребителю.

Проведенные исследования позволяют  сделать вывод,  что анализируемый  электроагрегат  превосходит товары-аналоги  конкурентов по техническим и экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным, а это в свою очередь, позволяет руководителям предприятия варьировать ценами.

Однако для более эффективного использования электростанций необходимо применить конструкцию утилизации тепла, которая позволит использовать ее не только как источник электрообеспечения, но и как источник электроснабжения. Аналитический обзор имеющихся в мировой практике аналогов показывает, что такая электростанция может давать 3 Гкал тепловой энергии.

Для того чтобы продукция пользовалась еще большим спросом на рынке, необходимо:

    • изменить конструкцию щита управления;
    • проработать возможность замены дорогостоящих комплектующих более дешевыми (например, автоматы);
    • обратить внимание на экологические параметры электростанций (к примеру, использование кузовов с шумопоглощением).

Внедрение всех перечисленных выше мероприятий  будет способствовать снижению издержек производства, а это, в свою очередь, позволит предприятию устанавливать  цены на  АД200С-Т400 1Р-Т   на более низком уровне.

Заключение

 

Цена и ценообразование  являются важной составной частью эффективности деятельности любого предприятия.

Установление цены – один из важных элементов прибыльности предприятия, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции,  оказывают влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

В условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор  общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, укрепления рыночных позиций фирмы и многое другое. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Если каждый экономист будет  знать структуру ценообразования, тогда он сможет приблизиться ближе к цели которые предприятие ставит перед собой, сможет увеличить прибыль и удержаться на рынке, расширить производство, уменьшить издержки и прочее, но разумеется для достижения окончательных целей необходимо воссоединять знания не только о структуре, но и методах, и стратегиях ценового образования.

Проанализировав основные методы расчета окончательной цены товара, можно сделать вывод, что  пользоваться одним только методом  в условиях рыночной экономики предприятию  не следует, так как это не всегда позволяет получить запланированную прибыль.

Процесс ценообразования  очень сложен в настоящее время. А при постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре грамотный  экономист должен знать все влияющие факторы и нюансы установления цены, для расширения и прибыльности производства в любой сфере деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.
  2. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия, 2008. – 96 с.
  3. Жариков В. В., Жариков В. Д. Управление финансами: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 80 с.
  4. Егорова М. М. Маркетинг Конспект лекций / Под ред. Егорова М. М., Логинова Е. Ю., Швайко И.Г. 2008, 160 стр.
  5. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с.
  6. Шевчук Д.А. Ценообразование : учеб. пособие / Д. А. Шевчук.– М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. – 240 с.
  7. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 712 с.
  8. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/Под ред. проф. В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 319 с.
  9. Экономика предприятия Берзинь И.Э, Пикунова С.А. и др. Учебник 2003. -368с     
  10. Экономика предприятия. Шпаргалки Душенькина Е.А 2008. -32с

Информация о работе Ценообразование на предприятии