Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственное регулирование цен;
- дать определение цены, перечислить её виды и функции;
- изучить цели, методы и способы государственного регулирования цен;
- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;
- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5
1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8
1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10
1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15

ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23

ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование  цен – объективная необходимость  в современных условиях, поскольку:

1) непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве;

2) выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства;

3) от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить;

4) с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла.

Механизм государственного регулирования цен состоит из:

10

• определения задач и целей;

• изучения спроса на товар;

• оценки средних издержек производства;

• анализа поведения различных противодействующих сторон;

• выбора метода ценообразования;

• окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены).

В настоящее время  используется достаточно широкий набор  форм и методов государственного регулирования цен, которые можно  разделить на прямые и косвенные.

При помощи прямых методов  государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся  методы, при помощи которых государство  регулирует поведение объектов, участвующих  в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

11

Вместе с тем, государство  использует и такие косвенные  методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государственное регулирование  цен осуществляется в различных  формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной  активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически  началось государственное регулирование  цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры, специальные комиссии по заданиям руководства правительства.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных  органов и социальных партнеров  – изменение роста стоимости  жизни для определения индекса  ежегодного номинального повышения  заработной платы и пенсий, а также  для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все

12

 государственные регулирующие  акции, какой бы цели они  не служили.

Способы государственного регулирования цен можно подразделить на директивные и экономические. 

Способами директивного (прямого) регулирования ценообразования  является установление:

  1. фиксированных цен. Например, установлены фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, на ритуальные услуги;
  2. предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов;
  3. базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Такая система применяется, например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам;
  4. предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Например, регулируются оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости;
  5. предельного уровня рентабельности. Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок;
  6. гарантированных цен. Такая система применяется в сфере агропромышленного производства. Гарантированные цены устанавливаются компетентными государственными органами (Минэкономики России, Минсельхозом России). Если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, применяются последние. Гарантированные цены применяются также при закупках

13

  1. для государственных нужд.

Изменение регулируемых цен осуществляется, как правило, после подачи заявления в компетентные государственные органы с экономически обоснованной просьбой об их пересмотре и получения разрешения этих органов. Данный порядок называется декларированием.

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены

 

Многообразие задач, которые  стоят перед государством в экономике  определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения  задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим  из которых относятся: фискальная и денежная  политика; социальная  политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших  инструментов государственного

15

 регулирования. Государство  осуществляет торговое и валютное  регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы – оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым  государством относятся следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Создание и регулирование  правовой основы функционирования экономики: Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в

16

своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе

 

Органы ценообразования и контроля цен осуществляют контроль за применением регулируемых, т.е. устанавливаемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенций цен и тарифов.  Право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, органы государственной статистики и др.

Государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне в пределах предоставленных полномочий осуществляется, в основном, органами исполнительной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ органы ценообразования и контроля цен фигурируют под различными названиями и имеют различную подчиненность. 

Государственное регулирование цен в Костромском регионе осуществляет Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.

Департамент государственного регулирования цен и тарифов  Костромской области (далее – Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов).

Департамент в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации1, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Костромской области, законами Костромской области, иными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, а также Положением о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области2.

Департамент создан с  целью реализации государственной  политики в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Координирует и контролирует работу Департамента заместитель губернатора Костромской области, координирующий работу по вопросам деятельности Департамента.

Департамент исполняет  90 функций в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля. Функции и полномочия департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области утверждены постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 года № 313-а.3

Департамент осуществляет свои полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, теплоэнергетике, в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, транспорта, а также в области государственного регулирования цен (тарифов) в иных отраслях.

Количество  полномочий  по регулированию и контролю тарифов ежегодно увеличивается. Так, с 01 января 2013 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»4, на уровень субъекта РФ передаются около 10 дополнительных полномочий.

Основной целью  деятельности Департамента является реализации государственной политики в сфере  государственного регулирования  цен (тарифов).

Информация о работе Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения