Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственное регулирование цен;
- дать определение цены, перечислить её виды и функции;
- изучить цели, методы и способы государственного регулирования цен;
- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;
- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5
1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8
1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10
1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15

ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23

ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и  науки РФ

ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический  университет»

Институт управления, экономики и финансов

Кафедра экономики и  управления

Специальность 080504 «Государственное  и муниципальное управление»

 

 

 
Курсовая работа

Государственное регулирование  цен в регионе,

проблемы и направление  решения

 

 
Выполнил: А.А. Ваваев 09-ГУ-7 
Проверил:  Зав. кафедрой д.э.н.,

профессор Немиров А.Л.

 

 

 
г. Кострома, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

 

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5

1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8

1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10

1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15

 

ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18

2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23

 

ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства.

Государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста.

Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование цен является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

В ходе работы было изучено  и проанализировано государственное  регулирование цен.

Объектом исследования в данной работе является государственное регулирование цен.

Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

3

- рассмотреть государственное регулирование цен;

- дать определение цены, перечислить её виды и функции;

- изучить цели, методы  и способы государственного регулирования  цен;

- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;

- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;

- выявить проблемы  регулирования цен и направления  их решения.

Для реализации поставленных задач в курсовой работе был использован широкий круг источников и литературы.

Законодательная и нормативно-методическая база: Конституция Российской Федерации (является основным законом РФ, нормы Конституции воздействует на все сферы жизни общества); федеральные законы РФ; постановления администрации Костромской области. А также использовались и нормативные материалы, такие как: Постановления Администрации Костромской, Положение о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, отчет об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Особую группу образует научная литература и периодические материалы (статьи в журналах).

В соответствии с поставленными  задачами курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

4

 

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен

 

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике  ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно, прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

Не редко саморегулирование  цен понимается упрощено – как  встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке.

Государственное регулирование  цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики. Она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на

5

продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Роль государства заключается  в создании рыночных структур в целях  обеспечения нормальных условий  развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

Цены разрабатываются  и устанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п.

Обычно при возрастании  цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может  расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.

Прямое регулирование  цен осуществляется главным образом  в 

6

отраслях общественного  пользования (электроэнергетика, транспорт, связь,

водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования  необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен.

Наряду с методами прямого регулирования государство  воздействует на процесс ценообразования  и с помощью косвенных мер. Эти меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

Этими мерами государство  стремится установить равновесие между  спросом и предложением и тем  самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

Степень государственного регулирования цен изменяется в  зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных  ситуациях – в периоды ускорения  инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса.

Налоговая система также  воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо  зависят динамика цен и темпы  инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки.

 

 

 

 

 

7

    1. Цена, ее виды и функции

 

Цена – денежное выражение  стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода –  это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования  зависит от вида рынка, поэтому под  рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Функции цен:

1) измерительная –  благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен  заплатить, а продавец получить за товар;

2) соизмерительная –  заключается в сопоставлении  ценностей разных товаров. Если  цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при  сопоставлении полезности;

3) учетная – цена  становится вспомогательным инструментом  учета;

4) инструментом анализа, прогнозирования, планирования;

5) социальная функция  – с ценами и их изменением  связаны структура и объем  потребления, уровень жизни, прожиточный  минимум, 

8

потребительский бюджет семьи;

6) внешнеэкономические  функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

7) стимулирующая функция  – влияет на повышение объемов  производства и улучшение качества  продукции.

В зависимости от сфер торговли различают несколько видов  цен:

- оптовые – цены, по  которым продукция реализуется крупными партиями;

- розничные – цены, по которым товар продается  в розничной торговой сети;

- закупочные – цены  государственных закупок продукции  у предприятий; 

- цены на услуги.

Виды цен, различаются  по степени и способам регулирования.

1. Жестко фиксированные,  твердые цены – назначаются  государственными органами ценообразования.

2. Регулируемые цены  – регулируются государственными  органами – утверждение государственными  органами предельного уровня  рентабельности.

3. Договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.

4. Свободные рыночные  цены.

 

 

 

 

 

 

 

9

1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели:

  • взаимоувязывание интересов субъектов рыночной экономики: производителя, покупателя и государства;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • защита отечественного товаропроизводителя;
  • защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;
  • создание условий для нормальной конкуренции;
  • государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов;
  • ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита;
  • поддержание ценовых пропорций.

Информация о работе Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения