Ценообразование и конкуренция на рынке транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, главная цель моей курсовой работы состоит в исследовании процессов ценообразования и конкуренции между транспортными компаниями. А объект исследования - это то, на что направлено исследование, соответственно объект моей работы – это рынок транспортных услуг. Следовательно, начнем рассмотрение данной темы по намеченному плану.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Принципы ценообразования на рынке транспортных услуг 4
1.1. Основы ценообразования на транспортные услуги 4
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование цен 7
1.3. Тарифы на различных видах транспорта 10
Глава 2. Конкуренция на рынке транспортных услуг на примере г.Санкт-Петербурга 17
2.1. Конкуренция между видами транспорта, преимущества и недостатки различных видов перевозок 17
2.2. Основные тенденции в развитии конкуренции на рынке транспортных услуг 18
2.3. Конкуренция между транспортными компаниями Санкт-Петербурга 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг 27
3.1. Проблемы, которые должны быть решены для успешного развития рынка грузоперевозок 27
3.2. Прогноз развития рынка транспортных услуг 28
3.3. Рейтинг «Логистический оператор России» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИ-СОК……………………………………………….…..37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по транспортировке.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Тарифы исчисляются  по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операций. Ставки устанавливаются за вагон, тонну, вагонно-километр и тонну-километр. Определяется минимальная весовая загрузка вагона, необходимая для расчета платы за весь груз.

Для того, чтобы рассчитать провозную плату, нужно определить расстояние от станции отправления до станции назначения и вид отправки. Минимальная плата за перевозку установлена на расстоянии 50 км. Если отправка товара осуществляется вагонами, то определяется загрузка вагона, если контейнерами - тип контейнера. Далее устанавливается номер тарифной схемы. По ней определяется провозная плата:

- при повагонной отправке  провозная плата зависит от  расстояния перевозки и загрузки вагона;

- при контейнерной  отправке цена определяется с  учетом расстояния перевозки и типа контейнера.

Полученная по тарифному  справочнику базовая цена умножается на повышающий коэффициент, величина которого пересматривается Министерством путей сообщения ежемесячно.

На железнодорожном  транспорте применяются тарифы нескольких видов. Они подразделяются на общие, местные и исключительные. Общие тарифы являются основной формой тарифов: по ним определяется провозная плата для подавляющей массы грузов. Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предпринимателей и утверждаются их руководителями. Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели место в плановом хозяйстве. В настоящее время они практически не действуют.

По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные, малотоннажные  и тарифы мелких отправок. В основе повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определенной норме его загрузки. Провозная плата взимается независимо от степени ее загруженности, что стимулирует более полное использование грузоподъемности и вместимости вагона. Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъёмности контейнера. Они значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения дополнительных затрат по содержанию контейнера. Потонные тарифы применяются на малотоннажные и мелкие отправки. Тарифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сборном вагоне по разным документам. Тарифы мелких отправок различаются в зависимости от массы груза.

Пассажирские железнодорожные  тарифы представляют собой установленную плату за перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа. Пассажирские тарифы включают в себя:

- общий тариф, применяемый при проезде во всех поездах прямого или местного назначения;

- пригородный тариф при проезде в пригородных поездах. Он подразделяется на:

- зонный тариф, который применяется для поездов пригородного сообщения крупных городов;

- покилометровый общий  тариф на участках, где не установлен  зонный тариф;

- абонементный тариф.

  • Тарифы водного транспорта

Перевозки водным транспортом  осуществляется по изолированным путям и не образуют единой транспортной системы. Это отражается на уровне издержек пароходства и определяет разнообразие условий их работы.

Система грузовых тарифов  речного транспорта определена в  Прейскуранте №14-01 «Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом», который введен в действие с 1 января 1990 г. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходством, видам перевозок и родам грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам.

Тарифы на перевозку  грузов речным транспортом различаются  по видам грузов и по видам отправок: судовые, контейнерные, сборные и  мелкие. Основные тарифы установлены для судовых перевозок. Плата за перевозке в контейнерах определяется в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера.

Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду.

По видам сообщения  различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения - на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест.

Тарифы на грузовые перевозки  морским транспортом подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного  плавания между морскими портами  страны и на тарифы на перевозку  грузов между отечественными и иностранными портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: ставка по движенческой операции за одну тонну-милю и ставка по стояночной операции в портах. Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и разгрузку судна.

В соответствии с принципом  построения тарифы разделяются на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, при разработке поясных - для половины расстояния пояса.

По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В  табличных тарифах указываются  пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

  • Тарифы автомобильного транспорта

Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность  и скорость доставки грузов. Его  преимущество - в доставке груза  без перевалок со склада на склад покупателя. Эффективность автомобильного транспорта зависит также от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.

