Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.
Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование готовый.docx

— 21.16 Кб (Скачать файл)

Введение

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы  принуждения и распоряжается  огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования  включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему  государственных банков и государственный  сектор экономики. Через них государство  воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и  НТП, поддерживая внешнеэкономическую  деятельность компаний.

Взаимодействие между  частномонополистическим и государственным  регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных  сдвигов, необходимых для дальнейшего  экономического развития.

Кризис капиталистического хозяйства в 30-е годы достиг таких  размеров, что возникла угроза основам  рыночной экономики. Это заставило  правительства ряда стран отойти от политики невмешательства и приступить к использованию широкого диапазона  экономических мер, направленных на смягчение безработицы и выход  экономики из продолжающейся депрессии.

Новые подходы к основным принципам функционирования рыночного  хозяйства воплотились в разработанной  Дж. М. Кейнсом концепции государственного регулирования, изложенной в его труде "Общая теория занятости, процента и денег". Согласно этой теории, перед государством ставилась задача вмешательства в деятельность рыночного механизма путем определения общего размера эффективного спроса при сохранении свободы принятия решений отдельными хозяйственными единицами.

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через  государственную собственность  или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.

Воздействие государства  на процессы ценообразования стало  одним из важных и систематически применяемых методов экономической  политики.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими  формами отраслевой государственной  политики представляет собой попытку  воздействия на стоимостные пропорции  и распределение национального  дохода между отдельными отраслями  и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в  последние десятилетия резко  усилилась в связи с развитием  инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической  деятельности государства.

Важнейший инструмент государственного регулирования - финансовая, денежно-кредитная  политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры  отдельных товарных рынков с помощью  регулирования цен.

В прошлом государственное  регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным  образом в военные периоды. Основной причиной прямого вмешательства  государства в ценообразование  в период войны становится резкое нарушение механизма воспроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы прямого  государственного регулирования цен  в рыночной экономике.

Регулирование цен  и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются  равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и  косвенное воздействие государства  на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и  свободные, цены устанавливаются и  утверждаются самими предприятиями. Государственное  воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе  и по отраслям.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат —  калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые  из прибыли, устанавливает нормативы  рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство  государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен  составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной  целью ценовой и денежно-кредитной  политики в среднесрочной перспективе  остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости  регулирования цен принимается  на основе анализа деятельности субъектов  ценообразования с учетом стимулирующей  роли соответствующих методов регулирования  в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие  формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования

1. Общее  замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен. Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление  фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов  цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается  на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление  предельных цен или коэффициентов,  пределов возможного изменения  (роста) цены за определенный  период времени или предельного  уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень  цены может быть надежной гарантией  населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции  на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень  цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних  пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она  плоха, а потому, что надобность в  ней отпала, поскольку рынок полностью  насыщен, существует эффективная конкуренция  не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет  практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию  ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной  продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию  крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

4. Установление  предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями  в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью  не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в  снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через  ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный  капитал.

5. Установление  фиксированных или предельных  размеров снабженческо-сбытовых  и торговых надбавок, наценок,  скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для  биржевой торговли и внебиржевого  оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование  цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования  вправе принимать решение о регистрации  декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение  об обоснованном изменении размера  декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой  цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации  цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны  заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Ценовая политика в  России обеспечивается Президентом  и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная  ценовая политика является частью экономической  политики государства и имеет  следующие задачи:

-    стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений;

-    создать условия для честной и социально направленной конкуренции;

-    преодолевать инфляционные процессы;

-    добиваться экономической и социальной защиты населения и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственное регулирование  цен является попыткой государства  с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному  развитию экономической системы  в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов  воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и антиинфляционный характер.

Информация о работе Государственное регулирование цен