Ценообразование и конкуренция на рынке транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, главная цель моей курсовой работы состоит в исследовании процессов ценообразования и конкуренции между транспортными компаниями. А объект исследования - это то, на что направлено исследование, соответственно объект моей работы – это рынок транспортных услуг. Следовательно, начнем рассмотрение данной темы по намеченному плану.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Принципы ценообразования на рынке транспортных услуг 4
1.1. Основы ценообразования на транспортные услуги 4
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование цен 7
1.3. Тарифы на различных видах транспорта 10
Глава 2. Конкуренция на рынке транспортных услуг на примере г.Санкт-Петербурга 17
2.1. Конкуренция между видами транспорта, преимущества и недостатки различных видов перевозок 17
2.2. Основные тенденции в развитии конкуренции на рынке транспортных услуг 18
2.3. Конкуренция между транспортными компаниями Санкт-Петербурга 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг 27
3.1. Проблемы, которые должны быть решены для успешного развития рынка грузоперевозок 27
3.2. Прогноз развития рынка транспортных услуг 28
3.3. Рейтинг «Логистический оператор России» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИ-СОК……………………………………………….…..37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по транспортировке.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И  ЛОГИСТИКИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Транспортировка в цепях поставок»

на тему:

«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ»

 

 

 

Студентки 469-2 группы

Завьяловой А.Ю.

 

Руководитель:

кандидат экономических  наук, доцент

Воробьева И.Б.

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….…..37

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных условий  рациональной организации деятельности транспорта и его прибыльности является грамотное, качественное и планомерное формирование цен на транспортные услуги, а там, где невозможно создание конкурентной среды, проведение взвешенной тарифной политики государства.

Я выбрала данную тему для того, чтобы научиться понимать все происходящие реальные процессы на данном рынке, понимать как именно и за счет чего транспортное предприятие может добиться лидирующих позиций.

 Последовательность моей работы будет выглядеть следующим образом. Во-первых, в своей работе я постараюсь показать, каким образом формируются цены на перевозки, какие факторы на них влияют. Также я проанализирую, чем отличается формирование тарифов на различных видах транспорта. Во-вторых, я упомяну преимущества и недостатки перевозки разными видами транспорта, а также конкуренцию на рынке транспортных услуг в Северо-Западном Федеральном Округе, и в частности в г.Санкт-Петербурге. И наконец, в своей работе я рассмотрю проблемы и перспективы на данном рынке, и рассмотрю рейтинг «Логистический оператор России», как актуальный показатель конкуренции на рынке транспортных услуг.

Таким образом, главная цель моей курсовой работы состоит в исследовании процессов ценообразования и конкуренции между транспортными компаниями. А объект исследования - это то, на что направлено исследование, соответственно объект моей работы – это рынок транспортных услуг. Следовательно, начнем рассмотрение данной темы по намеченному плану.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

1.1. ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

В соответствии с постановлением правительства, в настоящее время регулируются тарифы на следующие виды транспортных услуг:

· перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

· перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте;

· погрузо-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы  за проход по внутренним водным путям иностранных судов;

· услуги ледокольного флота;

· аэронавигационное  обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

· обслуживание воздушных  судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

· перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

· перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом  в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

· перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом  по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

· перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и  речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

· перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

· услуги, оказываемые  предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.

Транспортный тариф - это цена за перевозку материальных объектов. В транспортные тарифы входят:

  1. тарифы грузовых перевозок;
  2. пассажирские тарифы.

Грузовой транспорт  перевозит товары от производителей к покупателю и тем самым увеличивает их конечную стоимость. Пассажирские тарифы принадлежат к сфере услуг.

Грузовые тарифы формируются на основе общественно необходимых трудовых затрат на перевозку материальных объектов. Транспортный тариф является денежным эквивалентом стоимости перевозки. Затраты на транспортировку грузов формируются из:

  1. расходов на начально-конечные операции;
  2. транспортных расходов.

Расходы на начально-конечные операции состоят из:

  1. затрат на формирование составов;
  2. затрат на погрузку в пункте отправки;
  3. затрат на разгрузку в пункте прибытия.

Движенческие операции состоят из:

  1. затрат на передвижение грузов;
  2. расходов на содержание путей сообщения;
  3. расходов на содержание энергетического хозяйства и т. д.

Расходы на начально-конечные операции не зависят от расстояний перевозки грузов, а зависят только от массы и объема груза, т. е. в расчете на 1 т они остаются неизменными.

Движенческие расходы изменяются в зависимости от расстояний перевозки. В расчете на 1 т движенческие расходы изменяются прямо пропорционально дальности перевозки.

Расходы на перевозки формируются из расходов на начально-конечные операции и движенческих расходов.

Себестоимость перевозки 1 т груза рассчитывается по формуле:

СЕБЕСТОИМОСТЬ = Р + ЗД,

где Р – расходы  на начально-конечные операции для 1 т груза; 
З – расходы на перевозку 1 т груза на расстояние в 1 км; 
Д – расстояние перевозки (км).

