Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение и анализ государственного регулирования цен в целом и на уровне Костромского региона, а также выявление проблем регулирования цен и направления их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть государственное регулирование цен;
- дать определение цены, перечислить её виды и функции;
- изучить цели, методы и способы государственного регулирования цен;
- изучить законодательное регулирование цен в Костромском регионе;
- проанализировать индексы цен в Костромском регионе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Сущность государственного регулирования цен…………………..5
1.1. Цена, ее виды и функции…………………………………………...…8
1.2. Объективная необходимость, цели, методы и способы государственного регулирования цен………………………………….10
1.3. Функции и задачи государственного воздействия на цены……….15

ГЛАВА 2. Государственное регулирование цен в Костромском регионе…..18
2.1. Анализ индексов цен в Костромском регионе на начало 2013 года………………………………………………………………………………..23

ГЛАВА 3. Проблемы государственного регулирования цен и направления их решения………………………………………………………………….……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование цен применяется при нарушении антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов. В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия.

Меры воздействия на производителей со стороны государства  могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).

Наряду с методами прямого регулирования государство осуществляет косвенное регулирование, воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. 

Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. На практике же зачастую они противопоставляются друг другу, что является проблемой государственного регулирования цен.

Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем государственного регулирования цен. С целью получения избыточной инфляции и уменьшения ее негативных последствий правительство осуществляет антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика – это комплекс соответствующих мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с чрезмерной инфляцией. Воплощение в жизнь такой политики требует разработки антиинфляционной программы, которая определяет цели, задачи и способы ее реализации, зависит от стадии инфляционного процесса, его интенсивности и других факторов. Ограничения масштабов инфляционных последствий различны и требуют различных методов регулирования.

Важной частью разработки антиинфляционной программы является установление количественных показателей, которые определяют ее конечные результаты. На практике к ним относятся ценовые показатели (темп инфляции, индекс потребительских цен и др.), динамика денежной массы в обращении, объем и динамику государственных расходов и т.д.

30 

 Следовательно, проведение антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и степени их активности. Наибольшей эффективности можно достичь лишь при условии комплексного использования всех возможных способов борьбы с инфляцией и средств, направленных на рост доверия населения страны правительству.

Если говорить о правовой основе регулирования цен, то в настоящее  время не реализуется предусмотренная  Конституцией РФ статья 71 (п. «ж») в части  основ ценовой политики государства. В соответствии с  71 статьей Конституции Российской Федерации установление правовых основ ценовой политики находится в ведении Российской Федерации. До настоящего времени в Российской Федерации не разработан закон по основам ценовой политики, не реализована конституционная норма в части управления ценообразованием и как следствие, не создана вертикаль органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроля за ценами. Все имеющиеся законодательные акты по этому вопросу противоречивы. Ценовая политика не стала действенным инструментом в вопросах решения социально-экономических проблем, влияния на инфляционные процессы, оптимизации ценовых соотношений на продукцию различных отраслей, а также решения проблемы повышения благосостояния россиян, как это имеет место в других странах.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений в России практически не налажен, что при высокой степени монополизма и отсутствия законодательного и нормативно-правового обеспечения в вопросах ценообразования ведет к быстрому и необоснованному росту цен, уклонению от налогообложения.

Органы ценообразования  и контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов субъектов  Российской Федерации не достаточно получают методологической, информационной и правовой поддержки от федеральных  органов исполнительной власти.

31

До настоящего времени государственное регулирование цен (тарифов) основано не на основе Федерального законодательства, а на документах временного действия. Не приняты законодательные  правовые акты в области регулирования цен и тарифов, за исключением сферы деятельности естественных монополий и тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Отсутствие законодательно установленных на федеральном уровне правовых основ ценообразования  и общих принципов формирования свободных и регулируемых цен, постоянное решение возникающих производственных и социально-экономических проблем приводят к необходимости устанавливать свои региональные правила и нормы ценового регулирования. 

Учитывая изложенное, необходимо осуществить мониторинг правоприменения в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Практическая реализация предложений по совершенствованию  государственного регулирования цен  в регионе будет способствовать  ограничению  необоснованного  роста  цен  на  социально значимые товары и услуги, внесет определенный вклад в формирование эффективного  общероссийского  механизма  государственного  регулирования цен, включающего в себя и региональный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе рассмотрен основной механизм государственного регулирования цен в России и на региональном уровне, на примере Костромского региона.  Рассмотрены основные виды и функции цен, приведены цели, методы и способы государственного регулирования цен. А также рассмотрены основные проблемы государственного регулирования цен и направления их решения.

Государственное регулирование  цен позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения и т.п.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

На региональном уровне вопросами государственного регулирования цен занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулирование цен осуществляется государством.

 

 Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров

33

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Принята 12.12.1993 года.

2. Федеральный закон РФ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01 января 2013 года).

3. Постановление Администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а «О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области».

4. Положение о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (Утверждено постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а). Кострома, 2012.

5. Отчет об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области за 2012 год и задачах на 2013 год.

6. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. – 2009. – № 5.

7. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.

8. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: «Омега-Л», 2008.

9. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. – М.: Высшая школа, 2006.

10. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2009. – № 6.

11. Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007.

12. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2008.

13. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2008.

35

14. Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: «Финансы и статистика», 2008.

15. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 1.

16. Ионов, М. Роль государства в экономике // Экономист. – 2007. – № 8.

17. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. – М., 2003.

18. Максимова, В.Ф., Шишов, А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2009.

19. Назаренко, А., Борхунов, Н., Регулирование цен // Вопросы экономики. – 2011.

20. Сажина М.А. Экономическая теория.  – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004.

21. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2005.

22. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

23. Экономика: Учебник / Под.ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2009.

24. Официальный Интернет-сайт Костромастата http://www.kostroma.gks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

1 Конституция (основной закон) Российской Федерации. Принята 12.12.1993.

 

 

18

2 Положение о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (Утверждено постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а). Кострома, 2012.

3 Постановление Администрации Костромской области от 31 июля 2012 г. № 313-а «О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области».

4 Федеральный закон РФ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 01 января 2013 года).

 

19

5 По данным Отчета об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области за 2012 год и задачах на 2013 год.

 

 

20

6 По данным Отчета об итогах работы департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области за 2012 год и задачах на 2013 год.

 

 

21

7 Официальная статистическая информация размещена на официальном Интернет-сайте Костромастата http://www.kostroma.gks.ru

 

 

24

8 См. тамже.

 

 

 

 

 

25

9 Сидорович А.В. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2005. – С. 215

 

 

27

10 Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. – М., 2007. – С. 318

 

 

 

28

11 Сажина М.А. Экономическая теория.  – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2004. – С. 322

 

 

29


Информация о работе Государственное регулирование цен в регионе, проблемы и направление решения