Ценообразование и конкуренция на рынке транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, главная цель моей курсовой работы состоит в исследовании процессов ценообразования и конкуренции между транспортными компаниями. А объект исследования - это то, на что направлено исследование, соответственно объект моей работы – это рынок транспортных услуг. Следовательно, начнем рассмотрение данной темы по намеченному плану.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Принципы ценообразования на рынке транспортных услуг 4
1.1. Основы ценообразования на транспортные услуги 4
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование цен 7
1.3. Тарифы на различных видах транспорта 10
Глава 2. Конкуренция на рынке транспортных услуг на примере г.Санкт-Петербурга 17
2.1. Конкуренция между видами транспорта, преимущества и недостатки различных видов перевозок 17
2.2. Основные тенденции в развитии конкуренции на рынке транспортных услуг 18
2.3. Конкуренция между транспортными компаниями Санкт-Петербурга 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг 27
3.1. Проблемы, которые должны быть решены для успешного развития рынка грузоперевозок 27
3.2. Прогноз развития рынка транспортных услуг 28
3.3. Рейтинг «Логистический оператор России» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИ-СОК……………………………………………….…..37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по транспортировке.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

За последние годы еще более  стала заметной тенденция отечественных  транспортных компаний к приведению своих услуг в соответствие с  европейскими и международными нормами перевозок. Помимо непосредственной организации перевозок грузов все большее число транспортных компаний и служб доставки начинают реализовывать целый комплекс транспортно-логических услуг.

В настоящее время автомобильные  грузоперевозки крайне востребованы, в связи с чем наблюдается активное развитие этой сферы. Определить общий объем транспортируемых с помощью автомобильных грузоперевозок предметов достаточно сложно, но, например, практически ни один квартирный переезд в Москве сегодня не обходится без участия профессионалов этой сферы. Не говоря уже о том, что обширной сетью связывают экспресс-грузоперевозки Санкт-Петербург, Воронеж, Ставрополь и прочие крупные города.

Главная причина активного развития этого сегмента рынка — острая конкуренция между его участниками. Несмотря на то, что вступление в этот бизнес требует значительных материальных затрат, все же число желающих им заниматься постоянно растет. Жесткая конкуренция оставляет в игре только сильнейших, что заставляет транспортные компании постоянно расширять спектр дополнительных услуг и оказывать их лучше и быстрее, чем конкуренты. Стимулирует это и процесс постоянного обновления техники и технологий перевозки различных видов грузов.

Второй причиной активности этого  рынка является крайняя востребованность грузоперевозок на небольшие расстояния, что выгодно и самим фирмам: заказы выполняются быстро, следовательно, за короткий срок заработать можно много. Однако из всей сферы обслуживания это именно грузоперевозки Екатеринбург, Москва или любой другой крупный город, больше других связаны с такой проблемой, как пробки. Автомобилей на наших дорогах стало слишком много, и из-за неизбежных пробок все тяжелее быстро преодолеть даже короткую дистанцию. Поэтому сегодня востребованы водители-профессионалы, хорошо ориентирующиеся в своем городе.

 Востребованы автомобильные  перевозки и на большие расстояния. В данном случае точка назначения  и маршрут ограничены только  автодорогами, при этом услугами транспортных фирм можно воспользоваться в любой удобный вам момент. Кроме того, использование автомобильного транспорта для грузоперевозок остается самым дешевым вариантом из всех возможных. Все это привело к тому, что сегодня автомобильные грузоперевозки — фактически самый востребованный вариант транспортировки товаров и грузов. Безусловно, имеют они и ряд недостатков, но все равно остаются очень удобным вариантом во многих случаях. Как бы то ни было, грузоперевозки, также как и любой другой сегмент глобального рынка услуг, активно развиваются, чтобы успевать удовлетворить запросы потребителей, находящих именно автомобильную доставку наиболее удобной и выгодной для своих целей.

 

2.3. КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сначала охарактеризуем Северо-Западный регион, или, более корректно, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Он образован относительно недавно, 13 мая 2000 года указом Президента РФ. Площадь СЗФО более 1,6 млн кв. км, с населением более 13 млн человек, что составляет примерно 9,8% от земельных и человеческих ресурсов РФ. Доля промышленной продукции 12,7% в рамках РФ.

Если говорить о доле грузоперевозок в Северо-Западном регионе  в рамках Российской Федерации, то она составляет около 13% железнодорожным транспортом, 34% морским транспортом и порядка 30% автотранспортом. За период экономического кризиса 2008-2009 гг. падение перевозок в Северо-Западном регионе составило 10% и на фоне других промышленных регионов выглядят более оптимистично. Это произошло потому, что здесь более развита и насыщена автотранспортная, железнодорожная, авиационная и портовая инфраструктуры по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Особое влияние на рынок Северо-Запада оказывают заводы зарубежных компаний, таких как Ford, Nissan, GM, Toyota, General Electric, ABB, Siemens, «Джей-Ти Интернэшнл», «Филип Моррис», «Ригли», «Нестле», «Кока-Кола» и «Пепси-Кола», «Конако», Caterpillar, «Проктер энд Гэмбл», «Ай-Си-Эн Фармасьютиклз», «Де Бирс», построенных в более благоприятные периоды нашей экономической истории. А так как большинство заводов работает на привозных комплектующих, которые не производятся в РФ, то и транспортные потоки фактически питаются заказами на эти перевозки. Причем доставка происходит всеми видами транспорта.

