Методы государственного регулирования цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:48, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Содержание

1. Методы государственного регулирования цен……………………………….3
2. Функции цен……………………………………………………………………8
Задача 1…………………………………………………………………………...13
Задача 2…………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

Кон.раб.ценообразование.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Методы  государственного регулирования  цен……………………………….3

2. Функции  цен……………………………………………………………………8

Задача 1…………………………………………………………………………...13

Задача 2…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

1. Методы государственного  регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются  и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем  методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе  и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат – калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

Прямое  вмешательство государства целесообразно  тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста, например в 2012 г. предполагался рост цен 5-10% в год. В 2013 г. прогнозируется рост цен в размере 30% (не выше 3% в месяц). Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно.

Решение о необходимости регулирования  цен принимается на основе анализа  деятельности субъектов ценообразования  с учетом стимулирующей роли соответствующих  методов регулирования в повышении  качества производимой продукции и  удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования.

  1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).
  2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов  цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается  на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление  пределов возможного роста цены  за определенный период времени  или предельного уровня цены, то есть максимального или  минимального уровня цены, выше  или ниже которого цена не  может подниматься. Такое регулирующее  мероприятие очень важно в  условиях дефицита, так как рост  свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

В настоящее  время правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.

Предельный  уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового  диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и  услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие  цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования  верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей  деятельности российское правительство  в 2010-2012 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из других стран.

4. Установление  предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при  ее расчете учитывается прибыль  в размере предельного норматива  рентабельности. В России этот  метод регулирования цен получил  наибольшее распространение. Он  применяется при регулировании  цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены  на которые регулируют местные  органы власти (например, на вывоз  бытовых отходов, ритуальные услуги  и т. д.). В 2006-2007 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены  на продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны пересматриваться предприятиями  в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью  не выше предельного уровня.

За рубежом  этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в  снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через  ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный  капитал.

  1. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
  2. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
  3. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы  ценообразования вправе принимать  решение о регистрации декларируемой  цены либо отказать в ее регистрации  или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента  регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую  введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать  с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции. Такая практика  имеет место в некоторых странах,  например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное вмешательство в ценообразование  обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения  на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим  или физическим лицом договора о  введении фиксированных цен на реализуемую  ими продукцию или услуги.

Органы  исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями  и потребителями продукции при  участии органов государственного управления, а также принятия производителями  продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста  цен.

К формам косвенного регулирования цен также  можно отнести различные мероприятия  и программы, разрабатываемые государственными органами.

  • Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
  • Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
  • Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
  • Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
  • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

2. Функции цен

 

Цена – сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.

Цена  выполняет измерительную функцию. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает  экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного  оборота: производителя – посредника – покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К. Макконнел и С. Брю, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д.

Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают  полезность, то по соотношению таких  цен можно судить о соотношении  полезности разных товаров. Перечисленные  факты позволяют считать, что  цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

Цена  выполняет учетную функцию. С  помощью цен разнообразный и  многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится  в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение  общественно признанных затрат труда  и его полезности.

На практике с помощью цены в ее учетной  функции исчисляются все стоимостные  показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д. Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных показателей, как производительность труда, рентабельность изделий и производства, фондоотдача и т. п.

В качестве измерительной, соизмерительной учетной функции цена является носителем важнейшей экономической информации и тем самым сильно влияет на поведение субъектов рынка: покупателей и продавцов. По этой причине, например, американцы называют Америку ценоуправляемой системой. Есть даже в американских учебниках такая картинка: здание свободного предпринимательства держится на трех колоннах: частная собственность, система ценообразования, конкуренция.

Информация о работе Методы государственного регулирования цен