Тогда себестоимость тонно-километра транспортного грузооборота будет рассчитываться так: СЕБЕСТОИМОСТЬ=Р/Д+З.

По мере увеличения расстояния себестоимость тонно-километра будет  уменьшаться, так как на каждый тонно-километр будет уменьшаться доля расходов на начально-конечные операции.

Грузовые транспортные тарифы рассчитываются как себестоимость  тонно-километра грузооборота плюс норма прибыли, которая необходима для нормального функционирования транспорта при расширенном воспроизводстве. Грузовые транспортные тарифы не включают в себя НДС (налог на добавленную стоимость), взимающийся с провозной платы.

Разделение расходов на перевозки на расходы начально-конечных операций и движенческие расходы дает возможность устанавливать двухставочные тарифы. Такой вид тарифов более точно отражает формирование общественно необходимых трудовых затрат и позволяет обеспечить приблизительно равную рентабельность на перевозках разных дальностей, а также делает возможным упрощение прейскурантов на перевозку грузов.

 

1.2. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН

Все ценообразующие факторы  можно разделить на две основные группы.

    • Общеэкономические:

- изменения в налоговой  и амортизационной политике, в  том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;

- изменение общей конъюнктуры финансового рынка;

- обеспечение более  благоприятных условий конкурентоспособности  российского экспорта на мировом рынке;

- изменения нормативных  правовых актов, регулирующих  величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

- общий уровень инфляции.

    • Отраслевые:

- изменения в объемах  и в структуре перевозок и  других видах работ транспорта;

- резервы снижения  собственных затрат транспорта;

- изменения в номенклатуре  расходов и распределении затрат  по видам услуг;

- результаты структурного  реформирования в транспортных  отраслях, в управлении и в  формах собственности.

Стоит заметить, что транспортные перевозки разделяются на пассажирские и грузовые. Расценки на транспортные услуги формируются в зависимости от того, что именно нужно транспортировать.

Давайте все-таки рассмотрим основные факторы, которые формируют  цены на транспортные услуги:

1.       Топливо. Любой транспорт работает на топливе. Автомобиль, корабль, самолет – все зависит от нефти – основного источника энергии. Одной из разновидностей топлива является электричество, на производство которого тоже необходимы определенные затраты. Соответственно все виды транспорта зависят от этого сырья. В зависимости от рыночных цен на горючее, в стоимость перевозки будет включена цена на предполагаемый или фактический расход. У каждого вида транспорта он свой, поэтому и цена может существенно отличаться.

2.       Расстояние. Чем дальше требуется перевезти груз, тем чаще всего дороже это обойдется. Сюда входит не только затраты на топливо, но и время, которое тратят люди, занимающиеся транспортировкой. Но есть и друга сторона медали: тонно-километр. Эта величина формируется в зависимости от груза и расстояния. Существует множество расчетов, которые в результате устанавливают окончательные цены на транспортные услуги, исходя из этих значений.

3.       Вес груза, габариты. Размеры и вес груза играет одну из главных ролей при формировании цены перевозки. Затраты на погрузку, перевозку, разгрузку требуют больше усилий, энергии и времени.

4.       Срок хранения груза. В зависимости от того, какой срок хранения у продукции, формируется цена на его транспортировку. Скоропортящиеся товары обойдутся гораздо дороже. Приведенные выше пункты – это основные составляющие стоимости транспортных услуг. Основные расходы по перевозке грузов состоят из расходов на начально-конечные операции (погрузка-разгрузка) и непосредственно на перевозку.

На отдельных видах  транспорта тарифы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции – на автомобильном транспорте. Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты энергии на передвижение по воде значительно ниже, чем на передвижение по автомобильной дороге.

Уровень транспортных издержек различается по регионам страны. Наиболее сильно дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки этими видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.

Себестоимость тонна-километра  грузооборота зависит от особенностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

 

1.3. ТАРИФЫ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА

  • Тарифы железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт  является основой транспортного  комплекса России. Для железных дорог  в общем грузообороте всех видов  транспорта общего пользования составляет 80%.

Железнодорожный тариф представляет собой цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также цены погрузочно-разгрузочных работ. Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» от 28 августа 2003 г. До 28 августа 2003 г. расчеты на перевозки грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними работы и услуги производились на основе Прейскуранта №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки», введенные в действие с 1 января 1999 г.

Железнодорожные тарифы едины для всей страны. В качестве базового тарифа принята средняя  для всех железных дорог себестоимость  грузовых перевозок, определяемая в целом по всему грузообороту и по отдельным грузам в зависимости от дальности перевозки. Затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапряженности участков дорог. Нормативную прибыль рассчитывают исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагонно-сутки для однотипного подвижного состава с учетом равновыгодности перевозок на разные расстояния.

Информация о работе Ценообразование и конкуренция на рынке транспортных услуг