Теперь рассмотрим местных производителей, завязанных на транспортные потоки, таких как компании ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург), ОАО «Эра» (Ленинградская обл.), ЗАО «Автотор» (Калининградская обл.), ОАО «Апатит» (Мурманская область), ОАО «Боровичевский комбинат огнеупоров» (Новгородская обл.), ОАО «Северсталь» (Вологодская обл.), ОАО «Воркутауголь» (Республика Коми), ОАО «Кондопога» (Республика Карелия). Они производят продукцию как для потребителей Северо-Западного региона, так и для центральной части России, находящихся в пределах суточной доставки автотранспорта. А так как автопроизводители и производители продуктов питания были завязаны на потребителе, который в период кризиса оказал сильное влияние на активность транспортников своим кошельком, то провал по грузовым перевозкам, очевидно, был вызван значительным падением покупательной способности нашего населения. Все мы помним, как развивался кризис, сначала в него никто не верил. Ни правительство, ни предприниматели, ни население. Потом все призадумались и затихли с покупками и инвестициями. И лишь когда СМИ все уши прожужжали о том, что в Америке закончилась рецессия и Китай, не расслабляясь, увеличивает свое ВВП до 9, только после всего этого потребитель начал робко увеличивать свою покупательную способность, сначала в продуктах питания, а затем и в товарах инвестиционного характера.

Так, в Северо-Западном регионе за первое полугодие 2010 года в сфере транспортных грузоперевозок наблюдается значительный рост и оживление: увеличение заявок на перевозку негабаритных грузов автотранспортом — на 30%, подъем на 35% оборотов в морском сегменте, наименее всего заметен рост в авиаперевозках — пока только 12%, в ж/д перевозках увеличение произошло на 43%, и это только начало. В целом, в первом полугодии 2010 года следует отметить положительную динамику в области транспортно-логистических услуг в СЗФО.

Про любой регион, и  СЗФО в этом не исключение, можно  сказать, что он обладает значительными  резервами в той или иной отрасли. Поэтому, говоря о Северо-Западном регионе, можно утверждать, что он обладает очень динамичной и перспективной транспортной индустрией. Обычно потенциал региона зависит от целеустремленности властей по привлечению инвесторов и в создании для них благоприятного климата. При этом комфортное отношение властей должно касаться не только свежего инвестиционного капитала, но и тех предпринимателей и их предприятий, которые не один год трудятся в регионе, создают рабочие места, платят налоги.

Так, Северо-Западный федеральный округ России представляет собой транспортный мост между Россией и Западом, связывает мировые рынки Центральной и Восточной Европы, страны СНГ, Латвию, Литву и Эстонию. Транспортная система региона обеспечивает как внутри-, так и межрегиональные связи. С учетом развития международной торговли и роста объемов перевозок нагрузка на существующую транспортную сеть будет увеличиваться. Это потребует соответствующего развития транспортного комплекса всего Северо-Запада.

Особенностью региона  является расположение здесь большинства морских портов европейской части России. По его территории проходит Северный морской путь, развита сеть всех видов транспорта. Протяженность железных дорог составляет 13 тыс. км, автомобильных — 110 тыс. км, внутренних водных путей — 13,5 тыс. км. При этом наибольшая плотность автомобильных и железных дорог в Калининградской области. Из четырех международных транспортных коридоров, пролегающих по территории РФ, три («Север — Юг», «Азия — Россия — Европа» и «Панъевропейский коридор № 9») проходят по Северо-Западному региону.

Так вот, в Северо-Западном регионе сегодня работают 67 автогрузовых предприятий, 35 авиационных перевозчиков, 47 ж/д операторов, 59 морских перевозчиков. Удельный вес этих предприятий в ЦФО 70%. В Усть-Луге строится контейнерный терминал, увеличивается сеть автомобильных дорог и ж/д путей. Все это говорит о том, что нынешнее руководство Санкт-Петербурга и Ленинградской области не отстает от ведущего региона страны Москвы и Московской области, а по комфортному отношению к инвесторам даже опережает Москву.

Основное конкурентное преимущество Северо-Западного региона  — «окно в Европу». Это единственный регион России, который непосредственно граничит с Северной Европой и имеет обширный выход в акваторию Северной Атлантики. Через Балтику, безо всяких «транзитеров», регион может осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность. При этом нет никаких ограничивающих проблем. А с учетом нескольких морских портов и сопутствующей транспортной инфраструктуры, других выгод от месторасположения — регион не имеет равных в России.