Себестоимость автомобильных  перевозок относительно высока по сравнению с другими видами транспорта, что обуславливается небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок также колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условий, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок оказывает влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо. Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно.

Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

Повременные тарифы устанавливаются  в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.

Покилометровые тарифы используются в тех случаях, когда  по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы, например при холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

Транспортное предприятие  информирует грузовладельцев о  применяемых тарифах на оказываемые услуги, оформленных в виде сборников, прейскурантов или другой существенной форме.

Изменение тарифов рекомендуется  производить не чаще одного раза в  квартал.

О предлагаемом изменении  уровня тарифов автотранспортное предприятие (перевозчик) обязано уведомить грузовладельцев, имеющих договорные отношения с этим предприятием, не позднее за 1,5 дней до введения новых тарифов.

В сфере городских  и пригородных перевозок во многих случаях целесообразно выделять перевозки грузов, имеющие большое социальное значение - перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц, на которые возможно устанавливать относительно низкие тарифы.

Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условия его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на перевозки.

К автопредприятиям (перевозчикам), допустившим нарушение государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по политике цен, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.92 N 01-17/030-23, N 112 и N В36-05/410.

Департамент автомобильного транспорта Минтранса России ежеквартально информирует Комитет Российской Федерации по политике цен об уровне действующих тарифов.

  • Тарифы воздушного транспорта

Решение об определении (установлении) аэропортовых сборов и  тарифов принимается учетом анализа основных ценообразующих факторов, в том числе:

а) объемов аэропортового  обслуживания и их особенностей;

б) расходов субъектов  естественной монополии в сфере  услуг аэропортов, в том числе  расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных  расходов;

в) амортизационных отчислений;

г) конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;

д) потребности в средствах  на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов;

е) объемов государственной  поддержки, а также налогов и  других платежей.

Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов:

1. Правила формирования  и применения тарифов, взимания  сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

2. Для воздушных перевозок,  осуществляемых в соответствии  с договором фрахтования воздушного судна (воздушным чартером), могут устанавливаться договорные цены. Уполномоченный орган в области гражданской авиации может устанавливать минимальные цены на такие перевозки, осуществляемые на определенных авиационных линиях, в целях защиты регулярных воздушных перевозок, осуществляемых на тех же авиационных линиях.

3. Плата за воздушные  перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

 

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

2.1. КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПЕРЕВОЗОК

  • Преимущества автомобильного транспорта: исключительная мобильность, всепроходимость, высокая оперативность доставки, маневренность, регулируемая степень срочности и регулярности поставки, возможность изменения маршрута. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. 
    Недостатки автомобильного транспорта: ограниченность по весу и объему доставки груза, сравнительно высокая себестоимость перевозок, возможность хищения груза и риск угона автотранспорта.
  • Преимущества железнодорожного транспорта: высокая емкость доставки груза, низкая цена доставки на единицу веса груза, дальние расстояния, высокая степень регулярности независимо от погодных условий. 
    Недостатки железнодорожного транспорта: использование только  
    ж/д путей и мест приемки ж/д терминалов, ж/д инфраструктура в настоящее время требует модернизации и расширения.
  • Преимущества авиационного транспорта: высокая скорость доставки груза на очень дальние расстояния. 
    Недостатки авиационного транспорта: высокая цена доставки груза, ограниченность объема и веса поставки груза, высокая зависимость от погодных условий, что влияет на регулярность доставки.
  • Преимущества морского транспорта: высокая емкость доставки груза, крайне низкая цена на единицу веса доставляемого груза. 
    Недостатки морского транспорта: прямая доставка только в порты, длительность доставки, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, перевозка грузов осуществляется с низкой частотой отправок, невозможность доставки «от двери к двери».

2.2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Главный тренд на российском рынке грузоперевозок прослеживается в значительном усиление конкуренции. Службы доставки нового формата, работающие по европейским стандартам теснят транспортные компании, работающие по принципу советского пивного ларька. В выигрыше остаются все потребители транспортных услуг. Самое заметное усиление конкуренции наблюдалось на рынке автомобильных грузоперевозок, где и были самые высокие темпы прироста среди всех видов перевозок. Далеко не все транспортные компании способны оказывать услуги на требуемом уровне, в результате жесточайшего отбора на рынке остаются наиболее сильные игроки или происходит слияние различных мелких и средних служб доставки для того, чтобы повысить привлекательность предоставляемых транспортно-экспедиторских услуг.

Информация о работе Ценообразование и конкуренция на рынке транспортных услуг