Ввиду выгодного положения  и высоких экономических показателей  Северо-Западный регион всегда являлся перспективным для развития транспортной инфраструктуры России в целом. 
Так, в сфере грузоперевозок морским транспортом в отношении СЗФО заметна активная позиция со стороны Правительства РФ и профильных министерств РФ.

«В развитие новых  портов было вложено много госсредств, благодаря чему удалось кратно увеличить  объем перевалки экспортно-импортных грузов, — напомнил Сергей Иванов. — Только на Балтике мы сократили поток своих грузов в Прибалтику и на Украину сразу на 20%. Хотя после развала Советского Союза мы имели на Балтике два условных порта — в Калининграде и Санкт-Петербурге. Так исторически получилось, что мы на Северо-Западе остались без «форточки». 90% наших экспортно-импортных грузов переваливалось через порты Прибалтики».

Сегодня, по его словам, появился свет в конце тоннеля. Через  два-три года, когда заработает на полную мощность портовый комплекс Усть-Луги, Россия окончательно откажется от услуг прибалтийских соседей по перевалке наших грузов и даже возьмет на себя часть транзита, что будет способствовать быстрому росту грузопотока и повышению качества предоставляемых услуг. Уже сейчас наблюдается положительная тенденция к улучшению обслуживания транспортно-логистическими компаниями. Активно ведутся работы по реализации одного из крупнейших проектов России — строительство и запуск контейнерного распределительного центра в СЗФО. Уже сегодня доля портов Балтийского бассейна в перевалке контейнерного потока составляет примерно 74% общего объема работы портов России.

Так же активно ведутся  разработки по оптимизации работы железной дороги Северо-Западного региона. Основную нагрузку по обработке груза принимает Октябрьская железная дорога (рост за 1 полугодие 2010 г. составил 56%). Наибольший удельный вес по отправлению важнейших грузов (44%) занимает транспортный узел Санкт-Петербурга. Поэтому особое внимание уделяется взаимодействию Октябрьской железной дороги с морскими портами Санкт-Петербурга и Ленинградской области: около 60 млн т груза перерабатывается в портовых комплексах и 62% этого грузопотока перевозится железной дорогой. 
Впервые в России недалеко от Санкт-Петербурга проводится реализация проекта Сухопутного порта. К сведению: в США таких портов насчитывается около 570, в Европе более 200, в Азиатском регионе у Тихого океана их более 100. Есть к чему стремиться.

Для развития автомобильного транспорта правительство приступило к реализации крупномасштабного проекта «Северо-Западный коридор развития “Финляндская граница — Урал”», который наряду с крупнейшей автомагистралью включает осуществление комплекса уникальных проектов. Реализация этой программы строительства коридора развития станет объективным условием устойчивого экономического роста четырех российских регионов — Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Пермского края. 
Управляет проектом компания ОАО «Северо-Западный коридор развития», специально созданная на условиях государственно-частного партнерства. Данный вид партнерства позволяет предприятиям-производителям и организациям сферы услуг разных регионов участвовать в реализации строительства магистрали, тем самым увеличивая не только свои обороты, но и способствовать росту экономики в целом.

Также заинтересованность властей в развитии транспортной отрасли можно проверить следующими способами. Во-первых, как голосовали депутаты по транспортному налогу, и какие ставки этого налога введены в Северо-Западном регионе. Во-вторых, можно было бы провести несложный опрос предприятий, работающих в транспортной отрасли региона: Мешают или помогаю Вам власти в Вашем бизнесе? Выделяются ли субсидии Вашему бизнесу? Честный ли подход в распределении госзаказа в транспортной отрасли? Частота проверок Вашего бизнеса? Ну, и так далее. После обобщения ответов на вышеприведенные вопросы можно с высокой степенью достоверности сказать, каков уровень господдержки бизнеса и каково отношение к нему местной власти.

На данный момент в  Петербурге насчитывается большое количество компаний, готовых оказать различные услуги: грузоперевозку, переезды и другие. Рынок транспортных услуг можно назвать насыщенным и с каждым днем спрос на транспортные услуги увеличивается, соответственно транспортных компаний становиться больше.

Сейчас на рынке транспортных услуг в Петербурге представлены разнообразные компании: по уровню обслуживания, расценкам, количеству предоставляемых услуг. Есть транспортные компании для состоятельных клиентов, есть для людей со средним достатком.

Перечень крупнейших перевозчиков Северо-Западного региона: ООО «Евротранс», ООО «Восточный Экспресс», ООО «Global», ООО «АМД Транспорт», ООО «ЛК СПУТНИК», ООО «РосАвто», ООО «Евро-азиатский Транспортный Альянс», ОАО «Морской Порт Санкт-Петербург», Первая экспедиторская компания, Первая транспортная компания и др.

Большинство компаний предлагают своим клиентам довольно-таки разнообразный парк грузовых автомобилей, предлагают услуги опытных грузчиков, выполняю свою работу ответственно и аккуратно.

Информация о работе Ценообразование и конкуренция на рынке транспортных услуг